Уже чуть не сотню лет общество живёт под лозунгом «Всё лучшее – детям!».
В каждой семье – а мы рассматриваем сейчас обычные, нормальные семьи, с достатком ниже среднего, коих по стране абсолютное большинство, семьи маргинальные и семьи хорошо обеспеченные оставим для других статей – работают, стараются на благо детей, часто поступаясь ради них своими интересами и отдавая им лучший кусочек.
Но вот педагогический посыл, сопровождающий условный апельсин, купленный специально ребёнку, бывает разным.
Первый.
- Кушай, сыночка, мама тебе специально купила, смотри, какой вкусный! Дорогой, правда!.. Но маме для своего сыночки ничего не жалко. Мама лучше сама не поест, а сыночке витаминов купит. Вот, на три штуки хватило. В день по одному будешь кушать – на три дня хватит.
Чистое помыслами наивное дитя предлагает съесть сразу все апельсины: один маме, другой папе, третий ему.
- Нет-нет, сыночка, что ты!.. Нам не нужно, мы уже взрослые, мы обойдёмся. А ты растёшь, тебе витамины нужны. Ты кушай, а мы на тебя порадуемся.
Ребёнок отламывает дольку от своего апельсина и протягивает маме/папе/бабушке/дедушке. Взрослый чмокает губами около дольки и закатывает глаза от удовольствия:
- Мммм… Как вкусно! – и подвигает детскую ручку с долькой поближе к детскому же ротику. – Кушай сам, сыночка!
И родительское сердце преисполнено радости и гордости – вот какой добрый у них растёт сыночек – обязательно хоть долечкой, да с родителями поделится! Такой в старости не бросит, надежда и опора растёт.
Была свидетелем небольшого эпизода с участием такой, чуть подросшей, деточки и зашедшего в гости дяди.
Дядя принёс виноград – две роскошные грозди. Мама помыла одну, положила на тарелку и поставила перед сыночком.
Ребёнок стал с удовольствием есть, запихивая в рот по несколько крупных сочных год. По его подбородку тёк сок, он причмокивал и жмурился от удовольствия. Мама смотрела на него и тоже наслаждалась каждой проглоченной дитяткой ягодкой.
Ребёнок был добрый и воспитанный. Он протянул маме одну ягодку:
- Хочешь? На!..
- Спасибо, сыночек, какой ты добрый! Я не хочу, кушай сам.
Ребёнок предложил ягодку папе.
- Спасибо, сын, я виноград не люблю, у меня от него изжога. – Отказался папа и гордо посмотрел на шурина. – Ешь сам.
Детская ручка с прозрачной от спелости золотистой ягодой протянулась в сторону дяди.
- На!..
- Спасибо! – сказал дядя, взял ягодку, положил в рот и… съел!
Ребёнок с недоумением посмотрел на свою опустевшую ладошку, оглянулся на родителей в поисках поддержки и оглушительно заревел.
- Ты что, совсем сдурел? – зашипела на брата мать, - зачем его ягоду съел? Надо было почмокать для виду, поблагодарить, похвалить, и всё! А ты набросился, по правде съел! Успокаивай его теперь!..
И бросилась к обделённому ребёнку, пытаясь заглушить его боль от невосполнимой потери:
- Сыночка, не плачь!.. Дядя нечаянно съел. – Уничтожающий взгляд в сторону брата. – Я тебе сейчас точно такую же ягодку принесу, хочешь?
- Хочу-у-у! – горестно провыло дитя, роняя слёзы на полукилограммовую гроздь.
Его губы дрожали и кривились от обиды и искреннего недоумения. Он, как добрый мальчик, всех угостил, но он же никак не ожидал, что кто-то может действительно взять у него предложенную ягодку и съесть! Это было неправильно, нечестно-о-о!..
Помню, как родственница рассказывала: были они с шестилетней дочкой в гостях. На столе угощения, ваза с фруктами. А жили они тогда трудновато, фрукты она покупала только дочке. И вот потянулась она к большому оранжевому апельсину. Хозяйка радушно подбодрила:
- Угощайся! Попробуй апельсины, такие сладкие!
И тут дочурка, очень хорошая девочка, звонко сказала:
- А мама не любит апельсины, она их не ест!
Хозяйка не растерялась:
- Ну, тогда яблоки, пожалуйста, виноград.
Родственница поблагодарила, улыбнулась дочке и оторвала виноградинку. От яблок и винограда ей делалось нехорошо в животе.
А дочка попросила апельсин, и мама чистила ей его, исходя слюной и жадно вдыхая аромат цитруса. Когда дома дочка угощала её долькой, она всегда отговаривалась тем, что не любит апельсины, и отказывалась. Дочка и запомнила.
