"Абхазская нефть" - именно так называют в этой республике вино. А все потому, что для экономики Абхазии вино является в сущности тем же, чем для России - "черное золото".
Более половины абхазского экспорта - это именно вино. Даже мандаринов из этой республики привозят меньше.
При этом главный и один из единственных потребителей "абхазской нефти" - это наша с вами страна Россия. Ни в Европу, ни в Азию, а в общем-то никуда за пределы СНГ, абхазские вина не попадают.
Россиянам не устают рассказывать о богатой и насчитывающей многие века культуре виноделия в Абхазии. Однако главного - виноградников - в республике не так уж и много. В промышленных масштабах в республике растет вообще лишь один сорт.
Как же тогда получается, что в Россию в год поступает не менее 20 млн бутылок абхазского вина? Давайте разбираться.
Что ж, по некоторым данным, следы древнего вина на территории Абхазии все же есть. Кувшины с остатками винограда, которым несколько тысяч лет, археологи находили.
Однако то, что можно было бы назвать виноделием, в Абхазии началось лишь при советской власти - приблизительно в 30-е годы (сам завод был построен в 1924). Хотя все очень быстро закончилось - горбачевский "сухой закон" не оставил от виноделия республики и следа.
Полторы тысячи га виноградников республики было вырублено, а Сухумский винзавод был почти полностью разрушен. Связь с культурой предков прервалась.
Производство вина вернулось в республику уже в 21 веке. Причем инвесторами и идейными вдохновителями возобновления виноделия в республике выступили россияне, а точнее одна московская компания.
Завод был восстановлен, завезли импортное оборудование. Но проблема, которая терзала абхазских виноделов и раньше, никуда не делась - в республике очень не хватало собственного винограда.
Дело было, конечно, и в небольшой площади земель, пригодных для виноградников, а также во влажном субтропическом климате республики. Технические (винные) сорта винограда здесь просто не росли.
Тогда и было принято решение закупать виноматериал у Молдавии, где этого добра было даже в избытке. С тех пор из Молдавии в сторону Абхазии поехали вереницы фур с цистернами, в которых находился балк.
Но закупать в Абхазии стали не только виноматериал из Молдавии, но и виноградный мед из Аргентины. Дело в том, что качество молдавского виноматериала оставляло желать лучшего. Для регуляции вкуса и стали использовать аргентинское сырье. Также практически во все абхазские вина добавляется сахар.
По данным на 2014 год в Абхазию было ввезено виноматериала более чем на 600 млн рублей.
Впрочем, в 2004 году виноградники в республике все же появились. На данный момент главное предприятие республики "Вина и воды Абхазии" насчитывает порядка 700 га посадок.
Но растет там в основном "Изабелла" - единственный красный сорт, который прижился во влажном климате республики. Ни один другой сорт в Абхазии не имеет посадок в промышленных масштабах.
Не побоюсь этого слова, главное вино Абхазии "Лыхны" делают именно из "Изабеллы", сорта, который запрещен для виноделия в Европе, а экспертами даже не признается техническим, то есть пригодным для производства вина.
Также в Абхазии в небольших количествах растет местный сорт "Цоликоури", из которого в советские времена делали вино "Псоу". Но теперь данное вино также производят из привозного виноматериала совсем других сортов.
Кстати, наверняка, возникает вопрос: а когда и каким образом на российском рынке появилось абхазское вино? Этому процессу помогло российское эмбарго в отношении Грузии и Молдавии 2006 года, когда вина из этих республик запретили ввозить в нашу страну.
Для ставшей чуть позже независимой Абхазии это открыло двери на российский рынок. И даже возвращение грузинских вин в Россию в 2013 году уже не могло изменить ситуацию. Дешевое полусладкое вино из Абхазии уже заполонило российский рынок.
Что же получается в итоге? Собственных виноградников в Абхазии хватает на производство около 5 млн бутылок вина, а это лишь четверть из того, что завозят в Россию. Львиную долю вин в республике производят из привозного балка из Молдавии с добавлением сырья из Аргентины.
Ничего уж слишком кошмарного в этом нет, вот только качественным такое вино не назовешь. Оно не имеет никакого отношения к древней истории виноделия в Абхазии, а также не стоит тех денег, что за него просят сейчас.