Гуакамоле, «несомненно, одно из самых популярных блюд Мексики», по утверждению BBC, восходит к временам ацтеков. Благодаря смеси специй Pancho Villa и Old El Paso гуакамоле, подаваемое как закуска или гарнир, покорило европейские обеденные столы от Норвегии до Франции, от Швейцарии до Испании.
Основа гуакамоле - измельченные плоды авокадо. Большинство авокадо, продаваемых в европейских супермаркетах, происходит из нескольких стран. В Швейцарию, например, большинство авокадо импортируется из Чили, Перу и Испании. В 2020 году Швейцария импортировала около 19000 тонн авокадо. За последние несколько десятилетий импорт авокадо в Европу резко вырос. В Германии, например, с 2010 по 2015 год импорт авокадо вырос с 28 000 до 45 000 тонн; к 2020 году она импортировала более 118 000 тонн, что говорит о постоянно растущем спросе. Когда-то считавшийся экзотическим фруктом, сегодня авокадо стал таким же привычным продуктом питания, как и старый добрый картофель.
Причина популярности авокадо вряд ли является секретом. Как и черника и киноа, авокадо сегодня считается суперфудом. Они являются не только отличным источником питательных веществ и клетчатки, но и, что более важно, «полезных для сердца мононенасыщенных жирных кислот». Предполагается, что авокадо снижает уровень холестерина и триглицеридов и, таким образом, снижает риск сердечных заболеваний. В то же время они содержат антиоксиданты, которые могут снизить риск заболевания некоторыми видами рака. Авокадо покупают как люди, заботящиеся о своем здоровье, так и городские хипстеры, вегетарианцы и веганы, по своим идеологическим соображениям. Для многих авокадо - это не только вкусный ингредиент, но и образ жизни.
Право на воду
Производство авокадо требует больших затрат воды, примерно 70 литров на плод, что более чем в 12 раз больше, чем требуется для выращивания помидоров (авокадо, как и помидоры, - это фрукт, а не овощ). Как ни странно, большинство авокадо выращивают в относительно засушливых регионах. Например, в Калифорнии, где производство авокадо составляет порядка сотни тысяч тонн в год, этот фрукт выращивают в южных частях штата, от Сан-Луис-Обиспо до Сан-Диего, в пустыне. Ибо это и есть Южная Калифорния - «естественная пустыня, которую человек превратил в искусственный сад». Чтобы вырастить фунт авокадо, требуется около 280 литров «голубой» воды. Голубая вода поступает из рек, озер, ручьев и водоносных горизонтов; она не включает дождевую («зеленую» воду) или оборотную («серую») воду.
В конце 1972 года Альберт Хаммонд штурмовал хит-парады со своей песней «В Южной Калифорнии никогда не бывает дождей». Название было немного преувеличенным. Дожди иногда идут, но их мало, особенно в последние годы. В середине 2010-х годов Калифорния столкнулась с одной из самых продолжительных засух в истории и с изменением климата ситуация может ухудшиться. Во время засухи один автор предупредил своих читателей, что «вам следует дважды подумать, прежде чем есть авокадо». Это было в 2015 году. Тем не менее, его слова сегодня так же уместны - и, возможно, даже в большей степени, - как и тогда.
Возьмем, к примеру, Чили, крупнейшего экспортера авокадо. В 2019 году Чили экспортировала около 145 тысяч тонн авокадо. Большая часть экспорта шла в Западную Европу, и этот список возглавляли Нидерланды. Фактически, Нидерланды импортируют из стран, не входящих в ЕС, больше авокадо, чем все другие государства-члены вместе взятые. К 2019 году на эту страну приходилось почти две трети импорта авокадо из стран, не входящих в ЕС. Более 90% импортируемых авокадо после проверки и переупаковки повторно экспортировались в остальные страны Европейского Союза.
Чили является основным поставщиком «голландских» авокадо, уступая только Перу. В Чили авокадо в основном выращивают в провинции Петорка, самой северной части региона Вальпараисо, примерно в 200 км к северу от столицы Сантьяго. В Петорке воды относительно мало, «засухи случаются раз в семь лет». Тем не менее, как утверждается в статье в The Guardian, в Петорке «на каждый возделанный гектар требуется 100 000 литров воды в день, количество, эквивалентное тому, что будет использовать тысяча человек». В 2019 году правительство Чили объявило в провинции чрезвычайную ситуацию с водоснабжением.
