Цель: формирование основ целостного мировидения ребёнка и убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды, средствами игрового проблемного обучения и наглядного экспериментирования.
Задачи:
- формировать экологическое сознание ребёнка о единстве человека и природы;
- развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи в экосистемах;
- формировать представления о круговороте воды в природе;
- расширять и углублять знания детей о свойствах воды;
- дать сведения о незаменимой роли воды в жизни человека;
- воспитывать у дошкольников любовь к родному краю;
- воспитывать бережное отношение к воде;
- развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему;
- закрепить знания детей о правилах поведения в экосистемах.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
1. Введение.
1.1. Роль воды в жизни на Земле.
2.Основная часть.
2.1.Состояние воды.
2.2. Значение воды в жизни человека.
3. Заключение.
3.1. Бережное отношение к воде.
Предварительная работа:
- экскурсия к водоёму;
- беседы о воде;
- опыты и эксперименты с водой;
- рассматривание картин о природе;
- чтение художественной литературы о воде;
- изучение песен, стихов, игр о воде;
- рисование плакатов по теме «Берегите воду»;
- развлечения: «День Нептуна», «Праздник воды».
Оборудование:
- глобус;
- дидактическая игра: «Кто живёт в воде».
- сосуды с водой разной температуры;
- ванночка с водой;
- пенопласт;
- два яйца;
- соль;
- сахар;
- камешки;
- марганец;
- воронка с песком;
- деревянный брусок;
- металлический предмет;
- водяной термометр;
- водомер;
- фильтры для воды.
Литература:
1. Дитрих А. «Почемучка».
2. Кондратьева Н.Н. «Мы»-программа экологического образования детей.
3. Куликовская И.Э. «Технология интегрированного праздника».
4. Леонович А.А. «Изобретения».
5. Молодова. Л.П. «Экологические праздники для детей».
6. Скорлупова О.А. «Вода».
7. Рахилин. В.К. «Энциклопедический словарь юного натуралиста».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
«Лес и воды – красы природы»
1.1 Воспитатель: Ребята, у нас сегодня увлекательное путешествие, а о чём мы будем говорить во время путешествия, вы узнаете, если отгадаете загадку:
«Я и тучка, и туман, я – река и океан. Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу».
Дети: Это Вода. «Без меня не будет моря, океана и реки, даже лужицы, в которой бултыхаются щенки. Раз и два… стала капелькой сама»
Воспитатель: Совершенно верно, это вода, «водица – сестрица», а по словам великого Леонардо да Винчи, вода является «возницей природы и жизни» Именно о воде, с вами во время нашего путешествия, мы узнаем много нового и интересного. Посмотрите на глобус и скажите, каким цветом она обозначена, и какую площадь вода занимает на земном шаре.
Дети: Она изображается на глобусе - голубым или синим цветом, её много на нашей земле. Это реки, моря и океаны делают её такой. «Чтобы о водах России знать, надо карту уметь читать, быть внимательным, уметь наблюдать, и, конечно рассуждать».
Воспитатель: Вы правы ребята, недаром нашу планету называют «голубой».
если посмотреть на нашу планету из космоса, то увидим обилие на ней воды. Вот посмотрите, круг – пусть будет наша Земля, он разделён на 4 части, а как вы думаете, сколько частей может занимать вода и сколько суша?
Дети: Почти 3 части поверхности планеты занимает вода, и лишь четвертая часть остаётся на долю суши, на которой мы живём.
Воспитатель: Молодцы, благодаря воде, отважные мореплаватели совершили одно интересное путешествие. Их корабли, всё время двигались в одну сторону, обогнали Землю и через 3 долгих года возвратились домой с противоположной стороны. Только тогда-то многие поверили: «Да, Земля наша круглая !». А на чём можно плавать по воде?
Дети: На лодке, плоту, пароходе, теплоходе, ледоколе, корабле, подводной лодке
Воспитатель: Давайте, ребята, отправимся в путешествие. В путешествиях можно многое узнать, и друзьям об этом рассказать.
