В статье под названием «Что нас бесит в московских официантах» автор перечисляет кучу самоочевидных банальностей: «когда не знают меню», «когда слишком долго несут сдачу», «когда оценивают по одежде» и т. д. Тут мы, должен с гордостью отметить, соответствуем высокому уровню белокаменной деревни.
Но вот одиннадцатым пунктом идет кое-что свеженькое: «Когда сидят перед вами на корточках».
Обоснование тезиса от автора: «Гостей не нужно провоцировать и не нужно считать их хозяевами. Служите — только, пожалуйста, не прислуживайте. Когда добрые глаза официанта преданно глядят над кромкой стола, иной раз так и хочется потрепать его за ухом и угостить сахарной косточкой ».
Впервые я услышал об этом от покойного Михаила Задорнова, когда тот в одном из интервью рассказывал, что в самых крутых московских ресторанах персонал учат, натурально, садится перед гостем на корточки. Казань на тот момент еще не была гастрономической столицей России, а потому нас обучали совсем другому: перед гостем — стоять ровно, не горбиться, не кривиться, тело не дребезжит, держи себя как аристократы-белогвардейцы в кино. На стол гостя руки не ставить, на спинку дивана не облокачиваться. Какое там сесть на корточки, о чем вы говорите.
(в связи с этим, кстати, интересно наблюдать за нынешними официантами, которые преспокойно принимают заказ, уставив обе руки на стол, со стороны — ну просто следователь и маньяк, допрос: где вы были прошлым летом? И менеджеры считают, что это нормально, а чо, а ничо такого тут нету)
Но как-то раз мы с женой пошли в заведение под названием «Урюк». У нас говорят, что эта сесть принадлежит жене Усманова; не интересовался, так ли это на самом деле, но кухня там а-ля узбекская: ну, плов там... ферганский плов... плов от шефа... праздничный плов... постный плов вот есть...
И вот там официант сперва работал с нами как все люди, а потом взял и сел на корточки. У меня возникла масса вопросов, а также весьма широкая гамма чуйств по этому поводу. Возможно, это кому-то нравится, каким-нибудь там с детства задроченным или любителям капучино с корицей, но я с того раза и не подумал еще раз сходить в «Урюк».
Одно время мне довелось работать с забавной девочкой из города Санкт-Петербург (возможно, вы слышали об этой гастрономической деревне, где, в отличие от гастрономической столицы России, ни одного приличного заведения). Она привезла с собой неповторимый питерский флер, выражавшийся в тотальной неспособности наладить работу... а также манеру садиться перед гостями на корточки.
Я заметил, что как минимум один наш гость, татарин, воспринимал это всерьез и на ровном нерве. То был уважаемый в городе человек, добившийся многого.
Но как только менеджер сменился, а девочка укатила обратно в свою деревню на Неве, нам передали устный запрет на какие-либо телодвижения подобного рода.
А как вы относитесь к официантам, что стараются быть прогрессивными: садятся на корточки, присаживаются к вам за диван, как делают в питерской «Хачапури и вино», разговаривают сходу на «ты»?