Найти в Дзене
Доступная вода

Не научный труд: о чем рассказывают сотрудники водоканала в своей книге «Вода. Время. Люди»

Трудовые истории сотрудников воронежского водоканала стали частью библиотеки опорного ВУЗа.

Фото Росводоканал Воронеж
Фото Росводоканал Воронеж

Росводоканал Воронеж и региональный государственный технический университет дружат давно. Сотрудничество закреплено соглашением, которое предусматривает участие «РВК-Воронеж» в разработке учебных планов ВУЗа, проведении совместных семинаров и участие представителей водоканала в аттестационных комиссиях.

Сотрудники водоканала подошли к своим новым обязанностям ответственно. Понимая, что будущее их предприятия, да и отрасли водоснабжения и водоотведения (сокращенно ВиВ) в целом, напрямую зависит от того, каких специалистов выпустит университет, они стараются максимально передать все свои знания студентам. Поэтому написали книгу.

Воспоминания мастеров водоканала легли в основу сборника «Вода. Время. Люди», экземпляры которой пополнили библиотеку Воронежского государственного технического университета. Книга издана Фондом «Центр духовного возрождения Чернозёмного края».

На 160-ти страницах – судьбы людей, в разное время работавших на предприятии. Текст проиллюстрирован фотографиями известного фотохудожника, мэтра воронежской журналистики Михаила Вязового.

«Эта книга – не научный труд, и студентам нашего профильного вуза она вряд ли поможет в подготовке курсовых и дипломных работ. Но для тех, кто решит связать свою профессию с непростым водопроводно-канализационным хозяйством, она будет реальным подспорьем. Потому что ни одной выдуманной истории, ни одной несуществующей судьбы на её страницах они не найдут», - рассказала директор по персоналу «РВК-Воронеж» Елена Сарычева.

Передача в дар библиотеке книг «Вода. Время. Люди» - ещё один шаг в продолжение многолетнего сотрудничества ВГТУ и «РВК-Воронеж». Его результатом стали более сотни специалистов, выбравших работу в водоканале.

Вот одна из историй воронежского водоканала. Ее герой — начальник цеха водопроводных сооружений, станций и сетей «РВК-Воронеж» Владимир Еремеев.

Фото Росводоканал Воронеж
Фото Росводоканал Воронеж

Никогда не говорил своим детям: "Не пейте воду из-под крана"

Начальник цеха водопроводных сооружений, станций и сетей Владимир Еремеев работает на предприятии 37 лет. Он хорошо знаком не только с современными реалиями водоканала, но и с его историей.

- Владимир Иванович, в чем состоит особенность водоподъемной станции № 8?

- Объект был построен в 1968 году. Изначально здесь не было ни резервуаров, ни машинных залов, ни хлораторной. Был ряд скважин, которые напрямую подавали воду потребителям. Никакой технологии очистки. обеззараживания тогда не было предусмотрено. Потом, когда требования к качеству воды усилились, возник вопрос об обезжелезивании воды. На данном объекте железа в ней содержится много - до 12-14 миллиграмм на литр. Согласно всем санитарным нормам и правилам мы должны подавать воду потребителям с содержанием железа 0,3 миллиграмма на литр. Поэтому и был построен машинный зал, два резервуара по десять тысяч кубических метров, дополнительный створ из 14 скважин, которые увеличили мощность станции на 40 тысяч кубометров воды в сутки. Проектная мощность объекта сейчас составляет 120 тысяч кубических метров в сутки.

- Какие технологии очистки и обеззараживания воды существуют на объекте?

- Очистка производится сооружениями по обезжелезиванию. У нас здесь восемь фильтров. Проектная мощность очистных сооружений составляет 120 тысяч кубометров. Но потом в воде стал появляться марганец, и возник вопрос об очистке от него. Были построены сооружения деманганации. К примеру, если взять другие водоподъемные станции - № 4 и № 11 - там всё очищается без таких аппаратов. На объектах существует два подъема воды, а при такой системе марганец очищается автоматически.

- Как происходит в этой системе очистка от марганца?

- Обычная аэрация, то есть, проветривание. На поверхности воды в этих сооружениях установлены мощные вентиляторы. Они обдувают поверхность воды и таким образом марганец просто-напросто выветривается. Всё было построено в 2018 году, запущено летом год назад. Такое же сооружение есть и на водоподъемной станции № 12. Здесь сейчас не существует никаких проблем по очистке воды от железа и марганца. ВПС № 8 подает воду качественную, отвечающую всем санитарным нормам и правилам.

- Сколько лет вы работаете на водоканале?

- С 1982 года. Получается 37 лет. За это время многое удалось повидать. Главным считаю, что развитие водоснабжения шло в направлении очистки воды и увеличения мощностей. Город развивался, строились дополнительные водозаборы, створы скважин.