С 2016 года людям, живущим в Петорке, выделяется 50 литров воды в день, что составляет лишь половину того, что нужно деревьям авокадо. Фактически, нехватка воды была настолько острой, что воду доставляли грузовиками. Когда воду проверили, оказалось, что в ней было превышено допустимое содержание бактерий группы кишечной палочки, что вызывало у детей диарею.
Дело в том, что в основных странах-экспортерах авокадо в Латинской Америке - Мексике, Чили и Перу - основной формой производства были «плантации, где авокадо выращивают в монокультуре». Этот тип сельского хозяйства связан с высоким потреблением воды, сильной зависимостью от ирригационных систем и методов управления, которые ухудшают качество почвы и, следовательно, ее водоудерживающую способность.
Согласно международным конвенциям, доступ к чистой воде является одним из основных прав человека. В 2020 году Лео Хеллер, специальный докладчик ООН по правам человека на питьевую воду и здравоохранение, предупредил чилийское правительство о том, что оно не сможет выполнить свои международные обязательства в области прав человека, если продолжит «отдавать приоритет проектам экономического развития». В апреле 2020 года правительство Чили приняло решение увеличить суточную норму воды для жителей Петорки до 100 литров.
Неделю спустя он отменил резолюцию, скорее всего, в ответ на давление со стороны лобби производителей авокадо. Поскольку, как отметил Хеллер, тем временем чилийское правительство не только продолжало «предоставлять новые права на воду сельскохозяйственным компаниям», но и не смогло «контролировать незаконное и чрезмерное использование воды компаниями, производящими авокадо». Вот и всё, что можно сказать про устойчивое развитие.
Суперсила авокадо
Это в еще большей степени относится к Мексике, экспортеру авокадо номер один в мире. Большинство мексиканских авокадо производится в штате Мичоакан, к западу от Мехико. Большинство этих авокадо экспортируется в США. В деле авокадо Мексика - сверхдержава. Фактически, по данным ООН, Мексика «контролирует половину мировой торговли авокадо». Авокадо - прибыльный товар, привлекающий сомнительных людей, в первую очередь печально известные наркокартели Мексики, «кошмарящие» производителей, перевозчиков и упаковщиков, ради контроля над сектором.
В то же время расширение производства авокадо на экспорт в США оказало разрушительное воздействие на флору региона. По словам местных властей, ежегодно в плантации авокадо превращаются более 20 000 гектаров лесных угодий, что приводит к массовому обезлесению, что, в свою очередь, сказывается на биоразнообразии. В то же время акцент на авокадо поставил под угрозу продовольственную безопасность в регионе, поскольку выращивание товарных культур вытесняет местные продукты питания.
Наконец, есть проблема виртуальной воды. Виртуальная вода - это количество воды, необходимое для производства товара. Фактическое содержание воды в авокадо чрезвычайно велико. Авокадо, экспортируемое из Мексики, Перу и других развивающихся стран в Западную Европу и Северную Америку, превращается в огромное количество виртуальной воды, импортируемой из стран с дефицитом воды в страны, в целом богатые водой.
В качестве примера можно привести Великобританию. В 2017 году потребление авокадо в стране от пяти основных поставщиков (Перу, Южная Африка, Чили, Израиль и Испания) оценивалось в более 25 миллионов кубометров в год, «что эквивалентно 10 000 бассейнов олимпийского размера». В результате, как отмечается в недавней научной статье, «чрезмерная эксплуатация воды, лежащая в основе торговых потоков авокадо, может в конечном итоге привести к ухудшению экологических условий во многих относительно бедных странах, в которых экспорт авокадо часто рассматривается как важный источник экономического роста».
Ситуация может ухудшиться с учетом растущего спроса со стороны Китая. И Чили, и Перу имеют с Китаем соглашения о свободной торговле, предоставляющие им привилегированный доступ на китайский рынок. За шесть лет с 2012 по 2017 год объем экспорта авокадо в Китай увеличился с 1500 тонн до более 32000 тонн. В Латинской Америке авокадо считается «зеленым золотом». К сожалению, как и на протяжении всей истории, золото способно затуманивать человеческий разум и, в конце концов, превращаться в проклятие.