На протяжении столетий лакированные изделия производства Китая и Японии были предметом недосягаемой роскоши и такой же недосягаемой мечтой для ремесленников всего мира. Не стала исключением в этом плане и Византия, в которой тоже поначалу пытались получить китайский лак, но осознав тщетность всех своих попыток, решили использовать заместо него достижение своего развитого стекловарения, вошедшее в историю под именем стеклянной глазури (или, как говорили на Руси, поливы).
Хотя явление самоглазуризации керамических изделий в результате контакта с поташем во время обжига было известно еще древним египтянам, реально производство стеклянной глазури смогли наладить только византийцы, которые начали активно применять буру, основной связывающий компонент между силикатной основой и металлическими пигментами глазури. Наиболее простыми в изготовлении являются так называемые "сырые" глазури, изготовляемые следующим образом: все компоненты в виде силикатной основы (каолина, кварца или полевого шпата), оксидов различных металлов в роли красителей и буры тщательно измельчаются, добавляются в воду и перемешиваются между собой до нужной степени готовности. Много сложнее в производстве (и, соответственно, дороже) были фриттованые глазури, компоненты которых сначала сплавляют между собой при температуре 1200—1300 °C, вследствие чего образовываются нерастворимые силикаты и другие соединения, а после сплавления фритту выливают в ёмкость с водой, где она остывает, затем высушивают и тщательно измельчают в ступе, после чего и сырые, и фриттованые глазури наносились на керамические изделия вручную и подвергались обжигу. Эти технологии практически без изменений дожили до наших дней, разве что при производстве глазурей перестали употреблять в качестве красителей свинец и мышьяк в силу их токсичности.
Стеклянная глазурь обладает превосходными санитарно-гигиеническими и эстетическими качествами, поэтому неудивительно, что она нашла самое широкое применение в гончарном и строительном деле и с византийскими зодчими в Х веке оказалась на Руси, где оказалась очень широко востребованна: ей украшали посуду, игрушки, здания, надгробные плиты, да и как можно представить русскую печь без поливных керамических изразцов?
Начало периода феодальной раздробленности в XII веке привело к упадку искусства стеклянной глазури на Руси. Вновь на ноги ей помогло встать монголо-татарское нашествие. Представителям монголо-татарской знати очень понравились изделия русских мастеров и они всеми правдами и неправдами пытались заполучить их к себе, дабы они работали для их нужд (племянник Чингисхана Исунке вообще повелел покрыть свой Кондуйский дворец глазурированой черепицей, что было исполнено в точности). Взлет искусства стеклянной глазури в Монгольской империи не остался незамеченным на Руси, где уже в XIV веке открылись глазурировачные мастерские в Москве и Пскове, готовившие новый взлет искусству русской поливы.