Эта статья посвящается памяти Владимира Илларионовича Ульянова, авиастроителя из Иваново. Часть материала взята из ЖЖ Владимира, а архивные фотографии предоставлены его близкими.
Эта история началась в Иваново в конце 1980-х годов, когда на основе Клуба конструкторов-любителей был создан кооператив «Спектр». Его целью являлась постройка летающих реплик самолётов времён Великой Отечественной войны. Причём, это были не обычные реплики. Планировалось, что они будут производиться серийно и продаваться в разобранном виде, чтобы каждый покупатель мог своими руками, как шкаф из «Икеи», собрать себе исторический самолёт. Ядром коллектива стал Владимир Иванович Воронин, по образованию инженер-строитель, по призванию — авиаконструктор, авиационный историк и художник. Подчинённые прозвали его Барином.
Сначала создали реплику самолёта И-5 в масштабе 3/4. Первый и единственный образец построили в мае 1989 года, а в августе выполнили на нём первые полёты с использованием мотоциклетного двигателя «Урал» мощностью до 35 л.с. Летала реплика плоховато, лишь в одном полёте ей удалось достичь высоты порядка 30 метров. Зато она неоднократно демонстрировалась на выставках и получала призы. В 1997 году самолёт продали в Японию, где он сейчас и находится. Но это совсем другая история.
Дальше перед коллективом, который к тому времени трансформировался в научно-производственное предприятие «Антарес», встал вопрос, какую реплику делать следующей. Рассматривались варианты И-153 и Як-1, но в итоге остановились на «Аэрокобре». Возможно, на выбор повлиял приезд в Иваново Джеффа Берри, который занимался экспортом спортивных самолётов Су-26 в США. Берри сумел убедить Воронина, что в Америке существует огромный рынок подобных реплик, и НПП «Антарес» сможет на нём конкурировать за счёт низкой стоимости производства.
Напомню, что истребитель Bell P-39 Airacobra был разработан в США в 1939 году. Он имел оригинальную конструкцию: двигатель располагался позади кабины пилота и был связан с винтом длинным валом, а для попадания лётчика в кабину были предусмотрены боковые дверцы, как в автомобиле. Из 9584 выпущенных самолётов более половины были поставлены в СССР по ленд-лизу. На «Аэрокобрах» летали такие советские асы, как Александр Покрышкин, Григорий Речкалов, Михаил Девятаев и др.
Так или иначе, в 1990 году НПП «Антарес» приступил к созданию реплики «Аэрокобры» в масштабе 3/4. «Бумажная» часть по расчёту и проектированию конструкции была выполнена самим Ворониным и неким Иваном Августовичем, фамилию которого история не сохранила.
Разумеется, коллективу нужно было много средств на аренду помещения, закупку материалов и инструментов, на зарплаты сотрудников, наконец. Первое время тратили средства, заработанные Ворониным и его компаньоном Михаилом Варламовым на производстве бумажных моделей Су-27 в Прибалтике. Когда деньги кончились, за решение проблемы взялся новый участник коллектива Родион Николян. Он пригласил коммерсанта Бориса Ковякина стать спонсором НПП «Антарес», и тот согласился отдавать на постройку «Аэрокобры» небольшую часть прибыли от своего бизнеса, связанного с продажей авиатехники.
Сначала работали в производственных мастерских ивановского ПТУ № 27. Начали с изготовления оснастки для производства обшивки самолёта.
Вскоре появились первые матрицы для изготовления элементов обшивки. Стоит обратить внимание, что они имели подробнейшую имитацию расшивки реального самолёта, вплоть до лючков, шляпок винтов, заклёпок и даже текстуры перкали.
Уже в следующем, 1991 году почти весь комплект деталей будущей реплики был готов. Его для наглядности разложили и сфотографировали.
Силовой набор был полностью изготовлен из дерева и состоял из двух передних продольных лонжеронов, к которым пристыковывались коробчатые лонжероны крыла и хвостовая балка в виде фермы.
Все элементы неработающей обшивки были сделаны из композитного материала (стеклоткань+смола).
Металлических деталей, не считая стоек шасси, в конструкции было совсем немного.