Дети: Давайте поплывём на корабле. Дети выбирают: капитана, рулевого, боцмана, главного механика, кока, остальные – матросы.
«Руки вытянем вперёд – это наш корабль плывёт,
Сядем в наш корабль, друзья, поплывём и ты и я!»
Воспитатель: Усаживаемся удобнее, ведь наше путешествие будет длинным, мы многое узнаем о значении воды в жизни человека. Отправляемся в путешествие по воде, ведь вода – самая широкая, удобная дорога. По бесчисленным рекам, по океанам и морям плывут суда, везут тяжелые грузы и людей.
Дети: Капитан даёт команду: «Отдать швартовые!»
Воспитатель: Все океаны и моря – один громадный водоём. Водоёмы, это дом для растений и животных. А какие водоёмы вы знаете?
Дети: океан, море, озеро, река, пруд, канал, водохранилище, ручей.
Воспитатель: Вода всё время перетекает из морей в океаны, из океанов в моря. Поэтому все моря и океаны Земли объединены одним названием – Мировой океан. Всего на нашей планете – 4 океана и около 90 морей. Какие океаны вы знаете?
Дети: Тихий океан, Атлантический океан, Индийский, Северный Ледовитый океан.
Воспитатель: Молодцы ребята, скажите, а по какому океану Христофор Колумб приплыл к берегам Америки на своих парусных кораблях?
Дети: Он открыл её, отправляясь в путешествие по Атлантическому океану.
Воспитатель: Однажды моряки Колумба закричали: «Земля, Земля!». Но то, что они издали, приняли за сушу, на само деле, были водоросли. Знаете, ребята, всё живое произошло из воды, давным-давно, много лет назад, когда на нашей планете ещё не было жизни, почти всю её поверхность занимал океан. Именно в океане появились первые живые существа – такие маленькие, что их невозможно было рассмотреть под микроскопом. Они продолжали развиваться, объединяясь, становясь, всё более сложными. Появились рыбы, морские животные. Некоторые учились дышать воздухом и постепенно, с течением времени, переселились на сушу. А кто и как можно опуститься на дно морское, чтобы узнать, кто населяет водное пространство?
Дети: Водолаз, аквалангист, на подводной лодке, на батискафе.
Дидактическая игра: «Кто живёт в воде».
Цель: сформировать представления об обитателях водоёма.
Дети: перечисляют обитателей водоёма: млекопитающих, рыб, водные растения.
Воспитатель: Давайте проведём вашу любимую игру, но постарайтесь, чтобы ваши фигуры были похожи на обитателей водоёма.
Дети: Физкультминутка: Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри.
Воспитатель: А какие моря вы знаете?
Дети: всего 11 морей омывают российские берега: Чёрное море, Чукотское море, Каспийское море, Белое море, Балтийское море, Баренцево море и т.д.(по глобусу)
Воспитатель: Одинакова ли вода на вкус и можно, ли пить, морскую воду?
Дети: Нет, вода бывает пресная и солёная. В морях солёная, непригодная для питья.
Воспитатель: А как можно получить пресную воду?
Дети: - имеются опреснители морской воды. Одна установка действует на пустынном и безводном берегу Каспийского моря;
- на глубинах под землёй открыты реки и даже целые озёра пресной воды;
- бурят скважины, колодцы для добычи пресной воды;
- в будущем можно получать из ледяной глыбы айсберга Антарктиды;
- в реках и озёрах пресная вода, её надо экономно расходовать.
Воспитатель: Какие озёра вам знакомы и назовите известное озёро нашей области.
Дети: Озеро Байкал – самое глубокое и пресное озеро, оно внесено в список Всемирного наследия. Ладожское озеро, Онежское озеро. Знаменитое озеро в нашей области – озеро Эльтон, известно своими целебными грязями.