- А в гостях-то бы я поела, - призналась родственница.
Но и радовалась, что дочкины слова удержали её руку, тянущуюся к апельсину. Так и не узнала малышка, что апельсины мама любит. Очень любит. Но апельсины были тогда товаром дефицитным, да и денег не хватало, чтобы на двоих покупать. А уж дочке-то она всяко достанет килограммчик. Пусть ребёнок ест спокойно. А она уж как-нибудь потом.
Прочитала как-то про женщину, которая, готовя курицу, брала себе всегда крылышки. Потому что двум сыновьям – ножки, муж любил грудку, свекровь – грудку и гузку. Ну, а она «любила» крылышки. Хотя и считала их самой невкусной частью курицы.
И вот женщина легла на операцию в больницу, и взрослые сыновья и муж принесли ей литровую банку куриного бульона, и в нём – много отварных крылышек.
- Кушай, мама, поправляйся! Твои любимые!
А она мечтала о ножке, мясистой восхитительной ножке, которую, как она смутно помнила, ела в детстве. Но, когда ей исполнилось четыре года, родилась сестричка, потом братик, и ножки стали доставаться им.
То есть, лучший кусочек действительно дают ребёнку, но демонстративно, сопровождая сентенциями о том, что родители не хотят, не любят, обойдутся, на всех не хватит, поэтому – ему, дитятке.
При этом в случае с виноградом, когда обескураженный дядя тихонько потом сказал папе, что виноград принёс всем, сами тоже поешьте, тот как ни в чём ни бывало ответил:
- Вот мелкого спать уложим - сырку порежем, бутылочка винца у нас начатая есть, и посидим с матерью под виноградик, чтобы он не видел.
Второй.
Давая ребёнку апельсин – а мы помним, что апельсин условный, это может быть любой фрукт, сладость, деликатес – родители на вопрос ребёнка отвечают, что свой уже съели или съедят потом, и обязательно берут предложенную долечку/ягодку/кусочек, благодарят и съедают на глазах у ребёнка, демонстрируя, как им вкусно и приятно.
Помню, давно, была в гостях у родственников на даче. По саду бегала пятилетняя девочка с пакетиком конфеток – очень вкусное крупное драже с густым сливовым джемом внутри.
Тётя Женя, подруга моей мамы, яркая, весёлая женщина, кстати, педагог, правда, институтский, спросила её:
- А что ты ешь?
- Драже, - охотно ответила девочка, - вкусное, внутри кисленькое!
- А почему никого не угощаешь?
- А взрослые не едят такие, - грустно сказала девочка.
- А мы едим! – решительно сказала тётя Женя, и девочка вся просияла:
- Правда?
- Правда. Очень любим такое драже.
Девочка обрадованно протянула ей свой открытый пакетик и помчалась в сторону дома.
- Ты куда?
- Я сейчас ещё принесу! – прокричала девочка.
И действительно, скоро вернулась с новым пакетиком.
Несколько взрослых тётенек и девочка сидели на скамейке и двух перевёрнутых вёдрах, сосали конфетки и оживлённо разговаривали на разные темы. Например, обсуждали способы плетения венка из одуванчиков. Девочка знала один, а тётя Женя - целых три и обещала показать и научить. Вот подружки обзавидуются!
С крыльца закричала хозяйка, звала всех к чаю. Женщины поднялись.
- Очень кстати, - сказала тётя Женя – к таким вкусным конфетам чайку – милое дело! Пошли!
За столом девочка подсела к тёте Жене, и они высыпали драже в блюдце.
На столе стоял торт, сладкие пироги, печенье, хорошие конфеты.
- Ты зачем свои сосалки на стол притащила – недовольно спросила хозяйка, - убери.
- Это наши любимые, - сказала тётя Женя, - мы с ними будем чай пить.
И подмигнула сначала девочке, потом её маме.
У этой девочки ещё не успело пропасть желание угостить кого-то по-настоящему, по правде, разделить с кем-то удовольствие.
Кто знает, может быть, тётя Женя успела ухватить буквально за кончик хвоста это желание в самый момент его исчезновения и вернуть ребёнку?
Маленький сын знакомых попробовал в гостях осетрину горячего копчения, и так она ему понравилась! И стал просить маму купить такую рыбку. Семья жила очень скромно. Покупать просто так осетрину не могли. Но приближался праздник, и с ребёнком договорились, что купят на праздничный стол. И мама купила маленькую упаковочку осетрины, повезло – по акции, но всё равно ужасно дорого! Мальчик с удовольствием ел и всё беспокоился:
- А вы почему не едите? Знаете, как вкусно? Попробуйте!
