Найти тему
Оксана Фарфоровна

Две сороки на заборе раскричались в птичьем споре

Тут сорока на хвосте принесла интересный сервиз :)
Автор сегодняшней красоты
Дина Эммануиловна Клювгант (1914-1999), которая работала на Первомайском фарфоровом заводе.
Мы рассмотрим два варианта - образец 1947 года и 1953 года.
Итак, сервиз в восточном стиле
«Сороки».

Десертная тарелка из сервиза «Сороки», 1947 год. Первомайский фарфоровый завод в Песочном. Автор Дина Эммануиловна Клювгант
Десертная тарелка из сервиза «Сороки», 1947 год. Первомайский фарфоровый завод в Песочном. Автор Дина Эммануиловна Клювгант

Вообще, Первомайский фарфоровый завод в Песочном до конца 1950-х часто использовал плотное крытьё и цветочные орнаменты. Я бы даже сказала, что именно эти нюансы делают Песочное узнаваемым.
Несколько примеров ниже.

Но вернёмся к нашим сорокам :)
Чайник на форме
«Петербургский». Ещё кузнецовского времени. Такое массивное тулово мне напоминает дулёвские «Трактирные» чайники.
Нравится рельефный декор на носике и листик на ручке.

Доливной чайник из сервиза «Сороки», 1947 год. Первомайский фарфоровый завод в Песочном. Автор Дина Эммануиловна Клювгант
Доливной чайник из сервиза «Сороки», 1947 год. Первомайский фарфоровый завод в Песочном. Автор Дина Эммануиловна Клювгант

А вот в 1953 году чайник меняется. Безусловно, первый вариант намного интереснее, чем последующее упрощение. Да и сороки поменяли свой внешний вид :)

Заварочный чайник из сервиза «Сороки», 1953 год. Первомайский фарфоровый завод в Песочном. Автор Дина Эммануиловна Клювгант
Заварочный чайник из сервиза «Сороки», 1953 год. Первомайский фарфоровый завод в Песочном. Автор Дина Эммануиловна Клювгант

Поскольку сервиз в восточном стиле, то никаких чайных пар мы не увидим. А вот пиалы вполне. Они в данном сервизе почему-то называются монголками.

Пиала-монголка из сервиза «Сороки», 1958 год. Первомайский фарфоровый завод в Песочном. Автор Дина Эммануиловна Клювгант
Пиала-монголка из сервиза «Сороки», 1958 год. Первомайский фарфоровый завод в Песочном. Автор Дина Эммануиловна Клювгант

А эта пиала малого размера. Разницу можно уловить

Пиала-монголка малая из сервиза «Сороки», 1952 год. Первомайский фарфоровый завод в Песочном. Автор Дина Эммануиловна Клювгант
Пиала-монголка малая из сервиза «Сороки», 1952 год. Первомайский фарфоровый завод в Песочном. Автор Дина Эммануиловна Клювгант

Я предполагаю, что автором формы является Иван Иванович Гончаренко. Хотя с 1950 года он был главным художником ЗИКа. Ну, не знаю, это просто мысли вслух. Хотя и Дина Эммануиловна поработала на ЗИКе в этот же период (1950-1955).

А вот этот вариант, на мой взгляд, самый удачный.

Кисэ из сервиза «Сороки», 1953 год. Первомайский фарфоровый завод в Песочном. Автор Дина Эммануиловна Клювгант
Кисэ из сервиза «Сороки», 1953 год. Первомайский фарфоровый завод в Песочном. Автор Дина Эммануиловна Клювгант

Тарелочка с красивым фактурным краем.

Десертная тарелка из сервиза «Сороки», 1947 год. Первомайский фарфоровый завод в Песочном. Автор Дина Эммануиловна Клювгант
Десертная тарелка из сервиза «Сороки», 1947 год. Первомайский фарфоровый завод в Песочном. Автор Дина Эммануиловна Клювгант

В росписи прослеживается восточное настроение. Что-то такое от цветущей сакуры. Мне попадались подобные японские росписи.

-9

Но вот подобное алое крытьё не часто встретишь в японском фарфоре. Хотя странно... Красный цвет у японцев - символ восходящего солнца (хи-но мару – солнечный круг).
А на
песочном фарфоре очень даже :)

Благодарю за внимание!

Ваша,
Оксана Фарфоровна

Еда
6,93 млн интересуются