Воспитатель: Уважаемый капитан, а мы можем сказать, какая температура воды за бортом нашего корабля? Можно измерить температуру воды?
Дидактическая игра: «Измерь»
Цель: формировать представление на приборах, измеряющих температуру воды, воду, развитие познавательных интересов и способностей ребёнка концентрировать внимание на измерении.
Воспитатель: Что такое термометр и какой термометр нужен для воды?
Дети: Термометр – это прибор для измерения температуры воды. У термометра имеется шкала и стеклянная трубка, наполненная подкрашенной жидкостью. На шкале есть деления, каждое из которых обозначает градус. Цифры, стоящие около делений, показывают число градусов. Ноль – граница между градусами тепла и холода, но в этом термометре отсутствуют деления ниже нуля, так как при уже нуле градусов вода замерзает.
Опыт:2 сосуда с холодной и тёплой водой, термометр. Дети измеряют температуру воды и сравнивают. и делают вывод , что в этом термометре отсутствуют деления ниже нуля, так как при температуре уже нуле градусов вода замерзает.
2.1.Воспитатель: От чего зависит состояние воды, и какие состояния её вы знаете?
Дети: Различные состояния воды зависит от её температуры. В природе существуют
три состояния воды: твёрдое, жидкое и газообразное.
«Я и туча, и туман, я ручей и океан, я летаю и бегу, и стеклянной быть могу».
Воспитатель: А где мы можем наблюдать воду в различных состояниях?
Дети: Вода имеет жидкое состояние, например в водопроводном кране, реке, море. При температуре ниже нуля градусов она имеет твёрдое состояние – лёд, сосулька.
А если вода в чайнике закипела, то мы видим пар – газообразное состояние, туман или вытерли доску, стала сухой, вода испарилась, превратилась в пар, прозрачный.
Воспитатель: Ребята, не только мы путешествуем, но и вода путешествует, расскажите, что происходит с водой, когда сильно греет солнце?
Дети: Когда солнце нагревает воду в морях и реках, вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются высоко в воздух. Чем выше поднимается водяной пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Образуются облака. Когда капелек воды становится много, они становятся слишком тяжёлыми для облака и выпадают дождём или снегом
Воспитатель: Затем вода возобновляет свой путь и весь этот процесс называется
круговорот воды в природе.
Воспитатель: Вода состоит из множество капелек, «маленьких человечков».
Как только пригреет солнышко, капельки - сестрички играют, резвятся, становятся лёгкими и по одной отделяются и поднимаются вверх, это газообразное состояние воды, вода превращается в пар. Давайте промоделируем:
Дети: « Тысячи капель за ручки взялись, за ручки взялись , на носки поднялись. И побежали… Сможешь догнать их?…Едва ли.»
Воспитатель: Если поднести прозрачное стекло, когда оно остынет, то капают капельки воды, как дождик. Процесс перехода из газообразного состояния в жидкое, называется конденсацией.
Скажите, ребята, имеет ли цвет вода? Как это проверить?
Дети: Вода прозрачна. Если в прозрачный стакан налить воды и опустить предмет, например, ложку, то её будет видно. Значит, вода прозрачна.
Воспитатель: А всякая вода прозрачна?
Дети: Нет, фруктовая, сок.
Воспитатель: Имеет ли вода запах? Что придаёт ей запах?
Дети: Чистая вода не имеет запаха, вода из-под крана пахнет хлоркой, газировка пахнет ягодой, минеральная вода – не запаха. Запах ей придают растворители.
Воспитатель: А, что растворяется в воде? Давайте проверим.
Дети: В воде растворяется соль, сахар, таблетки, краски, гуашь. «Очень добродушная, я мягкая, послушная, но когда захочу – даже камень источу»
Опыт: Знакомство со свойствами воды.