Мама спокойно отвечала:
- Знаю, сынок, очень вкусно. Я тоже люблю такую рыбку. Но сейчас, смотри, сколько всего на столе! А вот утром я сделаю себе бутерброд с этой рыбкой и съем его с кофейком. Я так больше люблю. Хорошо?
Мальчик успокоился. Мама, действительно, если что вкусное, всегда говорит: это надо с кофейком!
- А папе я сделаю бутерброд с собой на работу. Он в перерыве чаю с ним попьёт, да, папа? Будет у него такой вкусный перекус.
Мальчик видел: мама каждый день делает папе на работу бутерброды.
И хорошо, что он был совсем маленький и не умел считать и соотносить количество съеденных ломтиков с количеством оставшихся.
С тех пор у них вошло в традицию на каждый праздник покупать «белую рыбку».
И однажды, когда мама на кухне разбирала остатки праздничного обеда, мальчик зашёл и увидел, как она с жадностью собирает крошки рыбы с тарелки и из упаковки и причмокивает ими, как конфетой. Они взглянули друг на друга, и обоих обожгло стыдом. На тарелке оставался последний кусочек рыбки, положенный на кусок белого хлеба с маслом – ему на завтра. И мальчик что-то понял своим маленьким сердечком, он схватил бутерброд и сказал:
- Мама, это твой! Кушай! Пожалуйста!..
И мама не посмела отказаться. Она ела такой вкусный бутерброд и давилась, потому что горло перехватило спазмом, а её маленький сын стоял рядом и заботливо хлопал ладошкой по спине.
Кто знает, может быть, именно в этот момент он стал мужчиной – будущим мужем и отцом?
И про одного такого, совсем взрослого ребёнка. В нашем доме жил старичок со своим сыном – мужчиной лет пятидесяти. У сына давно в автокатастрофе погибли жена и дочь, мама умерла от сердечной болезни. Вот они и жили вдвоём, два вдовца. Они были очень привязаны друг к другу, заботились, беспокоились.
Сын работал, отец получал пенсию. Не пили, не курили. В принципе, им хватало. Много ли нужно немолодым одиноким мужчинам? На лекарства, правда, денег уходило прилично. У обоих давление, у отца начинающийся Паркинсон. Отец всё-таки старался экономить – пусть будет денежка на чёрный день, мало ли что. Пока сын на работе, он ходил в магазины, тщательно выбирал и рассчитывал, что где купить. Вечером встречал сына с ужином.
Мой папа был очень дружен с обоими.
Летом старичок ездил на рынок, покупал клубнику – сын очень любил её с детства. Брал килограмм - недорогой, а значит, не очень хорошей. Дома перебирал, мыл, аккуратно выкладывал в вазочку кверху хвостиками. Подавал сыну на десерт. Сын неизменно спрашивал:
- Сам ел?
- Ел, сынок, а как же! Пока мыл, поел и потом в обед помял себе с сахаром и сметанкой. Ты ешь, ешь, это тебе!
Старик, действительно, в процессе переборки откладывал повреждённые ягоды, обрезал их и съедал, чтобы сын не видел и не узнал, что он покупает ягоду подешевле. Но зелёные хвостики оставлял на блюдце и демонстрировал сыну: вон сколько съел!
Но сын знал все его хитрости. Он тянулся к вазочке с хорошей, отобранной заботливым отцом клубникой и ультимативным тоном провозглашал:
- Пополам!
- Да куда мне, сынок, я уж ею объелся! Ешь сам! – старик смотрел на сына честными слезящимися глазами и истово прижимал руку к сердцу.
- Тогда и я не буду! – тоном капризного мальчика говорил пятидесятилетний лысоватый дядька и демонстративно отодвигал вазу на середину стола.
Сам откидывался на спинку стула, скрестив руки на груди. И, сдерживая смех, искоса поглядывал на всполошившегося отца.
- Да как не будешь? А для кого же я на рынок ездил?.. – бормотал старик. – Такая ягода… сладкая, духовитая!.. Поешь!
- Ну, ладно. – Соглашался капризный ребёнок. – Только, чур, вместе!
И вываливал половину клубники отцу на тарелку.
Тот брал ножичек, отрезал хвостики и складывал ягоды в большую кружку.
- Сметанки принести? – спрашивал сын.
- Давай, сынок, - благодарно соглашался старик.
Очень уж любил он мятую клубнику с сахарным песочком и сметаной.
Потом они пили чай и ели любимую обоими клубнику – отец ложкой из кружки, сын - таская за хвостик из вазы, и оба вспоминали, как ели вот так же когда-то давно на старой даче душистую клубнику, выращенную мамой.
А какой педагогический посыл используете вы, подсовывая своему чаду лучший кусочек?
И на какой результат надеетесь?
А может, дети ваши уже взрослые, и результат налицо?
Какой?
Расскажите!