Доброго времени суток, уважаемые подписчики и гости моего канала! Продолжая цикл статей о коррупции времён СССР, нельзя не рассказать об очень громком и интересном деле того времени. Всё началось в 1978 году. По всей Москве прошёл странный слух: рассказывали, будто в банках с килькой, стоивших 32 копейки за штуку, на полках столичных магазинов оказалась черная икра. Проверить это можно было только на практике, поэтому все банки с килькой в столичных магазинах были раскуплены за несколько дней. Этим странным ажиотажем вокруг рыбных консервов заинтересовались представители правоохранительных органов, и вот что из этого вышло....
Предыстория
В Советском союзе была популярная сеть рыбных магазинов "Океан", которую развил министр рыбного хозяйства Александр Ишков. В начале 1970-ых он был в командировке в Испании, где побывал в местных рыбных магазинах. Ишков был поражен обилием товаров, размещенных в напольных рефрижераторах, и удобным для покупателей способом торговли — самообслуживанием. С тех пор он задумался создать нечто подобное у себя на родине. Первый подобный советский магазин под названием "Океан" было решено открыть в Сочи. И вот, 4 ноября 1972 года было положено начало первому советскому рыбному супермаркету. Поскольку цены там были более чем демократичные, очень быстро выстроились привычные для СССР очереди. Филиалы "Океана" активно открывались по всему СССР, в том числе в Москве и Ленинграде. Уже к 1977 году были построены 104 магазина. По западному образцу при магазинах открывались кафе и рестораны, где можно было попробовать деликатесы, которых не было в продаже, и они быстро становились популярными. В 1976 году министр Ишков добился беспрецедентной привилегии — он сумел вывести продажу рыбы и морепродуктов из-под советского Минторга: теперь ей занималось его Министерство рыбного хозяйства. А проект "Океан" между тем стал развитой сетью полного цикла — от добычи рыбы и морепродуктов до их переработки и продажи в магазинах. Под его же кураторством внутри Министерства рыбного хозяйства возникли несколько предприятий; одно из них — "Союзрыбпромсбыт", которое стало главным распорядителем морской добычи. Руководить им поручили некоему Юрию Рогову. Кроме того, были и другие интересные "коммерческие" условия: для выловленной продукции был установлен официально разрешенный объем, возможный к списанию - 0,1% от общего объёма улова. Тогда и появились первые коррупционные схемы: считалось, что этим излишком должна была стать мелкая рыбешка и различные отходы вроде костей и плавников. На деле же все это спокойно перерабатывалось в полуфабрикаты, а списывалась дорогая рыба, которую потом продавали из-под полы.
Причем здесь килька?
Как выяснилось, все началось с ветерана войны, который приобрел банку кильки в одном из магазинов "Океан". Когда мужчина открыл консервы, то внутри обнаружил черную икру. Ветеран оказался человеком принципиальным, вернулся в магазин и потребовал тот товар, который покупал. Поскольку сцена происходила при других покупателях, предприимчивые граждане сразу же стали хватать с прилавки банки с килькой, надеясь, что и там окажется деликатес. Та самая банка, которая попалась ветерану, не должна была поступать в продажу. Таким хитроумным образом по стране перемещалась нелегальная икра, сбывавшаяся затем втридорога. С этой банки началось одно из самых громких расследований советской эпохи: "Рыбное дело" или "Дело “Океана”". Параллельно с этим курьезным случаем в КГБ поступил сигнал от представителей спецслужб дружественной Чехословакии: два высокопоставленных советских чиновника, которые находятся сейчас в стране, гуляют на широкую ногу, а также проявляют интерес к скупке драгоценностей. Этими двумя гуляющими на широкую ногу гражданина оказались генеральный директор торгово-производственной фирмы "Океан" Ефим Фельдман и директор одного из магазинов сети "Океан" Владимир Фишман. Оперативники выяснили, что Фельдман и Фишман намереваются эмигрировать в Израиль и потихоньку переводят в драгоценности крупные суммы советских денег. Причем суммы настолько крупные, что они даже теоретически не могли быть результатом честного накопления. Как уже говорилось, Министерству рыбного хозяйства были предоставлены широкие полномочия по реализации продукции. Куратором сети магазинов "Океан" стал заместитель Александра Ишкова Владимир Рытов по прозвищу Боцман.
