Найти в Дзене
Советская авиация

БИ-1: советская фанерная пилотируемая ракета ПВО

История этого уникального аппарата началась в 1940 году, когда авиационный конструктор А.И. Березняк познакомился с жидкостным ракетным двигателем Д-1-1100, разработанным Л.С. Душкиным в НИИ-3. Двигатель работал на керосине и азотной кислоте и имел такой высокий расход топлива, что мог обеспечить полёт небольшого самолёта в течение всего лишь нескольких минут. По принципу действия, во время воздушной тревоги ракетный самолёт-перехватчик должен был совершать молниеносный взлёт и проводить одну быструю атаку на бомбардировщики, для чего он был оборудован двумя 20-мм пушками ШВАК. Когда кончалось топливо, самолёт, планируя, возвращался на аэродром. С началом войны работы по самолёту получили одобрение на самом «верху», что позволило резко активизировать разработку перехватчика. Работа велась в КБ завода № 293 в Химках под руководством В.Ф. Болховитинова. Конструкторами машины были А.Я. Березняк и А.М. Исаев, поэтому самолёт получил название «БИ». 1 сентября 1941 года начались аэродинамич
Оглавление

История этого уникального аппарата началась в 1940 году, когда авиационный конструктор А.И. Березняк познакомился с жидкостным ракетным двигателем Д-1-1100, разработанным Л.С. Душкиным в НИИ-3. Двигатель работал на керосине и азотной кислоте и имел такой высокий расход топлива, что мог обеспечить полёт небольшого самолёта в течение всего лишь нескольких минут.

Двигатель Д-1-1100
Двигатель Д-1-1100

По принципу действия, во время воздушной тревоги ракетный самолёт-перехватчик должен был совершать молниеносный взлёт и проводить одну быструю атаку на бомбардировщики, для чего он был оборудован двумя 20-мм пушками ШВАК. Когда кончалось топливо, самолёт, планируя, возвращался на аэродром.

Взлёт ракетного перехватчика
Взлёт ракетного перехватчика

С началом войны работы по самолёту получили одобрение на самом «верху», что позволило резко активизировать разработку перехватчика. Работа велась в КБ завода № 293 в Химках под руководством В.Ф. Болховитинова. Конструкторами машины были А.Я. Березняк и А.М. Исаев, поэтому самолёт получил название «БИ». 1 сентября 1941 года начались аэродинамические испытания. Лётчиком Б.Н. Кудриным было проведено 15 полётов на планере БИ без двигателя.

Планер самолёта БИ для аэродинамических испытаний.
Планер самолёта БИ для аэродинамических испытаний.

В октябре завод эвакуировали на Урал, а место лётчика-испытателя занял Г.Я. Бахчиванджи. В апреле 1942 года начались первые испытания с включением двигателя. 15 мая состоялся первый полёт продолжительностью 3 мин 9 сек., была достигнута высота 840 м, при максимальной скорости 400 км/ч и максимальной скороподъёмности 23 м/с.

Самолёт БИ-1 перед первым полетом. 15 мая 1942 года.
Самолёт БИ-1 перед первым полетом. 15 мая 1942 года.

После полёта выяснилось, что БИ-1 уже достаточно повреждён азотной кислотой, поэтому решили построить ещё два самолёта. В 1943 году состоялось ещё шесть полётов на самолётах БИ-2 и БИ-3. На них также устанавливалось лыжное шасси.

Г.Я. Бахчиванджи садится в самолёт на лыжном шасси
Г.Я. Бахчиванджи садится в самолёт на лыжном шасси

В седьмом полёте, 27 марта 1943 года, ставилась задача достичь максимальной скорости, но в ходе его выполнения самолёт вошёл в пике и рухнул на землю, лётчик Бахчиванджи погиб. Причиной стало то ли резкое торможение самолёта в воздухе, то ли смещение аэродинамического фокуса назад на высоких дозвуковых скоростях.

Г.Я. Бахчиванджи
Г.Я. Бахчиванджи

Катастрофа привела к отмене начала производства самолёта БИ. Так как единственный двигатель Д-1-1100 также был потерян в катастрофе, А.М. Исаев был вынужден разработать свой двигатель РД-1, который был установлен на БИ-7. Ещё несколько самолётов были построены под двигатели ДМ-4 конструкции И.А. Меркулова. Однако, в конце войны появились серийные самолёты с газотурбинными двигателями, и тема применения ракетных двигателей в авиации быстро сошла на нет.