Цель: изучать свойства и развивать познавательный интерес ребёнка в процессе экспериментирования с водой
Проверяем растворимость: растворение соли, сахара, марганца
Вывод: в результате растворения в воде сахара, соли, кристалликов марганца получаются растворы (сладкий, марганцевый). Вода – растворитель.
Воспитатель: Она растворяет даже металлы, серебро и этой водой лечили раны.
Эксперимент: «Тонет, не тонет».
Цель: развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями, создать условия для овладения способами свойств жидкости.
Ход эксперимента: В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы, выясним их плавучесть - пенопласт, деревянный брусок, камень, металлический предмет.
Объясняем причину, почему одни предметы плавают, другие тонут.
Вывод: если предмет легче воды, он плавает, вода выталкивает более лёгкие предметы, а если тяжелее воды, он тонет.
Воспитатель: Вспомните, ребята рассказ Л.Н. Толстого «Хотела галка пить»
Если в стакан с водой опускать камешки, то уровень воды поднимается. Значит, вода обтекает камешки, а не проникает внутрь их.
Воспитатель: Воду можно измерить, например: водомером, он измеряет количество потребляемой воды в квартирах, на станциях, а как ещё можно её измерить?
Дети: Измерить количество воды – мерный сосуд, с отметками – мензурки, столовой и чайной ложкой, бутылочки с отметками, для того чтобы кормить малыша ведь надо осторожно. Стаканом можно измерить –200грамм, 150 грамм. Банки есть на 400грамм, 700грамм, 800грамм,0,5л, 1л, 1,5л,2л,3л, 10 л. и т.д.
Воспитатель: А какую форму имеет вода?
Дети: Она не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в который она налита
Воспитатель: Ребята, а можно ли воду перелить из одного сосуда в другой?
Дети: Воду можно перелить из одного стакана в другой, а если нечаянно проливаешь её, то она растекается в разные стороны, а если взять и налить на ладони, то протекает между пальцами.
Воспитатель: Верно, мы умываемся, пьём чай, благодаря свойству воду - текучесть
Дети: «Льётся чистая водица, мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берём, крепко щёткой зубы трём,
Моем шею, моем уши, после вытираемся посуше».
Воспитатель: Когда температура воды за бортом нашего корабля самая высокая?
Дети: Летом, температура воды самая высокая и в ней можно купаться в ней.
Воспитатель: Правильно, ребята, даже существуют праздники, и не один, связанные с купанием в воде и даже когда крестят младенца, куда его окунают?
Дети: В воду, чтобы он не болел, был здоровый.
Воспитатель: В знак уважения к воде, их три больших праздника, вспомним. Первый -19 января, Крещение Господне или Водокрещи, что делали в это день?
Дети: В этот день было принято ходить к рекам, где совершалось великое освещение воды. После молебна на реке купаются, что быть здоровым, а также набирают воду, которая считается «Святой», «живой» водой, приносят домой, она помогает, когда человек заболеет.
Воспитатель: Второй праздник, это когда можно начинать купаться в реке
Дети: Праздник Ивана Купала, в начале лета, праздник очищения огнём и водой. На берегах рек из сухих веток жгли костры и купались в воде и росе. Собранные с вечера и в ночь травы и коренья имеют большую целебную силу.
Воспитатель: Третий праздник, после которого уже нельзя купаться в реке
Дети: 2 августа – Ильин день, народ верил, что Илия есть непосредственный распорядитель грозных сил природы, Илья развозит воду по небу, расплёскивает её и люди ждали дождя, бури и грозы. Вода остывает от ночи к ночи. С Ильина дня вода остывает, будто, говорится в народе, через реку олень переплыл и реку остудил. Купаться в реке больше нельзя.
2.2. Воспитатель: А сколько требуется человеку воды в сутки?
Дети: Человеку необходимо в сутки более 2 литров воды, часть её он выпивает, а часть содержится в пище.
Воспитатель: Много воды и в теле человека, наше тело 2/3 состоит из воды. Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества.
