Найти в Дзене
Liberbrau

Tuborg за 800 рублей и просроченный Miller: каким был пивной бум 1993-го

Оглавление

Как мы знаем, прошлый год стал испытанием для всех, в том числе и для пивной индустрии, поэтому в этом году все игроки надеются на повышенный спрос к пенному. Думаю, эти надежды оправдаются. Вообще в истории российского пивного рынка уже были моменты, когда кризис сменялся бурным ростом. К примеру, в 1993-ом: тогда за банкой Tuborg охотились так же, как сегодня за каким-нибудь редким крафтом. Мне показалось интересным вспомнить, как это было.

В 90-е пиво и самую традиционную закуску к нему, воблу, можно было купить прямо в центре города на стихийных рынках, фото varlamov.ru
В 90-е пиво и самую традиционную закуску к нему, воблу, можно было купить прямо в центре города на стихийных рынках, фото varlamov.ru

Контекст

В начале 1992-го пивная промышленность, только-только превратившаяся из советской в российскую, переживает глубокий кризис. Многие предприятия отрасли остались без привычных госсредств, в результате чего производство как пива, так и безалкогольных напитков значительно сокращается.

При этом объявлена свобода торговли. Спрос на потребительские (особенно импортные) товары растёт по экспоненте. И уже с середины 1992-го начинают стремительно увеличиваться поставки импортных напитков.

В итоге к лету 1993-го в продаже появляются десятки новых сортов и марок пива. Журнал «Коммерсантъ Власть» провозглашает Россию образца 93-го «страной восходящего пива».

Товар номер один

Если весной 1993-го в Москву еженедельно поставляется примерно три миллиона банок пива, в Петербург — около одного миллиона, то летом эти цифры вырастут втрое. В уличной торговле пиво становится главным товаром.

Именно баночное, а не бутылочное пиво пользуется большей популярностью. Для постсоветского человека банка — абсолютная экзотика. И чем ярче дизайн, тем быстрее раскупают. Производитель и география при этом практически неважны.

Высокий спрос на баночное пиво отражается и на соотношении сортов. Сортов баночного ходит в продаже около 80, а бутылочного — меньше десяти.

Главный канал продаж — ларьки, ассортимент которых пока всё ещё скудный, не более пяти сортов за раз. За день в одном ларьке продаётся в среднем около ста банок и бутылок. Часто все раскупается в течение пары часов после поступления.

Дикий капитализм

Спрос на пиво высокий, но неструктурированный. Масштабная реклама пива ещё не началась. Новый российский потребитель пока не определился со своими вкусами и не знает, чего хочет.

Для поставщиков российский пивной рынок в этот момент бесконечно привлекателен, но при этом абсолютная терра инкогнита, поэтому везут всё подряд.

Да и раскупают всё под ноль, включая контрафакт. Так, к примеру, летом 93-го была распродана по сниженным ценам (сейчас бы сказали «по акции») внушительная партия пива Miller Genuine Draft, разлитая в Пуэрто-Рико. Часть этой «пиратской» партии была просрочена на полгода, а где-то дата производства и вовсе не была проставлена.

Официально Miller скандал не комментировал, однако все нити этой истории вели к их свежеиспеченному российскому представителю, решившему, похоже, чуть подзаработать в обход официального дистрибьютора.

Сотрудничество между ними, к слову, из-за этой пуэрториканской поставки не прекратилось. Видимо, наш дикий капитализм тогда можно было только понять и простить.

Торговля пивом у перехода около магазина «Детский мир» на Лубянке в Москве, 1992-1993 гг., фото pastvu.com
Торговля пивом у перехода около магазина «Детский мир» на Лубянке в Москве, 1992-1993 гг., фото pastvu.com

На дрожжах

До написания этого материала я и сам не предполагал, насколько насыщенным для российской пивной индустрии был 1993-й год. Однако именно тогда произошел сразу ряд ключевых событий.

  • Во-первых, до конца года на рынке появились практически все страны-производители пива за исключением, пожалуй, только Японии. Большие поставки приходили из США и Германии.

Вот, к примеру, именно в 93-м на прилавках появился популярный американский лагер Bud. И за несколько месяцев его ежемесячные поставки выросли на 500%.