Расследование дела
После того как Фельдмана и Фишмана взяли "на карандаш", немногим позже выяснилось, что именно этот тандем занимался икорными подлогами. Стараниями этих товарищей дефицитная черная икра под видом кильки и сельди шла за границу. В 1978 году было принято решение арестовать обоих. Однако, как выяснило следствие, в курсе махинаций Фельдмана и Фишмана был и замминистра Рытов по кличке "Боцман".
К расследованию "рыбного дела" приступила бригада из 120 лучших советских следователей, которых отобрали по личному приказу главы КГБ Юрия Андропова. На первых допросах "Боцман", у которого при обыске в квартире нашли 300 тысяч рублей, не сильно стремился сотрудничать со следствием. Однако в дальнейшем, он стал пытаться договариваться со следствием, чтобы смягчить себе наказание. Следователь на одном из допросов пояснил Боцману, что ему светит смертная казнь, на фоне которой и 20 лет тюрьмы покажутся подарком судьбы. Это окончательно сломало чиновника — и он, надеясь на смягчение приговора, стал активно сдавать и своих подельников, и их теневые схемы. Как выяснило следствие, даже если некий директор магазина сети "Океан" хотел работать честно, ему быстро объясняли правила игры. В магазин принципиального руководителя просто неделями не поступал ликвидный товар, в результате коллектив не выполнял план, что вело к лишению премий. В итоге директор отправлялся к нужному человеку с конвертом и на следующий день в магазин уже прибывали машины с лучшими видами рыбы. Кроме Москвы, рыбное дело затронуло целый ряд городов: Куйбышев (ныне Самара), Ворошиловград (ныне Луганск), Тбилиси. Однако самым резонансным стало расследование в Краснодарском крае. Масштабы местных афер оказались столь впечатляющими, что дело о них выделили в отдельное производство. Оно вошло в историю как "Сочинско-Краснодарское дело", так как вся контрабандная икра шла через Сочинский филиал "Океана".
Итог
По приговору суда Рогов (директор "Союзрыбпромсбыта"), Фельдман и Фишман получили по 12 лет лишения свободы. А вот "Боцману" повезло куда меньше. Несмотря на все его старания и обличения причастных к афере, в 1980 году его все-таки приговорили к высшей мере наказания — смертной казни через расстрел. По одной из версий, этому поспособствовали высокопоставленные покровители"рыбной мафии", у которых были свои рычаги давления на суд. Расстрелом они хотели наказать Боцмана за то, что по его вине за решеткой оказалось множество причастных к подпольной империи. У следствия не было сомнений, что объемы хищений в сотни тысяч советских рублей не могли стать реальностью без участия министра Ишкова, а также ряду партийных функционеров.
Однако, неожиданно прозвучал сигнал "стоп" от самого Леонида Брежнева. Александра Акимовича Ишкова тихо проводили на пенсию, а главной фигурой в деле стал Владимир Рытов.
Всего по "рыбному делу" обвинили около тысячи человек — все они получили от 5 до 10 лет лишения свободы. В ходе расследования "Сочинско-краснодарского дела", вскрылось множество фактов коррупции и хищения собственности в самых разных сферах жизни региона. В итоге были уволены и исключены из партии около пяти тысяч чиновников, 1,5 тысячи из которых получили реальные тюремные сроки. Одной из жертв большой краснодарской чистки стала руководительница треста ресторанов и столовых в Геленджике Берта Бородкина по прозвищу "Железная Белла". К ней применили редчайшее для женщин наказание — смертную казнь через расстрел.
Вот так закончилась история одного из самых громких коррупционных скандалов времён СССР. Спасибо за внимание и до новых встреч!
#рыбное дело #океан #СССР #советская мафия #коррупция #интересные факты #общество #политика #преступления #дело океана