Найти тему
ПроАвтобизнес

Как Россия доросла до корейского мотора. Или почему тандем Hyundai-KIA хочет стать российским

Прошлый год оказался непростым для автомобильной промышленности не только в России и странах СНГ, но и для мирового автопрома в целом. Но самый лучший показатель в плане загруженности предприятием российского автопрома оказался завод «Хёндэ Мотор Мануфактуринг Рус», который выпустил в 2020 году 219 тыс. легковых автомобилей при производственных мощностях 230 тысяч. Это лучший результат в отрасли.

Но не это достижение обеспечило главную сенсацию прошлого года. В декабре было объявлено, что корейский концерн выкупил завод GM (General Motors) в Санкт-Петербурге, который был остановлен и законсервирован в 2015 году. Впрочем, в специнвестконтракте (СПИК), который подписал Hyundai с Правительством Санкт-Петербурга и Минпромторгом РФ на 10 лет, ни о каком расширении производственных мощностей корейского автопроизводителя не говорится. Это означает лишь одно, корейский автогигант уверенно смотрит в будущее и использует благоприятный момент высокой конъюнктуры для своих моделей на российском авторынке. Напомним, производственная мощность завода GM составляла до закрытия 108 тыс. автомобилей в год. При реконструкции производства она может быть увеличена, и в итоге Hyundai-KIA cмогут производить в РФ до 400 тыс. автомобилей в год. Для сравнения, в прошлом году АвтоВАЗ произвел в Тольятти 302,1 тыс. автомобилей, а годом ранее 352 тыс.

В течение нескольких месяцев компания Hyundai утвердит производственную программу предприятия: она будет представлена в июле 2021 года. Это породило многочисленные слухи о том, что корейский автопроизводитель может уйти из Калининграда, где на предприятии «Автотор» ведется сборка широкого модельного ряда двух корейских автопроизводителей.

-2

Напомним, в окрестностях Санкт-Петербурга на действующем автозаводе «Хёндэ Мотор Мануфактуринг Рус», которому исполнилось уже более 10 лет, сегодня ведется сборка автомобилей седана Hyundai Solaris, кроссовера Hyundai Creta, а также Kia Rio и Rio X.

Соответственно, другая часть модельного ряда корейского концерна выпускается в Калининграде на «Автоторе».  По полному циклу со сваркой и окраской помимо моделей KIA Cerato, KIA Sorento и KIA Soul, с прошлого года здесь начали выпускать новый кроссовер KIA Seltos, а также седан Hyundai Sonata.

KIA Seltos на конвейере в Калининграде
KIA Seltos на конвейере в Калининграде

Но бОльшая часть модельного ряда на «Автоторе» выпускаются так называемым отверточным способом, точнее методом «усложнённой отвёртки» – SKD-4. Из-за границы поступает готовый кузов, сваренный и окрашенный, и 3-4 тысячи комплектующих к нему, а на конвейере «Автотора» из них собирают автомобиль. Метод «усложненной отвертки» необходим  предприятию для получения льгот по федеральному закону ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области».

Естественно, что приобретение новых производственных мощностей бывшего завода GM в Санкт-Петербурге вызвало трепет в Калининграде. Как сообщил «РГ» председатель совета директоров ООО «Автотор Холдинг» Валерий Горбунов, когда было объявлено о сделке с питерским заводом, с южнокорейским партнером обсуждался вопрос: понадобятся ли мощности калининградского предприятия под выпуск корейских автомобилей? Был получен ответ: в Kia не обсуждается вопрос снижения объема заказов для производства на «Автоторе».

На петербургском заводе «Хёндэ Мотор Мануфактуринг Рус» есть дефицит мощностей под выпускаемые модели и новые модели, которые должны быть поставлены на производство. «Они могли бы производить больше и рынок просит больше, нет мощностей», - отметил Валерий Горбунов.

Остается подождать лета, когда будет объявлено о производственной программе на бывшем ДжиЭмовском заводе.