Отдельным произведением искусства была приборная доска. Но, к сожалению, она тоже была лишь имитацией. Простым советским приборам заменили циферблаты на «американские». Оснастить реплику авионикой могли лишь в США.
А вот двигатель был самым настоящим. Двухтактный, двухцилиндровый, водяного охлаждения, с ручным стартером, мощностью 100 л.с., спроектированный в одном ленинградском НПО.
Для окончательной сборки первого опытного экземпляра пришлось подыскать более просторное помещение. В итоге авиастроители арендовали актовый зал школы № 56 города Иваново.
Началась окончательная сборка и подгонка элементов обшивки на силовом каркасе.
Планер реплики вышел совсем лёгким, его вес выдерживали даже две обычные школьные парты.
Окончательная сборка заняла полтора-два года. Весной 1993 года самолёт был покрашен, на него установили двигатель.
Выкатка новой машины состоялась прямо на школьном дворе. В процессе наведения последних штрихов был сделан ряд цветных фотографий.
На ч/б плёнку отфотографировали «Аэрокобру» со всех сторон, в деталях.
Схема окраски для самолёта была выбрана совсем не случайно. Она повторяла внешний вид знаменитой «Аэрокобры», который принадлежал двум Героям Советского Союза: Ивану Ильичу Бабаку и Григорию Устиновичу Дольникову. В сентябре 1943 года Бабак получил американский самолёт с номером 29033 и надписью «От школьников Мариуполя». В носовой части была изображена крылатая богиня Победы, за что самолёт прозвали «Летающий демон». В первом же вылете на нём Бабак сбил Ме-109. Уже в ноябре того же года лётчику присвоили звание Героя Советского Союза.
27 февраля 1945 года Иван Бабак назначен командиром 16 гвардейского истребительного авиаполка, которым ранее командовал А.И. Покрышкин. Свой самолёт он передал другу, лётчику Григорию Дольникову. 16 марта 1945 года самолёт Бабака был подбит, сам он попал в плен. Спустя два дня погиб близкий друг Дольникова, командир звена 100 ГвИАП, Герой Советского Союза Пётр Гучёк. В память о боевых товарищах Дольников нанёс на самолёт надписи: «За Петю Гучка» по правому борту, и «За Ваню Бабака» — по левому. Однако, Бабак выжил в плену и после войны попал в лагерь для интернированных, откуда его освободил Покрышкин.
Оригинальная «Аэрокобра» Бабака не сохранилась, а для её реплики «звёздный час» настал в августе 1993 года, когда НПП «Антарес» представил свою экспозицию на первом Международном авиакосмическом салоне в Жуковском. Оба творения коллектива были установлены рядом.
И тут произошло знаковое с любой точки зрения событие: экспозицию в качестве почётных гостей посетили Иван Бабак и Григорий Дольников. Владимир Воронин лично представил им обе построенные реплики. Момент был очень волнительный, ветераны не на шутку расчувствовались.
Лётчики по очереди забрались посидеть в кабине. Они оба очень удивились, что там так тесно, пока им не объяснили, что реплика в масштабе 3/4. Дольников «по привычке» опёрся на дверцу и чуть не отломал её. Родиону Николяну пришлось срочно вмешаться. Этот момент попал на фото.
Полились рекой воспоминания о войне, самолётах, людях той эпохи. Асы Второй Мировой свободно, на равных общались с авиастроителями-самоучками.
Иван Бабак сделал замечание, что машина неправильно окрашена: кок винта и надпись «От школьников Мариуполя» должны были быть красного цвета. Цветовую схему самолёта восстанавливали уже в наше время по чёрно-белым снимкам, поэтому неудивительно, что ошиблись.
Сделали общие фото на фоне «Аэрокобры».
Это была истинная вершина славы коллектива Владимира Воронина. Экспозицию «Антареса» посетили камеры многих телеканалов, а также многочисленные гости. В частности, глава концерна «Штурмовики Сухого» Владимир Бабак, генеральный конструктор ОКБ Сухого Михаил Симонов, и Светлана Покрышкина — дочь трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина.
