Пожалуй, самым популярным в мире справочным изданием является календарь, видов которого множество: религиозные, национальные, партийные, отрывные, настольные, настенные, лунные, солнечные и многие другие.
Слово «календарь» восходит к латинскому calendarium («долговая книжка»). В Древнем Риме должники платили проценты в день календ — в первый день каждого месяца. Под календарём мы понимаем систему счисления больших промежутков времени, основанную на периодичности видимых движений небесных тел — Солнца и Луны.
В Ленинке хранятся уникальные материалы на церковнославянском, русском, немецком, латинском, французском, старотурецком, персидском и других языках. Среди рукописей на церковнославянском языке особое место занимают месяцесловы и сборники, содержащие календарные таблицы: «Великий миротворный круг», «Святцы с Пасхалией», «Месяцеслов и Пасхалия», «Сборник календарно-астрономических статей», «Пасхалия: таблицы, чертежи и схемы разных видов». Стоит также отметить «Пасхалию Василия Кирилловича Тредиаковского в редакции 1747 года» и Святцы в литографированных таблицах и Пасхалию 1848 года.
Пасхалия — это особый вид расчёта даты Пасхи. Один из самых популярных календарей на Руси — «Рука Дамаскина». Это изображение двух рук, по которым особым методом производился расчёт Пасхалии по суставам и фалангам пальцев. При таком расчёте каждая фаланга называлась буквой алфавита, имеющей числовое значение.
Среди западноевропейских памятников почётное место занимают богослужебные книги, включающие в себя церковный календарь, а также предназначенная для мирян «Книга часов» — «Часослов». А Астрономический сборник XV века раскрывает знаменитые «Альфонсовы таблицы», на основе которых был разработан григорианский календарь.
Западноевропейские церковные календари включались в состав богослужебных книг (миссалов и бревиариев, псалтирей), а также книг часов (или часословов) и молитвенников. Иллюминированные книги XV — начала XVI века — это эталон традиционного художественного оформления календарей в средневековых рукописях: циклы красочных миниатюр, демонстрирующих различные сезонные работы и занятия, а также уникально представленные знаки зодиака.
В XVII—XVIII веках также выпускали календарно-астрономические сборники, содержащие разные статьи и таблицы. Один из них — сборник из собрания Рогожского кладбища — включает не только тексты об астрономических событиях, но и уникальные миниатюры, на которых времена года изображены в виде царей, сидящих на троне.
Эти изображения соотносятся с переведённой с греческого языка «Притчей о четырёх временах года». Ранее греки изображали времена года в виде женщин согласно языческим традициям. Но в данном случае это отсылка к христианской иконографии.
В 1709 году вышел первый «Брюсов календарь» — «Календарь повсеместный, или Месяцеслов христианский», изданный под «надзрением» Якова Брюса, учёного, астролога, астронома, математика, инженера. Календарь был очень популярен: он содержал массу практических сведений, а главное — предсказания на 112 лет вперёд и гороскопы по знакам Зодиака. Отсвет таинственной фигуры петровских времён лёг и на календарь. Брюсов календарь многократно переиздавался и дорабатывался.
Интересны и красочные восточные лунные календари на персидском и старотурецком языках. Уникальные календари-свитки написаны на тонком пергамене. Они хранятся в скрученном виде и требуют очень бережного обращения. Текст свитка состоит из двух частей: классического лунного календаря и расписания намазов. Восточные календари имеют богатое оформление, они украшены яркими красками и золотом.
Одно из изданий восточного собрания РГБ — «Таблицы долгот и широт неподвижных звёзд» Улугбека, основателя обсерватории в Самарканде.
Во второй половине XIX века календари стали выпускать многие солидные издательства, в их числе издательства Алексея Суворина, Ивана Сытина. Календари становились более разнообразными по типу и по форме. Появились настенные, настольные, отрывные календари. Столь же разнообразна была и их специализация.
Выпускались дамские, детские календари, календари для врачей, юристов, дипломатов, памятные юбилейные календари. Особого внимания заслуживают календарные стенки 1901 и 1902 годов, которые предназначались для прикрепления отрывных календарей. Они представляли собой художественно оформленный лист бумаги или картона и являлись заметным предметом интерьера.
В 20—30-х годах XX столетия преобладали иллюстрированные табель-календари c атрибутами советской власти и календари-пятидневки.
Календарь-пятидневка является ярким свидетельством модернизации в советской стране, когда в августе 1929 года постановлением СНК СССР была введена пятидневная рабочая неделя, а на предприятиях был введён трёхсменный график работы, где один из дней пятидневки был выходным. Ещё пять дней в году были праздничными. И только в ноябре 1931 года в СССР была установлена шестидневка, продержавшаяся до 1940 года.
70—90-е годы прошлого столетия представлены в основном ежемесячниками и еженедельниками, спортивными календарями, рассказывающими о достижениях советских спортсменов, и календарями, где публиковались заметки для семейного чтения и было много статистической информации. Были театральные календари со знаменательными датами из истории драматического и балетного театра, цирка и эстрады всего мира. Выпускались календари к юбилеям актёров и артистов.
Сейчас современные технологии позволяют человеку пользоваться электронным календарём, который заменяет и ежедневник, и планер, и записную книжку.
А вы сегодня открывали календарь?
Подписывайтесь на телеграм-канал Ленинки.