Найти тему
#velonation

Сколько в Москве велосипедистов?

Никто не знает точно, сколько людей в Москве передвигаются на велосипеде. Это уравнение со множеством неизвестных, но давайте попробуем его решить.

Фото вверху: Аркадий Гершман.
Фото вверху: Аркадий Гершман.

Не так давно ЦОДД вполне официально заявлял , что велосипедистов в масштабах города их ведомство не считает. Но летом 2020 года в Москве появились временные велополосы, и это заставило чиновников собрать статистику хотя бы на нескольких улицах: Малой Дмитровке, Большой Ордынке, Большой Полянке, в Газетном переулке, на Петровке/Каретном ряду и Лесной. Всего дептранс насчитал там 300 тысяч поездок. Из них 30% — это курьеры. Прямо скажем, негусто, но попробуем экстраполировать эти данные на всю Москву. Точных данных мы так точно не получим, но порядок цифр станет яснее.

-2

Для наших подсчетов нам придется сделать одно допущение: давайте договоримся считать эти улицы среднестатистическими. Судя по тепловым картам Strava, за исключением Газетного переулка, они имеют достаточно активный, хотя и не рекордный велотрафик. Да, в центре больше курьеров, чем на окраинах — Тверской район, где сделали большую часть временных полос, является лидером по числу доставок у Яндекса. Но в центре больше и других велосипедистов, некурьеров: здесь чаще встречаются станции велопроката, а городская среда более дружелюбная, чем во многих районах за пределами ТТК. Поэтому для целей нашего исследования экстраполируем соотношение 30% курьеров к 70% некурьеров на всю Москву.

В презентациях мэрии утверждается, что каждый курьер них выполняет по 20-30 заказов в день, а это целых две поездки: забрать заказ в ресторане или дарксторе и довезти клиенту. Получается, что в среднем один курьер делает 50 поездок, а три тысячи курьеров — 150 000 поездок в день. Это и есть наши 30%. Соответственно на долю некурьеров приходится 350 000 поездок ежедневно.

Велокурьер на Лесной. Фото: Аркадий Гершман.
Велокурьер на Лесной. Фото: Аркадий Гершман.

Теперь нам надо сделать еще одно допущение и решить, сколько поездок в день делает в среднем один некурьер. Тут картина сложная: кто-то ездит на велосипеде на работу и обратно, кто-то по дороге домой успевает заехать еще в пять разных мест, а если люди, которые берут велосипед покататься для моциона — вариантов использования много. Давайте будем щедрыми: пусть каждый некурьер делает 4 поездки в день. Возможно, это и многовато, но у нас нет задачи преувеличивать число велосипедистов. В этом случае по Москве ежедневно передвигается на велосипедах 87 500 некурьеров. А вместе с курьерами это 90 500 ежедневных велосипедистов.

По данным Росстата, население Москвы на 1 января 2020 года составляло 12 678 079 человек. Получается, что на велосипед в летний день садится где-то 0,7% жителей города. Кто-то из них передвигается на велосипеде постоянно, кто-то время от времени — общее число людей, которые садятся на велосипед хотя бы раз в неделю в течение теплого сезона, явно куда выше и составляет сотни тысяч человек.

Есть вероятность, что наши 0,7% занижены. Если верить неофициальным данным от служб доставки, летом на работу в город выезжает до 15 000 тысяч курьеров каждый день. Это значит, что все наши цифры надо умножать на 5, и тогда велосипедистов становится уже 3,5%. Выглядит как-то слишком. Но давайте помнить, что любая цифра, полученная методом прикидок и допущений, будет неточной.

Важно вот что: когда защитники прав автомобилистов возмущаются, что у них отбирают место даже кучки курьеров и фриков, они занимаются манипуляциями. В реальности десятки тысяч москвичей имеют опыт поездок не велосипеде по городу. И мы можем только гадать, сколько бы их стало, если бы в городе была нормальная велоинфраструктура, работающая круглый год.