О том, кому принадлежит пальма первенства в изобретении шулюма, ведётся много споров. Все народы, которые так или иначе имеют кочевые корни, утверждают что именно среди них зародилась традиция его готовить. Остальные примазались, спёрли рецепт и всё испортили. Потому что "настоящий шулюм готовится только из баранины" - говорят те, у кого под рукой оказывались бараны.Какой шулюм без рыбы?" - огрызаются те, у кого традиционно рыбы навалом, а баранов ни одного на всю округу.Только утка!" - встревают в спор охотники. В общем, по сути - что есть под рукой, из того и готовили изначально. Поймали, в котелок определили, досыпали ещё у кого что есть, для нажористости, и варим.
В процессе многолетних споров из приготовления шулюма сделали священнодействие. Нужно же всенепременно все традиции соблюсти - и готовить только в определённом котелке, и место выбрать тщательно, и стопочки не забывать пропускать через строго отведённые промежутки времени и в определённой последовательности. И речь должна быть торжественная, и миски деревянные. Лирическое отступление - вряд ли у кочевых народов такие танцы с бубнами в ходу были.
Возвращаясь к тому самому священному шулюму на открытии осенней охоты, когда утка жир нагуляла и глаз радует. Ну или не утка, добыча в общем. Кто-то из рябчиков предпочитает, или из тетерева, у кого-то по добыче только тушёнка или сосиски, с собой привезённые. Приварок в каждом рецепте свой: стандартные сало, морковка, лук и картоха сменяются изысканным венгерским шпиком, подруженным с патиссонами, помидорами и корейской морковкой.
Одно отнять у шулюма из дичи нельзя - готовится он на костре, из этой самой дичи, в котелке, и в финале стопочка водки в него. К приготовлению первого шулюма на открытии охоты готовятся более тщательно, потому что ритуал, открытие сезона и первая добыча. Дальше - как масть пойдёт, в зависимости от обстоятельств. Потому что если в лагере кто-нибудь на готовке сидит, то это одно и не так уж часто встречающееся. Или вырваться на открытие удалось на выходные и шулюм только один раз варится. Если охота на несколько дней и в одного-двоих, то не факт что продуктов на приварок останется много и силы с желанием будут на кулинарные изыски.
Это же после подъёма на зорьку часа в четыре-пять утра, потом добычу обработать нужно, отоспаться хоть немного, поесть чего-то (а шулюм уже съели), а там уже и вечерняя зорька начинается. Если ты стопочек под заздравные тосты за охоту напропускаешь от души, то фиг на следующую утреннюю зорьку или на тетеревиный ток встанешь. Так что всё становится проще и возвращается к истокам. Пока добычу в лагере теребишь, вернувшись с зорьки или тока, на костре в котелке обжаривается сало, закидывается лук и морковка и тоже немного обжариваются. Туда же дичь, в котелок отведённую, залить водой, чуть погодя закинуть картошку, посолить, и закрыть крышкой. После того, как поварится положенное время, снять и поставить около углей от костра, плеснув стопочку водки и добавив специй. Шулюм за время вечерней зорьки как раз дойдёт до кондиции к возвращению. В одного охотник и так может не заморачиваться - кинет ощипанную и разделанную добычу в котелок, а потом отпластает к готовому бульону с мясом кусок хлеба.
Читайте также.