Найти тему

Как в XVI веке добывали соль и сколько она стоила. Если вас спросят дети. Шпаргалка для родителей.

4,8K прочитали
Соляные варницы на реке Мшаге. Рисунок из альбома шведского путешественника Эрика Пальмквиста. 1673 г. С сайта goarcitc.ru
Соляные варницы на реке Мшаге. Рисунок из альбома шведского путешественника Эрика Пальмквиста. 1673 г. С сайта goarcitc.ru

С. Герберштейн, побывавший в Московском государстве при отце Ивана Грозного Василии III, пишет о развитой системе добычи соли. Он упоминает Старую Руссу, где «есть соленая река, которую граждане задерживают в широком рве наподобие озера и оттуда проводят воду по каналам каждый себе в дом, где и вываривают соль». Среди мест соледобычи – Соловки, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Устюг, Поморье и что-то «вроде города или поселка» рядом с Нижним Новгородом.

Английский посланник Джильс Флетчер посетил Московию в царствование Ивана Грозного. В своих записах он пишет следующее: «Соли в этой стране весьма много. Лучшая соль и в большом количестве добывается в Старой Русе, где устроено много солеварен в 250 верстах от моря. В Астрахани соль осаждается сама собой из морской воды; она скопляется большими пластами, которые срываются и развозятся купцами и другими промышленниками. Пошлин они платят по три русских деньги со ста фунтов весу. Соль добывается и во многих других местах, а именно: в Перми, Вычегде, Тотьме, Кинешме, Соловках, Оконе (Ocona), Bobasey и Неноксе, притом все из соляных копей, за исключением Соловков, лежащих близ моря».

Соледобыча на Руси в XVI веке была развита. Но насколько соль была доступна? Проанализировав различные источники, историк А.Г. Маньков дает следующие цены: «В Костроме 1 пуд соли в 1553 г. стоил 14 д., а в 1588 г. – 15 д.; в Твери 1580 г. даёт цену 1 пуда в 19 д., в 1588 г. – 26 д. (подъем), в 1592 г. –13 д. (снижение); в Белоозере снижение в 70-х годах (1568 г. –12 д., 1572 г. – 10 д., 1574 г. – 8 д.) и в сравнении с ними повышение к концу века (1598 г. –13 д.)».

Т.е. в среднем 13 денег за 16 кг соли. 13 денег – это много или мало? Сравним с другими товарами. В 1 копейке – 2 денги, 13 денег – 6 копеек и денга.

Четверть ржи (примерно 8 пудов) стоила от 10 до 24 коп., четверть пшеницы – около 16 коп., овса – 12 коп., ржаной муки – от 30 до 50 коп. Четверть репы, являвшейся основным продуктом питания, обходилась в 6-7 коп., лука – 10-20 коп. Говяжья туша продавалась за 25 коп., пуд сливочного масла – от 6 до 20 коп., сотня яиц – от 3 до 5 коп. Лошадь стоила 40-50 коп., корова – от 10 до 16 коп., воз сена – 16 коп.

Получается, что запастись солью на год (может, поменьше пуда, но все же) могли бы и бедняки. Но, как справедливо написал в комментах наш читатель: "В неурожайный год, когда выжить бы, где крестьянину взять эту копеечку? И подати заплатить, и помещику..."

Оборудование для добычи соли. С портала ГИМ.
Оборудование для добычи соли. С портала ГИМ.

А как же соль добывалась? На Каспии и на Русском севере из Белого моря методом естественного выпаривания. Вода в лиманах, которые сообщаются с морем лишь во время высокого стояния уровня воды, испарялась. На их берегах и дне осаждалась соль. Либо соленую морскую воду отводили в искусственно сооруженные бассейны.

Соль вываривали из подземных рассолов. В местах, где обнаруживались соляные рассолы, делали вскрытие источника или рыли колодцы, собирали жидкость в огромные железные котлы («салги»). Под ними разводили огонь. Позже для выпаривания рассолов стали применять огромные сковороды (противни) размером до 200 м2 – «црены».

В течение XIV-XVI вв. вместо рытья колодцев в подземные соляные рассолы стали вкручиваться деревянные трубы. В Тотьме была найдена старинная инструкция «Роспись как зачать делать новая труба на новом месте». Историк Д.И. Прозоровский считал, что это «первое древнерусское инженерное наставление по глубинному бурению скважин представляет собой оригинальное и технически грамотное руководство по ручному бурению и документации скважин».

Работавшие в солеварнях «повара» должны были хорошо разбираться в рассолах, потому что «твердые», содержавшие много глинистого известняка, гипса и пр., и «мягкие» рассолы по-разному закипали и осаживали соль, для чего требовалась разная топка и особый уход в процессе варки соли».

Себестоимость соли складывалась из стоимости оборудования, дров (требовалось много, леса вокруг варниц вырубались, поэтому их приходилось подвозить с дальних расстояний), расходы на оплату наемных рабочих и государственных оброков и пошлин. Несмотря на все расходы, владельцы солеварен получали значительный доход.

Солеваренный промысел. Рисунок О. Моревой. С сайта solkam.ru
Солеваренный промысел. Рисунок О. Моревой. С сайта solkam.ru

А.Г. Маньков приводит такой пример: «В 1590 г. Спасо-Прилуцкий монастырь продал в Москве партию соли свыше 8000 пуд. на сумму около 900 р. Помимо вологодских отвозных пошлин в размере 3 р. 8 д. и выплаты таможенным откупным каморникам «тёплого» в размере 10 алт., монастырь выплатил в Москве следующие пошлины:
Подьячему от записи соли в Московской таможне 16 алт. 2 д.
Пошлина в таможне на Большой стол 40 р. 16 алт. 4 д.
То же на Малый стол 27 р.
На панском дворе свальные пошлины 4 р. 8 алт.
Итого (с вологодскими) 75 р. 4 алт. 8 д.»

А как же быть со знаменитым выражением «уйти не солоно хлебавши»? С. Герберштейн так описывал пир у Великого князя Василия III: «На столах расставлены были небольшие сосуды: одни с уксусом, другие с перцем, третьи с солью; они были расставлены и размещены вдоль стола с таким расчетом, что на каждых четверых гостей приходилось по одному набору из этих трех сосудов. <…>

Меж тем, когда все сели, государь позвал одного из своих слуг и дал ему два длинных ломтя хлеба со словами: «Дай графу Леонарду и Сигизмунду этот хлеб». Слуга, взяв с собой толмача, по порядку поднес хлеб нам обоим с такими (словами): «Граф Леонард, великий господин Василий, божией милостью царь и господин всея Руссии и великий князь, являет тебе свою милость и посылает тебе хлеб со своего стола». Толмач отчетливо переводил эти слова. Мы стоя слушали милость государеву. Чтобы почтить нас, встали и другие, кроме братьев государевых. На подобную милость и честь не требуется никакого другого ответа, кроме того, чтобы принять предложенный хлеб, положить его на стол и поблагодарить наклонением головы самого государя, [а] затемъ точно так же и остальных советников его [поводя во все стороны головой и наклоняя ее]. Таким хлебом государь выражает свою милость кому-нибудь, а солью — любовь. И он не может оказать кому-либо большей чести на своем пире, как посылая ему соль со своего стола».

Может быть, «уйти не солоно хлебавши» не про соль, а про любовь, которую участнику пира не продемонстрировали? Измерялось же познание человека пудом соли…