Каждый из вас – частичка воды. Как вы себя чувствуете летом, в жару?
Дети: На улице лето, вода в нас нагревается и нам становится жарко, а зимой нам холодно, также как и природе.
Воспитатель: Испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела. Вода необходима нашему организму для удаления разных вредных веществ. С помощью воды делали открытия. Древнегреческий математику было задание –вычислить объём золотой короны, и он долго не мог этого сделать. Однажды, окунаясь в чашу, которая была полностью наполнена водой, он воскликнул «Эврика» - я нашёл. Объём короны – равен объёму вылитой воды.
Воспитатель: Скажите, а какие ещё вы знаете, изобретения, сделаны с помощью воды, как вода служит человеку?
Дети: - водопровод;
Ребёнок: читает стихотворение С. Маршака:
«Стали жить по новой моде, завели водопровод.
Речка спятила с ума - по домам пошла сама!
А бывало с перезвоном к берегам её зелёным
Шли девицы за водой по улице мостовой.
Подходили к речке близко, речке кланилися низко:
«Здравствуй, речка – наша мать! Дай водицы нам набрать!
А теперь иной невежа, захотел водицы свежей –
Шевельнул одной рукой – и вода бежит рекой!
Бережливым будь с водой! Шевельни опять рукой.
И, как только воду взял, хорошенько кран закрой»
- централизованное водяное отопление;
- орошение полей, полив огородов, дач;
- раньше было изобретено водяное колесо для работы мельницы;
- гидроэлектростанции, для получения электроэнергии.
Воспитатель: Кто нуждается в воде?
Дети: Вода есть повсюду. Много воды в живых организмах – в каждом растении, в каждом животном. Вода по весу составляет более половины организма. Даже в камне есть вода, в воздухе тоже есть вода.
Воспитатель: Ребята, а где живут капли воды у нас в группе?
Дети: В растениях, в нас, в водопроводном кране, аквариуме, чайнике, уголке ИЗО.
Воспитатель: Ребята, вы все пользуетесь водой, как вы думаете, откуда к вам в дом приходит вода, где начало её пути?
Дети: Воду берут из речки, она на станции по очистке воды проходит через фильтры – специальные очищающие устройства, и только чистая вода приходит в наш дом.
Воспитатель: А как проверить, вода чистая или нет?
Дети: Взять фильтр, кусочек ткани, марли и через фильтр пропустить воду.
Воспитатель: А раньше очищали воду, пропуская через песок, хлор
Опыт: «Очистим воду»
Цель: расширять знания детей о воде и знакомить с природными источниками воды, воспитывать бережное отношение к природе водоёмов.
Демонстрация опыта: для опыта берётся 2 стакана с загрязненной водой и фильтр. Один стакан с водой пропускается через фильтр. Затем вода в стаканах сравнивается. Вывод делают дети: так очищают на очистных сооружениях.
Воспитатель: А как ещё можно очистить воду?
Дети: Отстаивание, кипячение, хлорирование.
Воспитатель: А какую воду можно использовать для питья человеку?
Дети: Из водопроводного крана.
Воспитатель: Действительно, ни одно из дарованных нам природой веществ, кроме, пожалуй, воздуха, не подвергалось со стороны человека столь мощной атаке. Сегодня ощущается дефицит пресной воды и чистой морской воды. На земле осталось мало районов, где осталась чистая вода и это острейшая проблема. Почти каждый второй житель пьёт загрязненную воду. Это связано с загрязнением водоёмов за счёт выбросов промышленных предприятий. Вода для питья, расфасованная в бутылки и канистры, продаётся уже повсеместно. Даже пройдя предварительную очистку (отстаивание, фильтрование, и хлорирования) , поступающая в водопроводную сеть, вода и после кипячения может быть небезопасной для здоровья. Во всяком случае, воду следует пить только кипяченую, так как при кипячении погибают болезнетворные микроорганизмы, разрушаются некоторые вредные для здоровья загрязнители. Хлор удаляется из воды при её кипячении 5 – 10 минут или отстаивании в течении суток. Как её можно хранить?
