В 1945 году японцы создали и ввели в строй довольно мощное для тех времен оружие – подводные авианосцы I-400 с «подводными» бомбардировщиками Aichi M6A «Seiran» на борту. И неизвестно, насколько эффективно японские адмиралы распорядились бы этим грозным и несомненно совершенным оружием, но они попросту не успели – война закончилась прежде, чем флотилия японских подводных авианосцев добралась до своей первой цели.
К концу Второй Мировой войны японские конструкторы создали немало образцов передовой авиационной техники, которая теоретически могла бы существенно изменить ход войны. Но мощности разрушенной американскими бомбардировками промышленности уже не хватало на массовое производство всех этих новейших самолетов, а у тех, которые все же были произведены, сильно хромало качество, и опять же из-за разрушений.
А вскоре и война закончилась, и японцы, как, впрочем, и их союзники немцы, просто опоздали. Печально, конечно же.
Тем не менее, даже в этом несчастливом для японцев случае можно говорить о том, что Япония до самого своего поражения все же была одной из ведущих авиационных держав, а все проблемы ее воздушного флота имели не технический характер, а организационный. Впоследствии американцы, изучив лучшие образцы японской авиатехники, так и не успевшей хорошо повоевать или вообще не вступившей в бой, заявили, что японская авиапромышленность создавала самолеты, ни в чем не уступавшие лучшим американским.
Одним из таких самолетов был «подводный» бомбардировщик Aichi M6A «Seiran» (ударный гидросамолет специального назначения «Горная дымка»). Этот самолет запускался с подводной лодки за много сот километров от цели, выполнял задание и возвращался обратно. Запускался он или с катапульты, или спускался на воду и взлетал с нее на поплавках. Существовало много вариантов возвращения самолета с задания, но разрабатывался он исключительно для успешного удара по цели, а там как повезет – в зависимости от обстоятельств.
Вообще-то идея подводного авианосца была не новой – в Европе самолеты, доставлявшиеся к цели на подводных лодках, начали разрабатываться еще немцами в Первую Мировую. Потом идеей заинтересовались англичане, французы, итальянцы и американцы. Были созданы даже специальные подводные лодки, оборудованные ангарами для хранения самолетов в походных условиях.
Однако дальше использования таких «подводных» самолетов в качестве разведчиков конструкторы не шли. Самолеты получались маленькими, легкими, тихоходными, и к началу Второй Мировой эта идея в Европе и Америке почти затухла.
Но не затухла она в Японии. Японцы очень хорошо изучили опыт создания таких самолетов и подводных лодок для их базирования, и продолжили исследования, начатые западными авиаконструкторами. В результате появился довольно неплохой разведчик-биплан Watanabe E9W (малый разведывательный гидросамолет Тип 96), который можно было размещать на борту оборудованной специальными ангарами крупной подводной лодки. Всего было построено 32 серийных самолета, которые начали использоваться в 1938 году во время японо-китайской войны.
Как разведчики и наводчики эти самолеты проявили себя хорошо, но как бомбардировщики они не имели шансов. Малая грузоподъемность не позволяла брать на самолет сколь-нибудь эффективные бомбы, да и дальность полета с максимальной скоростью были для этого недостаточными.
Но японцы продолжали работать, и в 1941-м начали строить для флота новый самолет этого типа - Yokosuka E14Y (малый гидросамолет образца «Ноль»), и хотя характеристики у него были получше, но как бомбардировщик он тоже не годился. Самолет мог брать бомбы общей массой не более 150 кг, а это для бомбардировщика было недостаточно.
Единственная бомбардировка с этого самолета была осуществлена в сентябре 1942 года, когда японская субмарина доставила один самолет к берегам США, который сбросил две 76-кг бомбы на сухой лес в штате Орегон с целью устроить масштабный пожар. Но при большом риске нужный эффект достигнут не был, и самолеты E14Y использовались только в качестве «подводных» разведчиков на более серьезных театрах военных действий, как и их предшественники E9W.
Но японцы во что бы то ни стало решили создать эффективный «подводный» бомбардировщик, чтобы дотянуться, наконец, до территории США и бомбить объекты на территории врага гораздо более серьезными бомбами и в массовом масштабе.
Так, в 1942 году наконец-то был создан гораздо более серьезный самолет с гораздо большими возможностями. Это был M6A «Seiran», который мог развивать скорость до 480 км/ч, летать на расстояние 1200 километров, и при этом нести бомбового груза до 800 кг (включая и торпеды).
И на самом деле – американцам следовало бы бояться этого нового японского оружия, если бы те поспешили с его разработкой и доводкой до боевого состояния. Специально под этот самолет начали строиться и подводные лодки проекта I-400, каждая из которых могла нести по три и даже четыре «Сейрана». Однако реально это подразделение было подготовлено к ведению эффективных боевых действий только летом 1945-го, а в августе того же года Япония капитулировала.
Впрочем, самолет Aichi M6A «Seiran» был и на самом деле продолжал оставаться востребованным, и он в тот момент был совершенно вне конкуренции. Бомбардировщик был оснащен двигателем водяного охлаждения Ацута-32 мощностью 1400 л.с. Правда, это была лицензия немецкого Даймлер-Бенц DB-601, тем не менее японские инженеры довольно хорошо его доработали до необходимых характеристик.
Вариантов запуска с подводной лодки «Сейрана» было несколько. В штатном режиме самолет собирался за 7 минут, причем для этого требовалось всего 4 человека. В ангаре бомбардировщик помещался почти полностью, только складывались крылья вместе с поплавками, стабилизаторы и концовка киля. После этого самолет закатывался на катапульту и выстреливался в небо.
После выполнения задания «Сейран» возвращался к субмарине, поднимался на борт и снова разбирался. Если же за ним увязывались истребители противника, поплавки сбрасывались, самолет получал дополнительную скорость и имел все шансы оторваться от преследования, так как береговые истребители обычно опасались удаляться в океан на слишком большое расстояние. Лишившийся поплавков самолет приводнялся возле субмарины и затапливался, но тут главным было спасти его экипаж.
В более сложной обстановке «Сейран» мог катапультироваться вообще без поплавков, в этом случае время сборки сокращалось до 4 минут, дальность его полета возрастала весьма существенно, также возрастала и бомбовая нагрузка.
В любом случае, если бы программа «Сейран» была выполнена хотя бы на год раньше, то американцам пришлось бы худо – массированные налеты на американские города могли привести к нежелательным последствиям прежде всего в психологическом плане. Перехватить подводные авианосцы не было никакой возможности, особенно если бы они действовали в режиме камикадзе. Японское руководство планировало изготовить много сотен таких самолетов и достаточное количество носителей для них.
Но не срослось – удалось построить всего 28 самолетов, из которых были переданы военным только 10. В самом конце 1944 года был создан 631-й воздушный корпус под командованием капитана Тоцуноке Аpиизуми, и военные моряки очень много времени потратили на тренировки и отработку всех технических моментов. В боеспособное состояние авиакорпус, вошедший в состав 1-й флотилии, был приведен только в июне 1945-го, но имел всего две подводные лодки I-400 и две обычные, но специально переоборудованные - I-13 и I-14.
Целью для флотилии был Панамский канал – следовало вывести из строя его шлюзы, чтобы затруднить американцам переброску кораблей из Атлантики в Тихий океан после окончания войны в Европе. В поход четыре субмарины с 10 «Сейранами» вышли только в конце июля, но 6 августа, когда флотилия была уже на полпути к цели, ее переориентировали на более важную цель – базу американского флота на атолле Улити (Каролинские острова).
Но и до Улити подводные авианосцы дойти не успели. После некоторых технических задержек флотилия собралась в поход на новую цель, но 15 августа Япония капитулировала, и вся операция теряла смысл. По приказу командира соединения все самолеты были утоплены в океане, а субмарины вернулись в Японию, где попали в руки американцев.
Вот так и закончилась боевая карьера первого и последнего в истории авиации полноценного «подводного» бомбардировщика, который при другом раскладе мог бы внести кое-какие коррективы в ход войны на Тихом океане, и если не спасти Японию от поражения, то хоть как-то изменить условия капитуляции.
После войны американцы, изучив все, что касалось этого самолета по уцелевшим образцам, признали, что война закончилась как раз вовремя, в противном случае японские подводные авианосцы принесли бы Америке очень много хлопот, способных не только оттянуть конец войны, но и изменить ее результаты, причем существенно.
Впрочем, с развитием ракетного вооружения, в том числе и баллистического, концепция подводных авианосцев полностью себя исчерпала. Таким образом японцы развили ее на излете, и хоть довели ее до возможного совершенства, однако они просто не успели применить это вполне эффективное оружие той эпохи в полном объеме.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ НА МОЕМ КАНАЛЕ:
Во время Второй Мировой японцы создавали лучшие в мире боевые самолеты. Просто их было мало
Гибель суперавианосца «Синано» в 1944-м – глупость японского капитана, или удача американского?
Одни из лучших истребителей Второй Мировой войны - итальянские Макки C.202 Folgore и C.205 Veltro