Хотите хлеба и зрелищ? Воспользуйтесь доставкой! Раньше курьеры просто привозили еду. Теперь доставка превратилась в способ конкурентной борьбы, маркетинговый ход и даже демонстрацию технологичности отдельных компаний.
Доставку придумали в Индии. Или в Италии?..
По одной из версий, зародилась привычная нам форма доставки в Индии. В конце XIX века в результате бурной индустриализации в крупные города переселилось множество людей. Домой на обед они не успевали, так как транспортная инфраструктура Индии и сегодня не совершенна. В общественных местах простому индийцу питаться было дорого.
Чтобы экономить время и деньги, была изобретена «даббавала» - система доставки еды пешими разносчиками. Даббавалы-разносчики и сегодня забирают еду у семей, с которыми у них заключен контракт, и развозят ее на скутерах по офисам и производствам.
По другой же версии, первая доставка еды была организована в 1889 году шеф-поваром неапольской пиццерии Рафаэле Эспозито. Причем привез свою пиццу он королю и королеве, прибывшим в Неаполь с визитом.
Расцвет доставки пришелся на XX не без участия в этом телевизоров. Американцы так не хотели отрываться от своих экранов, что курьеры с пиццей стали желанными гостями в каждом доме.
В Россию доставка пришла значительно позже – в 90-е годы.
Смотри, как могу!
Американец Питер Бонхаум, владелец пиццерии в городе Миннеаполис, сделал из доставки еды настоящее шоу.
Курьеры «Galactic Pizza» доставляют пиццу в костюмах супергероев, передвигаясь по городу на электроавтомобилях. Каждому курьеру придумывается уникальный образ и костюм «под заказ». Среди курьеров есть «Летающая белка», « Капитан Органик», «Капитан Ужас» и «Итальянский Лук».
Курьеры приводят покупателей в полный восторг. Маркетинговый ход оправдал себя уже в первый год – несмотря на более высокую цену, чем у конкурентов, заказов стало в полтора раза больше.
Помимо костюмированной доставки пиццерия Бонхаума использует для приготовления только экологически чистые овощи, растущие в окрестностях Миннеаполиса. Электро автомобили также выбраны в качестве транспорта благодаря их экологичности.
В Англии работают кухни и службы доставки, где производители сами решают, что будет есть клиент. Ему нужно просто позвонить в службу и сообщить, на какую сумму он желает поесть и какие продукты нежелательны.
В странах юго-восточной Азии существует уникальный сервис. Если вы понимаете, что хотите съесть, но не знаете, где это заказать, просто звоните в этот сервис. Через два часа привозят блюдо, которое вы хотели, и вы платите сверху 15% комиссионных.
В Китае, сделав заказ, можно «расширить» его, попросив прислать официанта. Приехавший сотрудник сделает сервировку, обслужит во время трапезы и даже помоет посуду.
В Австралийском Мельбурне есть ресторан с романтичным названием «Jafflechutes».
Если вы вдруг захотели бутерброд, то нужно зайти на сайт ресторана, оплатить заказ и ждать сообщения о том, когда и где он будет готов.
Получив сообщение о времени готовности, нужно подойти к указанному месту. Среди множества бутербродов, спускающихся с неба на разноцветных парашютах, будет и подписанный вашим именем.
В разгар пандемии, когда курьеров стало не хватать, по пустынным улицам многих городов начали разъезжать роботы-доставщики. По словам одного из представителей службы «Meituan Dianping», один робот может взять до десяти килограмм еды и за один рейс обслужить трех клиентов. В России подобным экспериментом занимается Яндекс, обещая распространить доставку роботами на все крупные города.