KIA Picanto на Автоторе
KIA Picanto на Автоторе

Выгодность площадки «Автотора» в том, что при «усложненной отвертке» можно очень оперативно ставить на конвейер новые модели автомобилей, что не требует высоких финансовых затрат. При так называемом полном цикле нужны более серьезные вложения в оборудование по сварке, окраске и т.д. Только за последние месяцы здесь освоено отверточное производство новых моделей: субкомпактного хэтчбека KIA Picanto, фастбека KIA Stinger, кроссвэна KIA Carnival, большого кроссовера KIA Mohave. А ранее кросс-хэтчбеков KIA XCeed, седана КIA K5. Также на этом предприятии выпускают несколько моделей корейского премиум-бренда Genesis и широкую линейку модельного ряда BMW.

Однако такой подход не слишком устраивает чиновников Минпромторга РФ. Как отмечал генеральный директор ООО «АВТОТОР Холдинг» Александр Сорокин, при подписании специнвестконтракта (СПИК) не преследовалась цель нарастить производственные мощности калининградского завода. Главная задача - повысить уровень локализации и углубить технологию производства. Объём вложений в рамках этого контракта компания оценивает в 20 млрд рублей. В рамках этого контракта уже налажен выпуск по полному циклу нового кроссовера KIA Seltos.

KIA Seltos
KIA Seltos

Что же касается выполнения пунктов соглашения по специнвестконтракту корейским автопроизводителем Hyundai, то он фактически не откладывал в долгий ящик выполнение своих обязательств и уже в прошлом году начал строительно-монтажные работы на площадке нового моторного завода. Производство двигателей Hyundai будет расположено в городе Сестрорецк, расположенном рядом с окраиной Санкт-Петербурга. Это практически на одной площадке с действующим автозаводом «Хёндэ Мотор Мануфактуринг Рус», где уже более 10 лет ведется сборка автомобилей Hyundai и Kia. Моторостроительный завод Hyundai будет выпускать 123-сильные «атмосферники» объемом 1.6 л линейки Gamma.

-6

Строительство нового завода двигателей займёт не менее семи месяцев — серийное производство «российских» силовых агрегатов Hyundai начнётся в октябре 2021 года. Инвестиции в предприятие составят 13,1 млрд рублей, общая площадь превысит 35 тыс. кв. м, будет создано свыше 500 новых рабочих мест. Моторостроительный завод рассчитан на выпуск 240 тысяч двигателей Gamma ежегодно. Также главный офис Hyundai сообщил, что при необходимости  производственные мощности завода двигателей могут быть увеличены до 330 тысяч моторов в год. Часть продукции при этом будет экспортироваться. По объёму выпускаемой продукции завод Hyundai войдёт в тройку ведущих российских моторостроителей. Производством двигателей будет заниматься дочерняя структура корейского концерна — Hyundai WIA. Общая сумма инвестиций, заявленных в Реестре СПИК, опубликованных на сайте Минпромторга должна составить порядка 16,7 млрд руб.

-7

Немаловажен и такой факт, в РФ будет локализовано производство всех основных компонентов мотора: блока цилиндров, головки блока цилиндров, коленвала, поршней и водяного насоса. В частности,  в производство головок блоков цилиндров и блоков цилиндров для двигателей  Hyundai на ульяновском заводе компании «Немак Рус» будет вложено 2,2 млрд руб. Завершить строительство нового корпуса предприятия площадью 3000 кв. м предполагается в середине лета. Здесь разместятся дополнительные производственные мощности. Первые прототипы планируется отгрузить в июне-июле. А с 2022 года объем производства планируется увеличить многократно — более чем 200 тысяч комплектов в год.

Впрочем, предметом СПИК помимо модернизации производства, обновления модельного ряда и нового производства двигателей, также является создание центра исследований и разработок. Контракт предусматривает проектирование и строительство собственного научно-исследовательского центра. Прогнозируется, что в течение 10 лет российский завод Hyundai заплатит налогов в бюджеты всех уровней на сумму более 244 млрд руб.

источник