  • Во-вторых, благодаря высокому спросу, пивоварение стало одним из самых привлекательных направлений для инвестирования.

Особенно это было заметно в Петербурге. Здесь прошло сразу несколько крупных сделок. В апреле финская Sinebrychoff купила 37% акций пивоваренного комбината «Вена». В июле шведская Baltic Beverages Holdings приобрела контрольный пакет акций пивзавода «Балтика». В сентябре немецкая Holsten стала акционером «Степана Разина».

  • В-третьих, перезапустилось пивное производство внутри страны, в том числе региональное. Это произошло в том числе и потому, что цены на внутренний продукт были в несколько раз ниже, чем на импортный.
Крупнейший производитель пива в Швеции — концерн Pripps не только привёз в Россию своё пиво, но и через Baltic Beverages Holdings участвовал в покупке контрольного пакета акций пивзавода «Балтика». На фотографии рекламный плакат пива Pripps на фоне здания ЦФТ в Санкт-Петербурге, источник pastvu.com
Крупнейший производитель пива в Швеции — концерн Pripps не только привёз в Россию своё пиво, но и через Baltic Beverages Holdings участвовал в покупке контрольного пакета акций пивзавода «Балтика». На фотографии рекламный плакат пива Pripps на фоне здания ЦФТ в Санкт-Петербурге, источник pastvu.com

Датчане по 800, австрийцы по 300

Сколько же стоила баночка пива? Как писал все тот же журнал «Коммерсантъ Власть», в 93-м покупатели чаще всего предпочитали отдавать менее 400 рублей за банку.

Поэтому одними из самым ходовых сортов становятся австрийские Gold fassl (5.1%, 0,33 л, средняя розничная цена 330 руб.) и Schwechater bier (0,33 л, 4,5%, 300 руб.).

Стоящие сегодня на каждом углу датские Tuborg и Carlsberg Beer в то время ещё редкая ценность. Их можно найти в районе московского метро Пушкинская. Причём, в ларьках около первого российского Макдональдса они стоят аж по 800 рублей, а через дорогу от него по 600. Однако всё равно распродаются.

Банка пива по цене примерно равна пачке сигарет. А если не хватает ни на то, ни на другое, то можно купить шоколадный батончик Bounty или Snickers: они стоят чуть дешевле.

Кстати, баночное пиво из-за упаковки обгоняет по цене бутылочное. А американское пиво вроде Milwakee и Pig's Eye стоит дешевле немецких и чешских сортов и пользуется популярностью на окраинных районах столицы (которые, кстати, сейчас уже совсем не окраинные).

Конечно, самый большой выбор алкоголя, включая пиво, был в центре Москвы, Арбат, 1993-ий, фотография pastvu.com
Конечно, самый большой выбор алкоголя, включая пиво, был в центре Москвы, Арбат, 1993-ий, фотография pastvu.com

Занавес

Большие поставки и массовый приход на рынок сразу разных производителей частично сдерживали рост цен в течение года. Какое-то время запасы оптовиков позволяли не реагировать даже на рост доллара.

Однако под конец года ситуация меняется. После выплаты таможенных пошлин, акциза и НДС стоимость партии пива возрастает на 70%.

В итоге под занавес 93-го импортное пиво в рознице дорожает в среднем на 88%. По факту куда больше, потому что при перепродаже у перекупщиков цена повторно удваивается. Уже в январе 94-го практически невозможно ничего купить. И это, к слову, даст карт-бланш отечественному производству, но это совсем другая история.

Стихийная торговля в районе метро Автово, Санкт-Петербург, 1993-й, фото pastvu.com
Стихийная торговля в районе метро Автово, Санкт-Петербург, 1993-й, фото pastvu.com

Надеюсь, вам понравился этот ретроспективный материал.

Пишите в комментариях, каким вам запомнился 93-ий. Я, к слову, в то время гонял на трёхколесном велике по двору и о пиве даже не думал.

Спасибо за внимание.

Не забывайте поставить лайк и подписаться на канал!

Тем самым вы сможете помочь развитию и продвижению канала!

Еда
6,93 млн интересуются