Авиационный прямоточный двигатель ДМ-4 под крылом самолета И-153. Фото из книги «Развитие прямоточных воздушно-реактивных двигателей в СССР»
Авиационный прямоточный двигатель ДМ-4 под крылом самолета И-153. Фото из книги «Развитие прямоточных воздушно-реактивных двигателей в СССР»

Несмотря на это, разработка самолёта БИ сыграла важнейшую роль в истории науки и технологий. А.Я. Березняк основал филиал ОКБ-155 (ныне «Радуга») в Дубне, занявшее лидирующее место в разработке крылатых ракет. А.М. Исаев впоследствии стал автором огромного количества жидкостных двигателей для ракет малой и средней дальности, ПВО, а также космических аппаратов. А принявший на себя всю вину за неудачи и катастрофы, В.Ф. Болховитинов покинул руководящие должности, став преподавателем авиационной академии им. Н.Е. Жуковского.

Виктор Федорович Болховитинов
Виктор Федорович Болховитинов

Всего было построено девять самолётов типа БИ, но ни один из них не сохранился до наших дней. Неудивительно, ведь их фюзеляж почти целиком изготавливался из дерева и фанеры. Сегодня увидеть макеты БИ можно всего в нескольких местах:

  • В Центральном музее ВВС в Монино;
  • В музее фонда «Строганофф» в Билимбае, куда первоначально был эвакуирован завод № 293;
  • В аэропорту Кольцово, где когда-то совешил свой первый полёт самолёт БИ-1;
  • В станице Бриньковская, откуда родом Г.Я. Бахчиванджи;
  • В музее «Боевая слава Урала» в Верхней Пышме;
  • На территории фирмы «Авиалифт Владивосток».
Макет самолёта БИ-1 в Верхней Пышме. Фото Игоря Колоколова
Макет самолёта БИ-1 в Верхней Пышме. Фото Игоря Колоколова

А я далее расскажу о макете БИ-1, представленном в Центральном музее ВВС в подмосковном Монино. Этот макет был построен на ДПО «Радуга» в Дубне и подарен музею в августе 1981 года. Изначально макет был установлен в зале № 10 старого здания музея. Вот его демонстрируют принцу (ныне королю) Таиланда Махе Вачиралонгкорну.

17 мая 1989 года. Фото Бориса Приходько
17 мая 1989 года. Фото Бориса Приходько

В начале 1990-х годов макет БИ-1 переставили в зал-ангар № 6.

1993 год. Фото: Charles Daniels
1993 год. Фото: Charles Daniels

Рядом с самолётом демонстрировался разрезной макет жидкостного ракетного двигателя Л.С. Душкина РДМ-3ВФ образца 1947 года.

2001 год. Фото: Stuart Mitchell
2001 год. Фото: Stuart Mitchell

Этот двигатель был «потомком» Д-1-11000 и РД-1, устанавливавшихся на самолёт БИ.

Двигатель РДМ-3ВФ в фондах ЦМ ВВС. Фото с сайта goskatalog.ru
Двигатель РДМ-3ВФ в фондах ЦМ ВВС. Фото с сайта goskatalog.ru

В 2002 году в связи с аварийным состоянием ангара № 6, макет переместили в ангар № 8 «Уникальные летательные аппараты». Там он непрерывно находился вплоть до 2021 года.

Фото из группы vk.com/velozd
Фото из группы vk.com/velozd

В 2009 году макет заново покрасили.

24 августа 2009 года. Фото: Boyan Georgiev
24 августа 2009 года. Фото: Boyan Georgiev

В 2021 году макет БИ-1 переместили в новый ангар № 6Б, где разместили под крылом бомбардировщика B-25 Mitchell, там же его можно увидеть и сейчас.

Фото: Inga Gorbatsjev
Фото: Inga Gorbatsjev

Кстати, в кабине макета установлена декорация приборной панели, кресло лётчика и рукоятка управления.

Фото Кирилла Гнусарёва
Фото Кирилла Гнусарёва

Насколько эта приборная панель соответствует оригиналу — неизвестно.

Фото Кирилла Гнусарёва
Фото Кирилла Гнусарёва

Источники и дополнительная информация:

Статьи об истории других экспонатов монинского музея ВВС:

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!