Вертолёт Ми-2 знаком каждому и ни в каком представлении не нуждается.
Стоит только напомнить основные факты о нём. Этот многоцелевой вертолёт разработан в КБ М.Л. Миля в первой половине 1960-х годов. Серийное производство было развёрнуто в ПНР в 1965 году, и к его окончанию в 1992 году было выпущено более 5400 таких машин. Ми-2 до сих пор эксплуатируется в двух десятках стран по всему миру.
Вертолёт оснащён двумя турбовальными двигателями ГТД-350 с максимальной мощностью по 400 лс каждый. Вертолёт может брать на борт до 10 пассажиров или 800 кг груза. Может развивать скорость до 210 км/ч и подниматься на высоту до 4 км.
Все вертолёты Миля в проекте носили индекс «В», и Ми-2 изначально назывался В-2. Но сегодня речь пойдёт не об обычном серийном Ми-2. Опытный вертолёт В-2В (не путать с Brantly B-2B) — это попытка превратить многоцелевой Ми-2 в транспортно-боевой, или в вертолёт-штурмовик. Вертолёт попытались приспособить для поддержки пехоты на поле боя и ведения огню по наступающим танкам противника.
Для этого Ми-2 предполагалось оснастить шестью противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР) 9М17М «Фаланга-М», с возможностью замены на четыре блока УБ-16-57 для 57-мм неуправляемых реактивных снарядов С-5 на внешнем подвесе, либо по три бoмбы с каждой стороны.
Эта попытка не была первой. Ещё в 1958 году началась работа по созданию Ми-1МУ, который предполагалось вооружать пулемётами, бомбами, НАР или ПТРК «Фаланга-В». Однако, конструкторы не успели привести проект в соответствие к требованиям заказчика, как Ми-1 был снят с серийного производства.
В 1966 году разрабатываемый для Ми-24 комплекс вооружения К-4В установили на вертолёт Ми-4. Так появилась его ударная версия Ми-4АВ, в которую было переоборудовано около 200 вертолётов. Вооружение состояло из четырёх ПТРК «Фаланга-В», шести блоков УБ-16-57УМВ, или шести 100-кг бомб. После этого конструкторы перешли к созданию В-2В.
Для проведения экспериментов по созданию ударной версии был выбран Ми-2 польского производства с серийным номером № 003-09 (зав.н. 510309037), совершивший первый полёт 5 марта 1967 года (лётчик Гаевский). 1 июня вертолёт был принят в эксплуатацию, а 28 июня поступил в распоряжение в/ч 52526 (НИИ ВВС) на аэродроме Чкаловский. Оттуда 15 июля 1969 года его забрали на завод № 329 (ныне Московский вертолётный завод им. М.Л. Миля) для переоборудования в опытный В-2В.
С 27 марта по 1 июня 1970 года вертолёт на вертолёт были установлены кронштейны для вооружения. На Форуме вертолётчиков в 2013 году пользователь commanderm выложил уникальные материалы, касающиеся В-2В. Первый из них — чертёж кронштейнов для вооружения.
Вариант с замками для подвески бoмб, предположительно, КД2-353. Видно, что на испытаниях вертолёт носил номер, заканчивающийся на 8. Какой именно — я покажу ниже.
Разумеется, значительные изменения коснулись внутреннего оборудования вертолёта. Перед левым лобовым стеклом был установлен прицел ПКВ, а перед правым — оптический визир 9Ш121-01 системы наведения ПТПК «Фаланга-М».
Над приборной панелью появился пульт управления вооружением.
Сбоку — автоматы защиты сети для вооружения.
В полу был установлен визир ОПБ-1Р.
За креслом лётчика располагался командный пункт – там было место оператора.
Испытания показали следующие недостатки вертолета В-2В:
- ухудшение летных данных из-за роста полётного веса и аэродинамического сопротивления;
- уязвимость вертолёта для скорострельных зенитных систем калибра 37 мм и более;
- невозможность доставки отделения солдат со штатным вооружением, включая ручные пулеметы;
- серийное производство Ми-2 развёрнуто в ПНР.
Спустя три года испытаний тема была закрыта. 27 ноября 1973 года с вертолёта сняли всё специальное оборудование. Далее машина проходила различные испытания на заводе до 18 августа 1975 года. Суммарный налёт составил 220 часов 16 минут. 20 ноября 1975 года В-2В передали в музей ВВС в Монино.
Изначально вертолёт стоял в центре ангара № 8, нос к носу с вертолётом Ми-1. К сожалению, кронштейны для подвески вооружения не сохранились, в музей вертолёт передали уже без них.
После глобальных перестановок в музее, вертолёт выставили на улицу, на вертолётную площадку между 7-м и 8-м ангарами, установив промеж Ми-6 и Ми-10.
Вертолёт находился в постоянном физическом контакте с посетителями, что не могло не сказаться негативно на его состоянии.
