Сейчас то я понимаю, насколько это было круто... Это было невероятно... Это было очень красиво... Когда троллейбус или трамвай приближались к парку культуры и отдыха "Березовая роща" все пассажиры поворачивались в его сторону и смотрели... Казалось что не троллейбус движется по проспекту Дзержинского, а он как то медленно пробирается между белых берез к взлетной полосе...
Сегодня у нас история самолета, который оказался ненужным Новосибирску, и пожалуй предан им... История наверное самого невероятного детского кафе нашего города, и скорее всего такого уже в истории нашего города не будет... ТУ-104 из парка "Березовая роща", который вспоминают до сих пор.
Новосибирск из всех городов Западной Сибири - самый молодой город. По сравнению с Канском, Барнаулом, Красноярском, Томском, Тюменью он реально как пацан. И живет как подросток. Нечего не жалеет, прощается не задумываясь, а когда что-то исчезает то, разводит руками и просит понять его и простить...
История с самолетом ТУ-104 происходила всего шесть лет. Началась она весной 1979 года. 28 марта вышло постановление чтобы Дзержинскому райисполкому до 1 июня 1979 года закончить монтаж самолета ТУ-104 в парке культуры и отдыха "Березовая роща" в качестве детского кинотеатра. Планировали его использовать только летом. Весной этого же года в парк с завода НАПО им. Чкалова привезли самолет в полу разобранном состоянии.
История самолета ТУ-104 бортовой номер СССР-42494
Марка: Туполев Ту-104Б-ТС
Изготовитель: Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова — филиал ОАО «Туполев»
Бортовой номер: СССР-42494
Дата выпуска и первый полет: 1960 год
Срок эксплуатации самолета: с 21 ноября 1960 г. до 1985 г. (24 года 1 месяц)
Статистика по эксплуатации самолета: 4521часов , 2245 циклов, 129 часов в месяц - средний налёт, 14.7 рейсов в неделю, 2 час. - средняя продолжительность рейса
Списан: 27 декабря 1977 г. (Приказ МГА №196 - отработка межремонтного ресурса)
Хранение на территории завода НАПО им. Чкалова: с 1978 г. по 1979 г.
Местонахождение в парке "Березовая роща" в качестве детского кинотеатра, позднее детского кафе: с 1979 г. до 1985 г.
Место и год утилизации: Западно-Сибирское УГА, аэродром Толмачево. 1985 год. Порезан на металл.
И с самого начала что-то пошло не так... Работы продвигались очень медленно, постоянно возникали какие-то накладки с поставщиками, то с подрядчиками. Одним словом 1 июня 1979 года детский кинотеатр в салоне самолета ТУ-104 так и не был открыт. Работы затянулись до осени. За этот период было принято решение отказаться от идеи открыть в самолете кинотеатр для детей и перепрофилировать проект под детское кафе-мороженое. На этот счет есть постановление Дзержинского райисполкома от 18 октября 1979 года.
Новое постановление мало что изменило в работах по переоборудованию салона самолета в детское кафе. Рабочие появлялись довольно редко, месяцами самолет был просто брошен. Детвора забирались на крылья самолета, были разбиты несколько иллюминаторов, повреждено стекло кабины. В таком состоянии самолет находился до начала лета 1983 года, тогда было все открыто кафе. И это было событие! Да такое что самолет попал на открытку издательства "Плакат", которая входила в комплект посвященный Новосибирску.
К большому сожалению детское кафе-мороженое проработало всего несколько месяцев и было закрыто к концу лета 1983 года по причине того, что оно не прошло проверку санитарной службы и были нарушения по пожарной безопасности. Исправить недочеты комиссий сразу устранить не удалось, поэтому Дзержинской райторг вывез оборудование для кафе, и салон был законсервирован. Дзержинский райисполком выпустил приказ обязывающий РОВД обеспечить охрану самолета в парке "Березовая роща".
После того как самолет был закрыт, он подвергся еще большему вандализму чем прежде. Были повреждены многие элементы фюзеляжа, разбиты иллюминаторы, разграблен салон самолета... Так был открыт доступ в салон из него некоторые граждане сделали... отхожее место. В зимнее время в салон самолета было достаточно легко проникнуть. Так снег при уборке в парке сгребали прямо к крылу самолета. По сути этот самолет оказался ненужен никому... НАПО им. Чкалова, Дзержинский райисполком, Дзержинский трест столовых, администрация парка "Березовая роща", Дзержинское РОВД для всех он был просто проблемой, с которой не знали что делать. Поэтому весной 1985 года у него были демонтированы крылья, он был разделен на несколько частей и вывезен на территорию аэродрома Толмачёво, где через некоторое время был утилизирован. То есть разрезан на металл. Так закончилась история самолета с бортовым номером СССР-42494...
Недолгая и достаточно трагичная страница истории списанного и по сути преданного самолета ТУ-104, у которого все таки получилось оставить след в истории Новосибирска.