- А если вспомнить историю предприятия?

- Основная структура водоснабжения города создавалась в конце 1930-х годов. Время нелегкое, довоенное. После Великой Отечественной войны, когда Воронеж был разрушен практически полностью, были проблемы с водой. Её надо было подавать больше, обеспечивать население питьем и для пожарной безопасности. Если копнуть глубже, то прежде в городе воду населению доставляли водовозы. На телеге с лошадьми они заезжали прямо в реку и в дубовые бочки ведрами наливали воду, после чего везли и продавали. Могу сказать, почему в первые дни существования водозабора расход и потребление воды измерялись в ведрах. Просто люди к этому привыкли. Приехал водовоз, человек купил у него четыре ведра, и тот поехал дальше. Поэтому. когда началось строительство водозаборов, расчёт вёлся именно в вёдрах. Потом перешли на кубические метры - так удобнее. После Великой Отечественной на протяжении десяти лет город восстановили практически полностью. Но особый период развития водоснабжения приходится на 1968–1971 годы. Тогда были построены ВПС № 8, девятая станция, одиннадцатая, которая сейчас является одним из самых мощных объектов по водоснабжению. Если взять в процентном соотношении, то это второй по мощности объект, который обеспечивает около 40% сети Воронежа.

- Сколько за сутки город потребляет воды?

- Порядка 330-340 кубических метров.

- Свою трудовую деятельность вы начинали на этом объекте?

- Да, сюда я пришёл мастером. Начальником станции в то время был Михаил Дмитриевич Лобынцев - человек очень грамотный, хотя и молодой, что в то время было редкостью. Система подготовки специалистов работала тогда на 12-й станции. Потом появилась и здесь, на восьмой. На время строительства очистных мы тут собирали, как говорится, "все шишки". К тому времени до конца не изучили ещё технологию, не знали в тонкостях всех деталей. Эти очистные сооружения на водоканале были первыми (если не считать ВПС № 12, принадлежащей тогда алюминиевому заводу). Они нашим предприятием не проектировались, не строились, не принимались, не контролировались. Но на этом объекте постепенно шли работы. Порядка 430 тысяч тонн песка и щебня на каждом из восьми фильтров. Крыши тогда на основном здании не было. В это пространство с помощью крана и конусного бака засыпались песок и щебень, которые потом разравнивали рабочие. Я проработал на ВПС № 8 чуть больше года. При полном пуске объекта все, включая начальника, Валерия Алексеевича Орехова. жили здесь чуть ли не неделю, так как работа шла круглые сутки, нужно было завершить ее в поставленные сроки. Забрали меня со станции и назначили начальником цеха в начале 1984 года.

Кстати, воронежский водоканал единственный в России, который использует воду для питьевых нужд с защищенного водоподземного горизонта. Вода для города добывается с глубин от 40 до 90 метров. К тому же она очищается от железа и марганца, обеззараживается хлором. Никогда не было, чтобы я в своей семье, своим детям говорил: "Не пейте воду из-под крана". Сам возьму кружку и при ремонте любого водовода при всех выпью эту воду.

- Какой период за годы вашей работы в водоканале вы можете назвать золотым временем?

- С 1985 года по 2000-й. С 1985 года был укомплектован штат хороших, грамотных и профессионально подготовленных по своим профилям сотрудников. В эти годы у каждого цеха абсолютно всё было в наличии. Чётко работали все механизмы предприятия. Мы никогда не слышали, что при необходимости нельзя купить трубу, или какую-нибудь иную деталь. Потом, как и в целом по стране, начались всякого рода проблемы. Сейчас всё поправилось, возвращается на свои места. Но вы же понимаете, что очень сложно что-то сломав, восстанавливать заново.

- Что делается сейчас, дабы восстановить утраченное?

- В каждом подразделении созданы профессиональные службы, которые слаженно работают. У цехов есть всё в наличии, каждый занимается своим делом. Всё на предприятии постепенно восстанавливается и приходит в норму. Проводится модернизация, которая улучшает работу. У нас существует несколько этапов подготовки и подачи воды. Сначала агрегат, состоящий из двигателя с насосом, поднимает воду. Сейчас эти агрегаты с частотным регулированием. Если раньше оператор по указанию диспетчера выстраивал давление и в соответствии с этим смотрел, куда больше подать воды, где можно уменьшить, судя по показаниям так называемых контрольных точек в каждом районе города, то сейчас при модернизации объекта, когда были установлены аппараты с частотным регулированием, им выстраивается определенный диапазон работы. Улучшение условий труда и производственных показателей, улучшение самой системы в целом - это и является модернизацией на каком-либо этапе подачи воды.