Найти в Дзене
Военно-технический сундук

«Летающее бревно» Ki-44 «Бесогон». Пример того, насколько хорошо умеют мыслить японские авиаконструкторы

В 1939-м году специалисты японской фирмы «Накадзима» разработали первый в истории мировой авиации специализированный высотный перехватчик Ki-44 «Бесогон» («Тодзио»), который одновременно очень эффективно мог выполнять и функции штурмовика наземных вражеских позиций. Этот боевой самолет в двух своих главных ипостасях провоевал всю войну с одинаковой эффективностью, и был очень грозной для союзников машиной что в 1941-м, что в 1945-м.

Ki-44 в бою против B-29 "Летающая суперкрепость"
Ki-44 в бою против B-29 "Летающая суперкрепость"

Почему-то мало кто задумывается о том, что японцы – практически единственная азиатская нация, в техническом плане ничем не уступавшая, и не уступающая до сих пор, основным техническим нациям мира – европейцам, американцам и русским. Может быть, это необъяснимо, потому что аналогов в истории мира не имелось, тем не менее именно японцы после Первой Мировой войны в технологическом плане противопоставили себя Западу, и с минимальной его помощью освоили все азы, которые лежат в основе создания самой современной техники.

Не буду крошить батон на все остальные азиатские нации, которые и сегодня если что могут, то только копировать то, что произведено в Америке и Европе, причем часто с сомнительными результатами. А вот японцы обладают мышлением, которое очень быстро позволило им от копирования перейти именно к созданию. Естественно, первоначальные идеи были заимствованы, но Япония слишком долго находилась в изоляции, чтобы разрабатывать свои технические школы, поэтому без первоначального заимствования технических идей тут не обошлось.

Однако во Вторую Мировую Страна Восходящего Солнца вступила с оружием, которое по многим идеям далеко обгоняла западное. Например, зародившаяся в Европе концепция создания авианосного флота самым непосредственным образом воплотилась именно в Японии. По сути, японцы могли бы сокрушить на Тихом океане все флоты мира вместе взятые, тем более что с быстрым завоеванием Юго-Восточной Азии у них появились необходимые ресурсы, а мотивации было хоть отбавляй.

Ki-44-II, 2-й чутай (эскадрилья) 85-го сентая (авиагруппы), Нанкин, лето 1943 г.
Ki-44-II, 2-й чутай (эскадрилья) 85-го сентая (авиагруппы), Нанкин, лето 1943 г.

Ну, становится понятно, что если Япония и проиграла войну, то вовсе не из-за технической отсталости, тем более что до самого конца японские инженеры и конструкторы создавали технику, превосходящую технику их противников, особенно в области авиации. Другое дело, что мощностей производства не хватило, а все из-за неверно реализованной военной концепции. Японские генералы и адмиралы считали себя средневековыми самураями, что очень тормозило ведение боевых действий и во многих случаях уничтожало эффективность проведения военных операций.

Так, вместо того, чтобы приносить пользу своей державе даже после поражения в отдельном сражении, многие опытные и не последние в боевом мастерстве японские военачальники предпочитали покончить жизнь самоубийством. Это самая форменная глупость, граничащая с государственным преступлением, то есть изменой. Именно из-за подобных самурайских представлений о ведении современной войны японцы по большей части и проиграли.

А технологическая индустрия в Японии была на высоте, просто быстро закончились те, кто должен был бы плоды этой индустрии положить на алтарь победы.

В общем, не будем о плохом, а будем о хорошем, тем более что поражение милитаристской Японии избавило мир от множества проблем, которые могли бы принести победившие японцы в Азию и Океанию. А я хочу осветить один момент, который показал, что японцы не только способны бездумно создавать высококлассную технику, но и хорошо понимать, для каких конкретно целей тот или иной образец создается, и что нужно для того, чтобы он хорошо работал, а не просто сверкал на выставке.

Схемы и силуэты Ki-44
Схемы и силуэты Ki-44

Всем любителям военной техники известен лучший в мире на 1941 год японский истребитель A6M2 Zero, который помог японскому флоту одерживать на первом этапе войны потрясающие победы. Даже гитлеровские летчики признавали, что если бы у них во время воздушной «Битвы за Англию» вместо «Мессершмиттов» были японские «Зеро», то они эту битву выиграли бы быстро и без особых потерь.

Но «Зеро» быстро устарел, а его последующее модифицирование не давало нужных результатов. Это позволило некоторым специалистам говорить о том, что якобы японцы «лоханулись», создав такой истребитель, который уже в 1942-м американцы научились легко бить на своих «Киттихоках» P-40 и «Уайлдкэтах» F4F, а особенно на двухмоторных «Лайтнингах» P-38.

Но дело-то в том и заключалась, что A6M2 был создан как ударный таран для быстрого разгрома врага и завершения войны на необходимых Японии условиях. А то, что этого сделать не удалось – это совсем не вина создателей «Зеро», в принципе, этот самолет решил все задачи, на которые был рассчитан. А уже в условиях затяжной войны нужно было срочно переключаться на выпуск более эффективной авиационной техники, которая у японцев уже к тому моменту была, как минимум – в чертежах. Но, как обычно, японское самурайское, то есть твердолобое руководство вовремя не переключилось на новые мощности, а когда все же поступил приказ – было уже поздно.

Пластиковая модель истребителя Ki-44
Пластиковая модель истребителя Ki-44

Ну, полная аналогия с гитлеровским «блицкригом» и угробленной им реактивной авиацией, крылатыми и баллистическими ракетами, и даже атомной бомбой.

И не зря американцы, изучая впоследствии новейшую японскую авиатехнику, доставшуюся им в качестве трофеев, утверждали, что если бы японцы успели развернуть мощности для ее производства, то война затянулась бы надолго, и условия для ее прекращения были бы уже не совсем на американских условиях.

В общем, имеется тут весьма показательный пример с японским истребителем Ki-44 ShokiБесогон») фирмы Nakajima, который американцы прозвали «Тодзио» по имени тогдашнего военного диктатора Японии.

Считается почему-то, что это был неудачный самолет, и было их изготовлено всего 1,2 тысячи единиц.

Ну да, это, конечно, мало в сравнении с основными истребителями армии Ki-43 (6 тысяч) и Ki-61 (3 тысячи), или флотским «Зеро» всех модификаций (11 тысяч), но следует учитывать, что создавался этот истребитель не для тривиальных целей. Это был самолет, который дальновидно придумали и начали воплощать в жизнь еще задолго до того, как в нем вообще появилась насущная необходимость.

Ki-44-I-Ко учебной школы в Акено
Ki-44-I-Ко учебной школы в Акено

И каким образом создателям этого выдающегося образца боевой авиатехники в те совсем неблагоприятные для него времена удалось сокрушить твердолобое начальство и принудить его к финансированию проекта – неясно. Но ясно, что «Бесогон» прекрасно поддавался модернизации, а вот до конца войны на эту модернизацию средств отпускалось все меньше и меньше, и в итоге проект, даже показав просто шикарные результаты, был практически похерен.

А ведь если кто не знает, то на долю Ki-44 пришлось больше сбитых бомбардировщиков противника, чем на долю всех остальных японских истребителей вместе взятых!

А если бы вместо безнадежно устаревшего ко второй половине войны «Зеро» все производственные мощности были пущены на выпуск «Бесогона», и их было бы выпущено не 1200 штук, а хотя бы 10000?

В общем, история создания Ki-44 очень интересна. Еще в 1939 году японцами начал готовиться к запуску в серию армейский стратегический двухмоторный разведчик Mitsubishi P-100, впоследствии получивший обозначение Ki-46. Этот самолет был способен быстро забираться на высоту более 10 километров и летать там со скоростью 600 км/ч - как показал последующий опыт боевых действий, ни один самолет союзников тогда не мог достать Ki-46 при таких условиях. И перед началом войны эти самолеты шныряли над всей Юго-Восточной Азией, разведывая всё, что нужно было разведать японскому Генеральному штабу.

Ki-44-II, 2-й чутай 47-го сентая, октябрь 1943 г.
Ki-44-II, 2-й чутай 47-го сентая, октябрь 1943 г.

Фирма «Накадзима» в те годы тоже была производителем основных образцов эффективной боевой авиатехники для японской армии и флота, и потому ее руководство умело анализировать не только прошлое, но и будущее на основании настоящего. А появление у японских ВВС такого очень «продвинутого» самолета как Ki-46 заставило догадаться, что если в Японии такая авиатехника появилась, то она обязательно появится и у противоборствующих сторон. Другими словами, необходимо было создать перехватчик, который мог бы сбивать вражеские аналоги Ki-46 – хоть разведчики, хоть бомбардировщики, хоть и истребители.

Правда, военное руководство империи не считало, что до этого дойдет – ни у американцев, ни у англичан не было пока еще самолетов с такими характеристиками, а войну планировалось закончить быстро. И потому не стоило загружать промышленность ненужными на данном этапе образцами авиатехники, а следовало выпускать то, что уже хорошо освоено и может выпускаться массово.

Но проект «И-2» (скоростной высотный перехватчик) все же удалось пробить, и ведущий инженер «Накадзимы» Тамура (Ясуси) Кояма начал воплощать в жизнь готовую уже концепцию, заложив в проект характеристики, необходимые для перехвата, как минимум, Ki-46. Так, новый перехватчик мог достигнуть высоты 10 километров менее чем за 10 минут и разгоняться на этой высоте до тех же 600 км/ч. Однако на такой высоте была нужна хорошая курсовая устойчивость при работе пушек и пулеметов, а это была ахиллесова пята всех тогдашних одномоторных истребителей. Но Кояма поступил нетривиально.

Линейка 47-го сентая, 1944 г.
Линейка 47-го сентая, 1944 г.

Во-первых, он понимал, что для перехватчика важен не запас горючего, а мощность двигателя. Поэтому он уменьшил новый самолет до 9 метров в длину (против 12 м у «Зеро») и по площади крыла - до 15,7 м2 (против 22,5 м2). Таким образом получился маленький самолетик с узким и длинным, как у трески, хвостом.

Но одновременно потребовался очень мощный двигатель, и такой был выбран – это был двухрядный воздушный мотор Ha5 мощностью 1520 л.с., который в основном ставили на бомбардировщики. Потом его заменили на модификацию этого мотора мощностью в 2000 л. с., но вариант «И-2» с этим мотором не был массовым. Неизвестно даже, принимали участие в боях эти самолеты, или нет. Однако мощность в 1500 л.с. – это было то, что надо, и другие варианты, с меньшей мощностью, даже не рассматривались, иначе разрушилась бы вся концепция.

Однако Ha5 – это довольно большой по сечению и массе двигатель, не годившийся для небольших истребителей. Но, так как он изготавливался там же, на фирме «Накадзима», у конструкторов была прекрасная возможность его некоторой модификации, чтобы попытаться добиться его наилучшего сопряжения с очень небольшим фюзеляжем самого истребителя. Это была задача очень трудная, почти невозможная, но овчинка стоила выделки – над новыми возможностями нужно было хорошо поработать, потому что мозги человеку дадены не только на то, чтобы тиражировать уже освоенное, но и на то, чтобы «сказку делать былью».

А конструкторский коллектив «Накадзимы», работавший над «И-2», впоследствии оформившийся в Ki-44, был мотивирован на подвиги не меньше, чем иные большевики-корчагинцы в соседней Советской России.

Некоторые варианты раскраски Ki-44
Некоторые варианты раскраски Ki-44

В общем, совместить ужа с ежом все-таки удалось, причем буквально. И в итоге появился образец авиатехники, который на 1940 год был поистине революционным. Естественно, «Тодзио», как впоследствии окрестили новый перехватчик американцы, из-за очень маленького крыла потерял некоторые важные качества истребителя, такие, как маневренность, управляемость и скороподъемность, но для истребителя, нацеленного на высотный перехват таких же маломаневренных целей, эти показатели были несущественны. Все цели обеспечивались мощностью и безотказностью двигателя.

Кстати, японцы впоследствии также успешно применяли «Бесогона» и для штурмовки наземных целей, когда из-за высокой скорости самолета средства ПВО часто даже не успевали среагировать на его появление. Однако полноценным, то есть широко популярным штурмовиком Ki-44 так и не стал, так как выпуск был ограничен из-за иных планов военного руководства, и очень скоро большинство этих истребителей отправили в систему ПВО на Суматре, на Тайване, в Бирме и других стратегических объектов, подвергавшиеся налетам бомбардировочной авиации союзников.

Но уж там-то «Бесогон» развернулся в полную силу.

Интересно, что поначалу японские пилоты, у которых был опыт ведения боя на более маневренных истребителях, возмущались, что командование заставляет их пересаживаться на это неповоротливое «летающее бревно», которое толком в воздушном бою и не используешь. Но командование мудро не очень активно задействовало для перевооружения опытных пилотов, а сразу стало рекрутировать новичков, которые не летали еще на Ki-27 и Ki-43, и не знали всех прелестей маневренного боя.

Ki-44-II, 70-й сентай, 1945 г.
Ki-44-II, 70-й сентай, 1945 г.

Как раз из этих новичков впоследствии и выделилось довольно обширное ядро асов, которые могли похвастаться успехами, недостижимыми даже для асов, воевавших на прославленных в начале войны «Зеро». И таким образом «Тодзио» успешно провоевал до самого конца войны, и все свои высокие качества показал именно в 1944-45 гг., когда эти качества стали востребованы больше всего.

Как писалось выше, на Ki-44 было сбито большинство всех уничтоженных японцами американских и прочих союзных бомбардировщиков. Также эти перехватчики неплохо расправлялись и с гораздо более скоростными самолетами. Так, один из асов 64 ИАЭ (истребительной авиаэскадрильи) Ясухико Курое в ноябре и декабре 1943 года сбил над Бирмой на своем Ki-44 два британских скоростных разведчика «Москито», которые обладали характеристиками, схожими с характеристиками японского Ki-46. Также «Тодзио» прекрасно подходил и для охоты на «Харрикейны», и Курое до того как его не отозвали в Японию на должность инструктора, сбил на своем Ki-44 еще и три таких истребителя.

Наиболее крупные успехи выпали на долю Ki-44 при защите неба Японии и Маньчжурии, когда основные налеты американцы совершали на бомбардировщиках Б-29 «Суперфортресс». Несмотря на огромное количество огневых оборонительных точек у американцев (11 и больше), «Бесогоны» умудрялись использовать совершенно разные тактики для атак, но наиболее эффективная была – в лоб снизу после крутого пикирования («свечой»). Были и попытки сбрасывать на строй американских бомбардировщиков мелкие бомбы, но этот вариант оказался не эффективным, и от него быстро отказались.

Ki-44 на стоянке
Ki-44 на стоянке

Но зато лобовые атаки показали, что американские исполины против этой тактики бессильны. Наиболее результативными пилотами, сбившими на Ki-44 бомбардировщики B-29 над Японией, были Йосио Йосида и Макато Огава – каждый имел на счету по шесть этих машин. Пытались не отставать от этих асов и другие пилоты. Практически каждый из японских пилотов, летавший на Ki-44, имел на счету как минимум один американский бомбардировщик, причем это были не только «Суперкрепости», но и все остальные типы вражеских бомбардировщиков, которые действовали в Бирме, Китае и Юго-Восточной Азии, даже скоростные B-26 «Мародер». Ну, это не говоря уже о других типах самолетов, включая разведчики и истребители.

