В 1912 году московский мещанин Петр Егорович Шепелкин взял землю по берегу 3-го Оленьего пруда (современного Большого Оленьего пруда) В Сокольничьей роще в аренду у города и открыл здесь кафе «Олень».
Согласно оценочной описи за сентябрь 1914 года с приложенным планом кафе представляло из себя небольшую одноэтажную деревянную постройку с полуподвалом, двумя башнями, двумя верандами (открытой и закрытой) с лодочной станцией.
Шепелкин Петр Егорович - московский мещанин, проживает в Хамовнической части на Дорогомиловской улице в собственном доме, имеет кофейню (кафе "Олень") на Оленьей улице в Сокольниках.
Открытка издания А.А. Горожанкина показывает нам, как выглядело первое кафе "Олень" Шепелкина.
Также есть фотография с видом от лодочной станции у кафе на Большой Олений пруд с островом и беседкой.
Видимо дела у Шепелкина шли неплохо, и уже в 1915 году он принимает решение вместо существующего кафе выстроить целый ресторанный комплекс.
К постройке предлагается двухэтажный деревянный на каменном полуподвале дом со светелкой с верандами и двумя террасами. Кроме основного здания планируется также выстроить деревянный одноэтажный флигель с террасой, деревянный помост-пристань на берегу пруда, деревянный открытый навес, ретираду (туалет), у противоположного берега пруда планируется выстроить деревянную эстраду для музыкантов (возвращаясь к первой фотографии в публикации понимаем, что эстрада для музыкантов появилась раньше остальных зданий).
В основном здании ресторана планируется разместить:
- в полуподвале ледник, электрический трансформатор, кладовую, систему отопления;
- на 1-м этаже помещение ресторана с закрытой верандой и открытой террасой;
- на 2-м этаже кроме самого ресторана также квартиру владельца в светелке и отдельный кабинет с балконом.
Деревянный одноэтажный флигель планируется использовать под кухню. На пристани для лодок построить будку с кассой.
Владелец обращается к архитектору Карлу Александровичу Грейнерту (1877-1942)
Грейнерт, известный мастер неоклассики, в 1894—1900 годах учился в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, окончил обучение с присвоением звания классного художника-архитектора. В начале 1900-х годов переехал в Москву. С 1905 года состоял преподавателем Строгановского художественно-промышленного училища, с 1906 года — 1-го Московского среднего строительно-технического училища и женских техническо-строительных курсов. В 1912 году разработал проект и совместно с В. В. Воейковым построил большинство павильонов ремесленной и фабрично-заводской выставки на Ходынском поле. В 1918 году работал в Архитектурном бюро Строительного отдела Совета районных дум Москвы, затем — мастером в Архитектурно-художественной мастерской Моссовета. В 1926 году состоял заместителем заведующего строительного отдела МОГЭС. В конце 1920-х годов работал в строительном управлении Зернотреста.
Особый интерес представляет подготовленный архитектором Грейнертом эскизный проект основного здания ресторана, напоминающий сказочный терем, с высоким декоративным шатром и большим количеством декоративных элементов в оформлении фасада.
В результате башенку сделали с противоположной стороны, оформление ресторана немного упростили. В остальном построенный павильон не сильно отличался от изображенного на эскизном проекте. Помимо башенки и резного декора интересными представляются массивные оконные наличники, выполненные в стиле модерн.
В феврале 1916 года все планируемые к возведению здания были закончены постройкой.
Самой ранней фотографией вновь выстроенного ресторана "Олень" является снимок, сделанный от эстрады с музыкантами с противоположного берега пруда.
После 1917 года в здании помимо ресторана располагалась база семьи и школьника, школа танцев, а в течение продолжительного времени дом однодневного отдыха.
Например, в 1925 году здание было занято кафе-столовой Моссельпром. В отремонтированных помещениях и террасах можно было насладиться, как гласит реклама, прекрасной кухней, лучшими винами, пивом Трехгорного и Хамовнического заводов по умеренным ценам. По вечерам на эстраде играл музыкальный оркестр.
Удалось обнаружить интересную рекламу ресторана, когда он входил в Мосресторантрест, возникший в 1955 году.
Скорее всего это реклама 1965 года, когда ресторан был открыт.