Вертолёт лишился ПВД, было разбито несколько стёкол. Внутреннее оборудование было частично разграблено. Замок на двери ломали, и она запиралась изнутри с помощью троса. Мимо проходила тропа от дырки в заборе.
Волонтёры начали заниматься В-2В летом 2008 года. Волонтёр Сергей с ником Serge сообщал в своих отчётах, что выкопал колёса В-2В из земли, накачал их, установил на подпорки, починил дверь, убрался внутри, вычерпал скопившуюся под полом воду, заклеил несколько окон отражающей плёнкой для защиты от выгорания. 9 августа вертолёт помыли.
Сергею удалось договориться с одной из авиакомпаний в Твери, чтобы забрать по цене металлолома ряд запчастей со списанного Ми-2. Волонтёры скинулись из своих денег, и 3 сентября 2008 года на машине бригадира Ту-114 Владимира Сидорчука в Монино был доставлен комплект остекления, капоты, блистер, передняя дверь, заглушки на выхлопные трубы, кожух ответчика «свой-чужой», корпус маяка, кожух хвостового вала и основные стойки шасси.
Далее в 2009-2010 годах Сергей заменил несколько стёкол, починил и установил приборы, отремонтировал кожаные подушки кресел экипажа. В июле 2011 года восстановил красную звезду и серийные номера. В ноябре того же года вертолёт был переставлен на новую площадку, перед Ми-6ПЖ и Ми-6ВКП. Обратите внимание, на борту проступает номер 78.
Летом 2012 года в музее развернулась масштабная работа по покраске экспонатов к 100-летию ВВС. Работы проводились на спонсорские средства Рособоронэкспорта. Краска предоставлялась МВЗ им. М.Л. Миля. Были покрашены все вертолёты в музее, и В-2В среди них. На него был нанесён номер «12-жёлтый», который он никогда не носил. Также установили новое стекло в носовой части взамен разбитого.
Волонтёр Сергей впоследствии начал заниматься другим экспонатом — вертолётом Ка-25ПЛ, а с 2014 года перестал ездить в музей. 13 мая 2017 года волонтёр Виктория Струц решила проверить состояние В-2В, и была неприятно удивлена. Внутри обнаружились лужи, всё отсырело. Вынув всё что было можно сушиться на солнце, Виктория пропылесосила и вымыла кабину. А к следующему субботнику составила план работ по восстановлению машины.
Однако, вернуться к В-2В Виктории удалось лишь через год. 14 апреля 2018 года она вновь проветрила вертолёт, обнаружила местами плесень и испортившийся уплотнитель стёкол иллюминаторов.
А в хвостовом техническом отсеке — пустые гнёзда скворцов.
11 июня Вика установила на В-2В недостающие стёкла БАНО. 25 января 2020 года она же повесила специально сшитые ею занавески для защиты интерьера вертолёта от солнца.
8 мая 2019 года волонтёры установили вертолёт на бетонные плиты.
11 марта 2020 года была обнаружена сильная течь масла из двигателя. 14 марта волонтёр Эрнест Катаев стёр потёки, а Павел Проскурня провёл осмотр, чтобы установить причину течи. Оказалось, что в левом приводе двигателя скопилась талая вода, вытеснившая масло.
Летом 2021 года шефство над В-2В взяла на себя бригада Эрнеста Катаева, ведущая работы на музейном Ми-2 RA-20869.
10 июля Эрнест с Максимом Оверченко просушили интерьер вертолёта и наметили дальнейший план работ. Спустя неделю начали изготавливать новое стекло взамен разбитого по правому борту.
Вертолёт помыли снаружи и приступили к ликвидации течей, герметизации.
14 и 21 августа вырезали из плексигласа и вставили два новых стекла. В кабине установили пульт АРК-9, переданный бригадиром Ил-18 Юлием Кудрявцевым.
Весной 2022 года вертолёт проверили, оказалось что протечек практически нет. Правда, вертолёт соскочил носовой стойкой с плиты.
31 июля 2021 года волонтёр Кирилл Гнусарёв проверил целостность проводки и подключил В-2В к аэродромному источнику питания. Результат можете видеть на фото: вся индикация работает.
Посмотрим, как вертолёт выглядит изнутри. Приборная панель полностью укомплектована приборами, не хватает только часов. Остальные панели тоже комплектны. Уцелело почти всё электрическое оборудование.
Дополнительную панель для управления вооружением демонтировали ещё до передачи в музей, но сохранилась панель АЗС.
В-2В не пошёл в серийное производство и не поступил на вооружение Советской армии. Однако, разработки советских конструкторов не пропали даром. Поляки к 1979 году создали свой вертолёт огневой поддержки Ми-2УРП/УРС. В зависимости от модификации эти вертолёты оснащались пушкой НС-23КМ, пулемётами ПК или РПК, 100-кг авиабомбами, ПТУРС 9М14М «Малютка» или 9М32М «Стрела-2М». Эти вертолёты поступали только на вооружение ВВС Польши, в СССР их не было.
Другие статьи об истории экспонатов монинского музея:
Источники и дополнительная информация: