Найти в Дзене
Новосибирский Журнал

Новосибирские вечера. Вечер 30. Преданный ТУ-104 или невероятное детское кафе "Самолет"

Сейчас то я понимаю, насколько это было круто... Это было невероятно... Это было очень красиво... Когда троллейбус или трамвай приближались к парку культуры и отдыха "Березовая роща" все пассажиры поворачивались в его сторону и смотрели... Казалось что не троллейбус движется по проспекту Дзержинского, а он как то медленно пробирается между белых берез к взлетной полосе...

Сегодня у нас история самолета, который оказался ненужным Новосибирску, и пожалуй предан им... История наверное самого невероятного детского кафе нашего города, и скорее всего такого уже в истории нашего города не будет... ТУ-104 из парка "Березовая роща", который вспоминают до сих пор.

-2

Новосибирск из всех городов Западной Сибири - самый молодой город. По сравнению с Канском, Барнаулом, Красноярском, Томском, Тюменью он реально как пацан. И живет как подросток. Нечего не жалеет, прощается не задумываясь, а когда что-то исчезает то, разводит руками и просит понять его и простить...

История с самолетом ТУ-104 происходила всего шесть лет. Началась она весной 1979 года. 28 марта вышло постановление чтобы Дзержинскому райисполкому до 1 июня 1979 года закончить монтаж самолета ТУ-104 в парке культуры и отдыха "Березовая роща" в качестве детского кинотеатра. Планировали его использовать только летом. Весной этого же года в парк с завода НАПО им. Чкалова привезли самолет в полу разобранном состоянии.

-3

История самолета ТУ-104 бортовой номер СССР-42494

Марка: Туполев Ту-104Б-ТС

Изготовитель: Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова — филиал ОАО «Туполев»

Бортовой номер: СССР-42494

Дата выпуска и первый полет: 1960 год

Срок эксплуатации самолета: с 21 ноября 1960 г. до 1985 г. (24 года 1 месяц)

Статистика по эксплуатации самолета: 4521часов , 2245 циклов, 129 часов в месяц - средний налёт, 14.7 рейсов в неделю, 2 час. - средняя продолжительность рейса

Списан: 27 декабря 1977 г. (Приказ МГА №196 - отработка межремонтного ресурса)

Хранение на территории завода НАПО им. Чкалова: с 1978 г. по 1979 г.

Местонахождение в парке "Березовая роща" в качестве детского кинотеатра, позднее детского кафе: с 1979 г. до 1985 г.

Место и год утилизации: Западно-Сибирское УГА, аэродром Толмачево. 1985 год. Порезан на металл.

-4

И с самого начала что-то пошло не так... Работы продвигались очень медленно, постоянно возникали какие-то накладки с поставщиками, то с подрядчиками. Одним словом 1 июня 1979 года детский кинотеатр в салоне самолета ТУ-104 так и не был открыт. Работы затянулись до осени. За этот период было принято решение отказаться от идеи открыть в самолете кинотеатр для детей и перепрофилировать проект под детское кафе-мороженое. На этот счет есть постановление Дзержинского райисполкома от 18 октября 1979 года.

-5

Новое постановление мало что изменило в работах по переоборудованию салона самолета в детское кафе. Рабочие появлялись довольно редко, месяцами самолет был просто брошен. Детвора забирались на крылья самолета, были разбиты несколько иллюминаторов, повреждено стекло кабины. В таком состоянии самолет находился до начала лета 1983 года, тогда было все открыто кафе. И это было событие! Да такое что самолет попал на открытку издательства "Плакат", которая входила в комплект посвященный Новосибирску.

Открытка из набора "Новосибирск". Издательство "Плакат", г. Москва, 1983 год
Открытка из набора "Новосибирск". Издательство "Плакат", г. Москва, 1983 год

К большому сожалению детское кафе-мороженое проработало всего несколько месяцев и было закрыто к концу лета 1983 года по причине того, что оно не прошло проверку санитарной службы и были нарушения по пожарной безопасности. Исправить недочеты комиссий сразу устранить не удалось, поэтому Дзержинской райторг вывез оборудование для кафе, и салон был законсервирован. Дзержинский райисполком выпустил приказ обязывающий РОВД обеспечить охрану самолета в парке "Березовая роща".

На фото видна выломанная дверь в салон самолета. Фото 1984 года...
На фото видна выломанная дверь в салон самолета. Фото 1984 года...

После того как самолет был закрыт, он подвергся еще большему вандализму чем прежде. Были повреждены многие элементы фюзеляжа, разбиты иллюминаторы, разграблен салон самолета... Так был открыт доступ в салон из него некоторые граждане сделали... отхожее место. В зимнее время в салон самолета было достаточно легко проникнуть. Так снег при уборке в парке сгребали прямо к крылу самолета. По сути этот самолет оказался ненужен никому... НАПО им. Чкалова, Дзержинский райисполком, Дзержинский трест столовых, администрация парка "Березовая роща", Дзержинское РОВД для всех он был просто проблемой, с которой не знали что делать. Поэтому весной 1985 года у него были демонтированы крылья, он был разделен на несколько частей и вывезен на территорию аэродрома Толмачёво, где через некоторое время был утилизирован. То есть разрезан на металл. Так закончилась история самолета с бортовым номером СССР-42494...

Недолгая и достаточно трагичная страница истории списанного и по сути преданного самолета ТУ-104, у которого все таки получилось оставить след в истории Новосибирска.

Борт СССР-42494! Спасибо, что ты был! Мы помним тебя!!!

Еда
6,93 млн интересуются