Дети: Хранить воду лучше в стеклянной, керамической, эмалированной посуде.
Воспитатель: Раньше за водой ходили ранним утром до восхода солнца. Особенно ценной считалась вода, набранная утром раньше всех. Люди спешили умыться в речной Воде в то время, когда реки начинали очищаться ото льда, чтобы быть сильными и здоровыми. А как звали богатыря, кого исцелила живая вода?
Дети: Илью Муромца, он сидел 30 лет и когда дали ему выпить живой воды- «богатырской» воды, он чудесным образом исцелился и возле реки Смородины он поразил Соловья – разбойника.
Воспитатель: Всегда к воде относились с почитанием, старались особенно не беспокоить воду, в неё никогда не бросали камни, палки, мусор. А, как вы ведёте себя на реке?
Дети: Ничего не бросаем в воду, мусор убираем и уносим в контейнеры.
Воспитатель: Дети любите ли вы купаться в ванне или под душем? Всегда ли следите за тем, чтобы из крана попусту не текла вода и что надо делать для этого?
Дети: Купаться они очень любят и умеют кран плотно закрывать, так без воды не сделаешь многих дел и воду ничем не заменишь.
Ребёнок: Читает стихотворение:
«Родник иссяк, ручей ослаб, а мы из крана кап- кап-кап.
Мелеют реки и моря, не тратьте воду зря – зря – зря!
А то пройдёт немного лет, и нет водицы – нет, нет, нет!»
Воспитатель: Вода есть и под землёй, это родники. Родник – бесценный дар. Если родник засорился, надо срочно расчистить его, чтобы вода из них свободно текла а ручьи, тогда наши озёра и реки буду полноводными. Народ любил воду и бережно относился, даже придумал игры о ней, которые живут много лет - «Ручейки».
Правило игры: Ребята строятся друг за другом по 5-6 человек, руки кладут на пояс или на плечи впереди стоящему – это «ручейки». По сигналу: «Ручейки бегут!» дети произвольно бегут каждый в своей колонне друг за другом. Все колонны бегают, не мешая одна другой. По сигналу: «Озеро!» каждая команда, взявшись за руки, образует круг, «озеро»
Воспитатель: Значение воды велико, ведь без воды не могут существовать ни человек, ни растения, ни животные. Обращаясь к детям, поэтесса М.И. Цветаева призывала: «Никогда не лейте зря воды потому, что из-за её отсутствия в пустыне погибает человек». А всегда ли правильно мы себя ведём, находясь у водоёмов? Давайте, подумаем, как мы с вами можем надо постоянно стремиться экономно расходовать воду.
Воспитатель: А в деревне, какую воду пьют люди? Дети: Из колодца, родниковую
Воспитатель: Вы правы, чистые источники, родники, колодцы, выкопанные хорошими людьми, считались священными и целебными. Лечебные свойства приписывались ключевой Воде, а также воде взятой из горного источника. Вы все пьёте минеральную воду, а какую вы знаете воду, взятую из источников нашей Волгоградской области? Дети: Горная поляна, Серебряковская, Архыз.
Воспитатель: Ребята, приобретая минеральную воду, обязательно читайте внимательно этикетку, для кого она предназначена и обязательно убедитесь в качестве воды, указано ли № скважины, откуда вода берётся.
Воспитатель: На берегах озёр, рек и морей селились люди, строили города, деревни. Как вы думаете почему? Вот мы подплываем к реке Волга. Ребята, а как вы понимаете, пословицу про реку Волга: «Волга – плыть долго, а Дунай широко».
Дети: Волга по протяженности длиннее Дуная. Действительно, благодаря воде, на берегу Волги построено много больших городов: Волгоград, Саратов, Самара, Астрахань, Казань, Чебоксары, Нижний Новгород, Энгельс, Балаково, Хвалынск, Ульяновск, Набережные Челны.