В 1977-78 годах, в это здание, из "Дома детского творчества" в парке "Сокольники", переехала школа юных моряков "ЮМШ" (Юношеская Морская Школа).
Далее хотелось бы привести ряд фотографий в хронологическом порядке, раскрывающих всю красоту этого знакового для Сокольников заведения и места.
Самая ранняя из найденных фотографий, где здание ресторана изображено полностью.
Вид с юго-запада на столики открытой террасы ресторана с видом на пруд с островом.
В кадре много ожидающих на лодочной станции при доме однодневного отдыха, которая, вероятно, пользовалась популярностью.
База "Семьи и школьника" при однодневном доме отдыха.
Вид с северо-востока на мостик через Олений пруд к острову
На следующем снимке 1935-1940-х гг. обратите внимание, что лодочная станция, похоже, прекратила свое существование.
Вид на дом однодневного отдыха с противоположной от пруда стороны.
Такого ракурса еще не было. Обратите внимание на проезжающий по Богородскому шоссе Роллс-Ройс (модель Twenty, за информацию с идентификацией авто спасибо уважаемому Ивану Александровичу Баранцеву).
Дом однодневного отдыха на плане Мосгоргеотреста 1951 года. Вокруг еще много бывшей дачной дореволюционной застройки.
Следующая фотография интересна в том числе изображенной на ней оградой, которая исчезла ориентировочно в середине 1960-х гг. и наличием трамвайных путей уже на Большой Оленьей улице.
А вот и прекрасная фотография с пляжем на Большом Оленьем пруду. Жизнь кипела. А акцентом во всей композиции конечно же являлся дом однодневного отдыха.
А вот и самая ранняя из найденных фотографий в цвете, 1967-1970 гг. Интересно, это первоначальный цвет ресторана?
Окружающая застройка растет и уже видна с разных сторон от дома однодневного отдыха. Также отметим авторство снимка уважаемого Юрия Степановича Лукашевича, очень много сделавшего для сохранения памяти о тех Сокольниках благодаря своим блестящим фотографиям.
Еще одна колоритная фотография с отдыхающими в шезлонгах на фоне однодневного дома отдыха.
Далее приведу несколько фотографий 1987 года с ближними видами и одну с общим видом дома однодневного отдыха. Особенно хорошо второй снимок с декоративной башенкой крупным планом. За фото огромная благодарность уважаемому Игорю Нагайцеву.
Эта фотография 1987 года показывает нам, что здание к этому времени было в хорошем техническом состоянии.
В последние годы перед утратой в здании находилась библиотека. На снимке ниже видим вывеску с надписью "Читальный зал" и режимом работы: с 11 до 19 часов, выходные пятница и суббота.
Фотография 1991 года дает вид начинающегося запустения. На острове уже давно нет беседки, она была утрачена в 1940-е гг, пруд замусорен. А вот мостик на остров еще есть, но скоро и его не будет, останутся только опоры.
Красивая октябрьская фотография в цвете с ракурса, близкого к предыдущей фотографии, только точка съемки чуть ближе к острову.
И вот такой еще снимок того же 1992 года, с плавающими в пруду утками.
В 1993-1994 году бывший ресторан "Олень" поучаствовал в съемках фильма "Мастер и Маргарита". Стоп-кадры из фильма являются одними из последних снимков перед произошедшей в 1995 году трагедией.
Следующий снимок иллюстрирует то, что осталось от великолепного здания после произошедшего пожара в 1995 году, уничтожившего здание до каменного полуподвала.
Фрагмент остова здания, сохранявшийся в первые дни после пожара.
После пожара от здания сохранялась только каменная полуподвальная часть, которая за последние годы очень сильно заросла.
Неужели все потеряно?
И да и нет. Подлинное здание уже не вернуть, с этим стоит смириться.
С другой стороны, 16 ноября 2020 года было выпущено распоряжение Департамента культурного наследия города Москвы за № 768 "Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля) "Парк "Сокольники". В его состав под пунктом 3.11 включен "руинированный павильон "Олень" (Б. Оленья, 2, 1915г., арх. К. Грейнерт) - сохранился фундамент с подпорной стенкой, обращенной в сторону пруда.
Так почему бы не воссоздать этот прекрасный символ Сокольников? Достаточное количество исходного материала в виде чертежей и множества фотографий есть.
Как думаете?
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!