Усилиями того же Родиона Николяна, поездка на МАКС была проспонсировна машиностроительным предприятием «Кранэкс», по указанию директора Юрия Токаева. Предприятие обеспечило транспортировку реплики из Иваново в Жуковский и обратно. Поэтому после возвращения из Жуковского «Аэрокобра» два дня стояла перед заводоуправлением «Кранэкса».
Излишне говорить, что никаких заказчиков на свои реплики Воронин не нашёл ни в США, ни тем более в России, и коллектив довольно быстро распался. В 1997 году старая фотография «Аэрокобры» была поставлена на обложку журнала «Крылья Родины». Примерно в это же время Родион Николян отвёз ставшую никому не нужной реплику в Центральный музей ВВС.
«Аэрокобру» привезли в Монино разобранной и сразу спрятали в хранилище в ангаре № 7.
Правда, ей довольно быстро нашли применение: лёгкий быстроразборный самолёт отлично подходил для участия в выездных выставках. И первая поездка «Аэрокобры» состоялась спустя несколько лет. 18 мая 2001 года в театре Российской армии должен был состояться торжественный вечер по случаю 85-летия Алексея Маресьева. «Аэрокобру» собрали, покрасили, и установили посреди сцены в качестве декорации. Но за час до начала концерта у Маресьева случился инфаркт, после которого он скончался. Торжественный вечер превратился в памятный и начался с минуты молчания.
А реплика вернулась в Монино, где продолжала храниться в разобранном виде, причём уже без двигателя.
Приборная доска оказалась частично разукомплектована. Исчезли часы, муляж прицела и компаса.
Во второй половине 2000-х годов на самолёт нанесли надпись «Александр Невский» в память о самолёте Героя Советского Союза Александра Билюкина.
В таком виде самолёт некоторое время простоял под дождём и снегом на постаменте в московском Донском монастыре.
«Аэрокобра» служила частью выставки военной техники времён Великой Отечественной войны, построенной на средства церкви. В 2012 году новый наместник монастыря епископ Парамон (Голубка) распорядился технику убрать, и её перевезли в нижегородский Парк Победы, где она сейчас и находится.
А «Аэрокобра» ещё в 2009 году вернулась в Монино. К сожалению, в процессе перевозки самолёт сильно чем-то или обо что-то «приложили», разбив всё переднее остекление кабины.
Заморачиваться с ремонтом никому не хотелось, поэтому самолёт просто «забыли» в ангаре № 7, уже несколько десятилетий закрытом для посетителей.
Лишь в 2017 году нашёлся человек, которому оказалось не всё равно на несчастную реплику. Волонтёр Андрей Филин, который ездил работать в Монино аж из Калуги, начал выкраивать из гибкого пластика новое остекление. К сожалению, параллельно Андрей занимался восстановлением остекления на Ил-10М и Як-17, и на полноценный ремонт реплики сил уже не хватило.
В 2022 году руководство музея ВВС приняло решение о создании в ангаре № 7 экспозиции «Малая авиация». В связи с этим началось освобождение помещения, много лет служившего хранилищем и реставрационной площадкой, от всего «лишнего». В январе 2023 года реплика «Аэрокобры» была перевезена в другое здание, где её ремонтом занялись сотрудники реставрационных мастерских. «Аэрокобру» планировалось выставить на МАКС-2023 в Жуковском, спустя 30 год после её триумфального дебюта. Однако, ни в 2023, ни в 2024 авиасалон не состоялся.
В итоге восстановленная реплика была выставлена в ангаре № 6А между Як-9У и Ил-2. Перед ней расположилась диорама с разбомбленным немецким эшелоном.
А в 2024 году «Аэрокобру» переместили в более просторный ангар № 6Б, где её можно увидеть и сегодня. Она установлена рядом с другими самолётами, поставлявшимися по ленд-лизу: A-20 Boston, B-25 Mitchell и P-63 Kingcobra.
Но многие создатели уникальной реплики это уже не увидят. Владимир Воронин умер в октябре 2009 года. А 23 декабря 2020 года не стало Владимира Ульянова.
За помощь в написании статьи выражаю благодарность Наталье Федотовой, Дмитрию Забродину, Сергею Сахарову, Родиону Николяну и Сергею Мазному.
Другие статьи об истории экспонатов монинского музея:
Источники и дополнительная информация:
Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!
Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!