Воспитатель: Да, действительно, издавна Волга была главным водным путём России и называли её народ Волгой – матушкой рекой, «Волга – всем рекам мать». Многие из вас были на нашей Волжской ГЭС, видели плотину, перегородившую великую реку Волгу. Плотина нужна для создания напора воды и благодаря гигантской мощи текущей воды, которая вращает не громоздкие деревянные колёса, а валы турбин производится электроэнергия. Благодаря Волжской ГЭС, которую строил весь народ, построен наш красавиц Волжский. Об этом времени так пишет наш земляк, его первостроитель Е.Исаков:
« Сторожил волжанин, помнишь это: дым костров, палатки над рекой?
Край родной за дальней далью где-то…Здесь песок, мошка, палящий зной.»
Нам, юным волжанам, живущим в этом замечательном городе, которому в этом году исполняется 50 лет, особенно надо бережно относиться к воде, любить наш город, ведь эта электроэнергия поступает во многие уголки нашей Родины.
«Город мой, звезда моя степная! Парус мой на яростных ветрах…
Что бы ни случилось в жизни – знаю: Сердцем я на волжских берегах» Е.Исаков.
Воспитатель: Ребята, восхищение водой, отразилось не только в стихах, но и в сказках, пословицах, праздниках. А какие сказки вы знаете, где встречается вода?
Дети: «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Снегурочка», «Золотой топор», «Заюшкина избушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «По щучьему велению», «Морозко», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане».
Воспитатель: А какие сказочные герои живут в воде?
Дети: - Нептун – бог источников и рек, бог морей. Отмечаем праздник воды, день Нептуна, открывает купальный сезон, когда можно начинать купаться.
- Русалка, молодая девушка живущая в воде, с русыми распущенными волосами. Она плещется в воде и играет с бегущими волнами.
- Дядька Черномор и 33 богатыря.
- Водяной - водяной дедушка, хозяин воды – «Водяной царь», живёт везде, где вода
3.1.Воспитатель: Мы почти домой приплыли, но водяной своими лапищами уцепился за корабельный нос и не пускает нас дальше, выходи к нам, мы тебя не боимся.
Водяной: «Я пучины повелитель, грозный царь солёных вод. И хотите не хотите, только дальше извините, ваш корабль не поёдёт. Вот!
Воспитатель: Это как же понимать ваше водяное величество, за что такая немилость к нам?
Водяной: « Кто приехал здесь на речку? Сжег костёр, в футбол гонял. Пили квас, консервы ели, хоровые песни пели . Отдохнули и ушли! И остались на полянке у потухшего костра: 2 разбитых светлых склянки, 2 размокшие баранки, словом мусора гора?» Кто это сделал? Отчего загрязняется вода в реках и озёрах?
Дети: Это не мы и делать так никогда не будем! Это от неправильного использования воды: в быту, кто отдыхал и не убрал за собой мусор, а также от производства, от слива сточных вод заводов, нечистот ферм, от удобрений.
Водяной: Ребята, а что означает знак «СОС!», знаете ли вы запрещающие знаки , как вы их понимаете и выполняете? ( показывает знаки)
Дети: Знак «СОС!», когда терпят бедствия кто-то, где-то. отправимся в спасательную экспедицию. Пропадают растения, исчезают насекомые, водоплавающие птицы, исчезли водоросли, рыбы в водоёмах. Вода стала «мёртвой» Почему? Страдает от этого и человек. Как можно поправить положение? Нужно по берегам реки посадить защитные лесопосадки, построить очистительные сооружения. Напоминающие знаки «Не бросай мусор в воду», «Не бросай в воду стекло», «Не мой машины в реке», «Не рви водные растения»
Водяной: Часто ли вы предпочитаете отдых на воде?