Однако невозможность заняться широкомасштабной модернизацией K-44 из-за позиции руководства заставило Кояму приняться за параллельную разработку на основе Ki-44 фронтового истребителя «И-4», который позже стал известен как Ki-84 Hayate («Буря» по-японски, или «Фрэнк» по американской классификации). Новая машина вступила в строй весной 1944 года и показала, что она даже как высотный перехватчик намного превосходит «Бесогона». И как только к концу 1944-го был налажен массовый выпуск нового истребителя, способного выполнять и функции перехватчика на горизонтальных скоростях от 670 до 700 км/ч, производстве Ki-44 очень быстро было прекращено.

Однако все же «Бесогон», несмотря на такое поражение от своего собрата, показал, что его списали в утиль очень рано, и продемонстрировал свое очень ценное в условиях разгрома промышленности Японии вражескими бомбардировками качество – он был на порядок надежнее Ki-84. То есть если учитывать статистику применения обоих машин в последний год войны, то можно обнаружить, что в то время как по техническим причинам было потеряно около половины из 3,5 тысяч «Бурь», то по этим же причинам убыль Ki-44 составила 5%, а то и меньше. Какой-то независимый американский специалист впоследствии подсчитал, что к концу войны в исправном состоянии «Бесогонов» осталось больше, чем «Фрэнков», хотя в боях оба типа самолетов принимали одинаково активное участие и выполняли, по сути, одни и те же задачи.

Высотный перехватчик Ки-44
Высотный перехватчик Ки-44

А дело было в том, что концепция Ki-44 базировалась на реальных возможностях японской промышленности, без учета каких-то технологических новинок, которые, будучи впоследствии использованы на Ki-84, улучшив его характеристики, не смогли воспроизводиться в должном качестве под постоянными американскими бомбежками. А все производимые почти до самого начала 1945-го «Бесогоны» использовали заделы того, что было хорошо отработано и обкатано в лучшие времена японской авиационной промышленности. И в том случае, если бы вместо 3,5 тысяч «Бурь» было произведено как минимум столько же Ki-44, то это только усилило бы ПВО Японии, причем значительно. А так как «Фрэнки» очень активно использовались японским командованием и для штурмовки вражеских позиций, где старые перехватчики тоже были очень сильны, то исход войны мог бы быть несколько иным.

Правда, я не думаю, что Японии удалось бы как-то более-менее удачно выкарабкаться из этой войны, потому что тут уже решали не авиация, не флот, и не войска. Исход войны, в принципе, решило оружие нового поколения, которого, кроме США, в тот момент не было ни у кого – это атомные бомбы.

Тем не менее, если все же рассматривать авиационный аспект проблемы, то Ki-44 «Бесогон», он же «Тодзио» оказался единственным боевым самолетом Японии, провоевавшим всю войну от начала до самого конца. И он не потерял своей эффективности как перехватчик все эти четыре года, несмотря даже на то, что союзники постоянно вводили в бой истребители, многие из которых «Бесогону» уже были не по зубам.

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ВОЕННОЙ ТЕХНИКЕ:

Во время Второй Мировой японцы создавали лучшие в мире боевые самолеты. Просто их было мало

Самый убойный истребитель японцев, дававший прикурить хваленым «Мустангам» и «Корсарам». И это не «Зеро»

Японский Aichi M6A «Seiran» - первый и последний в истории мировой авиации ударный подводный бомбардировщик

Японский высотный перехватчик J7W1 «Синден» просто не успел вступить в бой, а так бы показал всем, на что способен

Как японцы атаковали на двухмоторных палубных торпедоносцах «Мицубиси-97» Перл-Харбор 7 декабря 1941-го