Здравствуйте. Это «Чайные параферналии» — новостной и немного развлекательный проект сайта teatips.ru. Если вам больше нравится смотреть и слушать, чем читать, то вот видео-версия выпуска. Ну а если вы не против читать, то листайте!
Ведущие мировые чайные лакшери-бренды
World Brand Lab — организация, занимающаяся оценкой брендов — составила новый ежегодный список из десяти ведущих чайных брендов, работающих с лакшери (с точки зрения составителей списка) чаем. Для составления списка World Brand Lab изучила более 5000 марок чая на мировом рынке и выбрала из них 300, работающих в дорогом сегменте в 20 странах с развитой чайной индустрией. Под которой в данном случае понимается индустрия, производящая чай, идущий непосредственно на полки магазинов. В этом смысле, например, Россия, Франция, США и Англия являются странами с развитой чайной индустрией.
Ну так вот. Эти 300 брендов были оценены по методике, детали которой не раскрываются — и из них были выбраны 10 самых-самых чайных лакшери-брендов в мире. Это Twinings (Великобритания), Zhuyeqing (Китай), TWG (Сингапур), Harney & Sons (США), Dilmah (Шри-Ланка), Tetley (Великобритания), Mariage Frères (Франция), Chaitime (Индия), Tazo (США) и Itohkyuemon (Япония). Это, повторимся, не рейтинг, а список — то есть входящие в него бренды не сравниваются между собой. На первый взгляд, список выглядит крайне странно. Но фокус в том, что в него входят бренды, лидирующие в определенном сегменте или по определенному критерию (например, Tazo может быть лидером в холодном чае, Tetley — в разнообразии ассортимента и т.д.), что, конечно, немного снижает степень этой странности. Впрочем, вопросы к списку все равно остаются, например, совершенно непонятен критерий, по которому бренды определялись как лакшери. К лакшерности TWG, например, вопросов нет, а вот лакшерность Tetley вызывает некоторое недоумение.
Но давайте спишем это недоумение на то, что World Brand Lab оценивал бренды с брендовой, а не с чайной точки зрения и посмотрим, чем этот список может быть интересен чисто чайным специалистам, далеким от таких понятий как сила бренда и добавленная ценность. Во-первых, он банально расширяет чайный кругозор. Во-вторых, позволяет оценить, какими продуктами и трендами оперирует реальный чайный бизнес. В-третьих, всегда интересно посмотреть, как пакуют и оформляют свои чаи лидеры рынка. В принципе, этого уже достаточно, все ссылки — под роликом, полюбопытствуйте.
Самые популярные чайные бренды Китая
Кстати, ровно с такими целями — оценить, подсмотреть и расширить — очень интересно изучить список десяти наиболее популярных в 2020 году чайных брендов Китая, перевод которого опубликован на сайте Tea Wall. Значительная часть брендов из этого списка за пределами Китая не известна, но есть в списке и безусловные знакомцы типа «Да И». Коллеги с Tea Wall любезно сохранили китайские написания всех брендов, так что гуглить их будет не очень сложно.
Исконный индейский ёпон
Все мы еще помним те замечательные истории, которые рассказывали несколько лет назад апологеты иван-чая. Про его исконность и посконность, про фашистов, которые намеревались уничтожить Копорье, а вместе с ним и русский дух, про миллионы пудов иван-чая, которые пила вся Европа, ну и про англичан, которые злобно все испортили, как водится. Благодаря этим историям или вопреки им, но иван-чай занял на современном рынке горячих напитков более или менее адекватное и даже достаточно заметное место и постепенно обновляет свой маркетинговый легендариум, заменяя рассказы об Александре Невском на результаты исследований по ферментации листьев кипрея с участием разных чайных микроорганизмов типа «Золотого цветка».
Ну а сама идея традиционного и забытого горячего напитка, похоже, оказалась продуктивной и интернациональной. Несколько лет назад мы сняли стебный ролик о том, как могли бы называться аналоги иван-чая в разных странах, придумали всякие там «джон ти», «хуан чай» и «отто фон тэ» — но реальность оказалась круче и уделала все наши фантазии, как Красноярский край Швейцарию.
BBC на днях опубликовало трогательную историю о традиционном чайном напитке американских индейцев с юго-востока современных США, который они изготавливали из листьев падуба чайного (Ilex vomitoria ), единственного американского эндемика, содержащего кофеин. Листья этого падуба сушились и обжаривались, а напиток, приготавливаемый из этих листьев назывался (и до сих пор называется) «ёпон» — я вот это пишу сейчас и сам не верю своему счастью. Вообще-то yaupon в переводе с катавбанского языка означает «листья с дерева», но с таким прекрасным звучанием это совершенно не важно.
Ну так вот. Падуб чайный растет по всей Америке, но сейчас используется в основном как декоративное растение. А в прошлом, повторюсь, из его листьев делали ёпон — напиток, популярный среди индейцев. Ёпон бодрил, использовался в том числе и в ритуальных целях и являлся частью индейской культурной идентичности. Его распробовали и с удовольствием пили испанцы и, говорят, он даже поставлялся в Европу, но потом англичане увидели в ёпоне конкурента своей чайной торговле и начали гадить. Ну а сейчас нашлись энтузиасты, которые возрождают ёпон. Так, например, в 2015 году во Флориде была основана компания Yaupon Brothers, а в 2018 и вовсе была создана American Yaupon Association — американская ассоциация ёпона…
Продолжение — на «Путевых заметках чайного клоуна».