Дети: Мы часто ездим на Ахтубу, Волгу отдыхать. Но, к сожалению, здесь возникают экологические проблемы: сточные воды и бытовой мусор загрязняют воду. Человек бывает, безжалостен к природе: бросает бытовой мусор в воду и на берегу, моет велосипеды и транспорт, обламывает ветки деревьев и кустов, обрывает цветы, ловит жучков и бабочек, попадают сточные воды заводов, фабрик, удобрения и ядохимикат.
Водяной: Что вы посоветуете друзьям, собирающимся на отдых на речку Ахтубу или на Волгу или на море?
Дети: Бережно относиться к природе, не бросать на берегу мусор, носить головной убор, купаться только со взрослыми, быть осторожными на воде.
Водяной: А как можно запечатлеть свой отдых на природе?
Дети: Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи. Можно нарисовать, где отдыхал, сфотографироваться, приобрести сувениры и открытки, буклеты о природе родного края. Из-за такого небрежного отношения к природе, стали редкими многие растения – тюльпаны в нашей области, рыбы и насекомые, они занесены в Красную книгу.
Ребёнок: «Берегите общий дом», С. Крупина
На одной планете дружно жили дети.
Не разоряли гнёзда птиц ради нескольких яиц,
Не ловили по дубравам рыжих белок для забавы,
Травку не топтали, рек не загрязняли!
Все старательно, с умом берегли свой общий дом
Под названием Земля, где живём и ты, и я!
«Стыдно за людей, которые ради своего минутного удовольствия губят такую красоту».
Водяной: Будем надеяться, что мы увидим природу такой же прекрасной, с уникальным растительным и природным миром, когда приедут другие отдыхать.
(Водяной прощается с детьми и уплывает)
Воспитатель: Вот мы и вернулись домой из нашего путешествия во воде. Понравилось оно вам ребята и почему?
Дети: Мы узнали очень многое о воде и будем все особенно бережно относиться к воде и водоёмам.
Поётся песня: «Земля наш дом» Р. Рождественский
«Я речь веду о том, что вся Земля – наш общий дом, -
Наш общий дом, просторный дом, мы все с рождения в нём живём.
Ещё о том веду я речь, что мы наш дом должны сберечь.
Давай докажем, что не зря на нас надеется Земля»
Игра «Ручеёк»
Правило игры: Играющие становятся парами друг за другом и, подняв руки вверх, образуют «воротца» (поверхность воды). Один из детей проходит в воротца и выбирает себе пару, чтобы образовалось подводное течение. Оставшийся бежит к началу ручейка и также проходит в «воротца», чтобы течение не остановилось.
Ребёнок:
«Вы слыхали о воде? Говорят она везде!
В луже, в море, океане, и в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся, лентой серебристой вьётся.
Средь высоких стройных ель рушится потоком селей.
На плите у нас кипит, паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае. Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда.
Без меня вам не умыться, ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить: без воды вам не прожить.»
Ожидаемый практический результат.
В результате проведения данного занятия у детей:
формируется осознанное отношение к окружающему, происходит изменения интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы ребёнка происходит включение новых содержательных мотивов его учения и кардинальная перестройка основных механизмов регуляции поведения. Это характеризуется тем, что в его сознании меняется картина мира. Она становится более адекватной и целостной, отражает объективные свойства вещей, взаимосвязи, взаимообусловленности. В результате происходит непрерывное и постоянное перестраивание, переосмысливание и осознание ребёнком этого мира, что позволяет ему осуществлять не только воспроизводящую, но и регулирующую и рефлексирующую деятельности.
Ребёнок понимает, что лично от него многое зависит, каким будет наше будущее.
Данное занятие можно разбить на несколько занятий, в зависимости от знаний детей.
Конспект данного занятия могут использовать:
- воспитатели дошкольных учреждений;
- учителя начальных классов;
- педагоги подростковых клубов;
- руководители кружков;
- печатные издания для пропаганды экологической культуры.