Найти тему

Кофе на дорожку: как на Дальнем Востоке появилась культура автокафе

Оглавление

Во Владивостоке, по статистике, на тысячу человек приходится 540 машин. Не удивительно, что именно в этом городе родилась и активно развивается система автокафе — во многом благодаря помощи режима свободный порт Владивосток. Но обо всём по порядку.

«Для открытия своего бизнеса нужна идея. Остальное — вторично», — уверен владелец сети автокафе Дмитрий Лутченко. Его мечтой было собственное кафе. Однако инвесторы, поверившие в молодого и амбициозного предпринимателя, готовы были дать средства на более скромный проект — автокафе. Открытие первой точки, положившее начало сети, состоялось 21 мая 2011 года.

Дальневосточные бизнес-перспективы

— К тому времени во Владивостоке автокафе были популярным форматом, но им, на мой взгляд, не хватало качества, — рассказал Дмитрий Лутченко. — У меня было видение, как можно сделать классно и вкусно. Кстати, позже мы с партнером создали несколько заведений полуресторанного типа — закрыли этот гештальт. Но самым крупным объектом, по-прежнему, остается Coffee Machine.

-2

О бренде и маркетинге

В далеком 2011 году у открывшегося кафе не толпилась очередь. Да и денег на рекламу начинающему бизнесу не хватало. Дмитрий вспоминает: он брал в руки чашку кофе и стоял возле автокафе с «максимально счастливым видом». Сейчас маркетинговые стратегии изменились, а с брендом Coffee Machine хотят работать инвесторы.

-3

— Сейчас мы плотно занимаемся маркетингом, выходим за пределы домашнего региона, — рассказал Дмитрий. — Когда заходим в другие регионы, сталкиваемся с тем, что там часто нет рынка автокофеен как такового — приходится создавать все с нуля. Важен и локальный маркетинг — то, что находится непосредственно на нашем участке. У нас по этой теме «библия» написана, мы же франшизная сеть. Периодически к нам приходили люди с желанием инвестировать в проект, и постепенно мы пришли к пониманию, что нужна франшиза. Все разделено — мы предоставляем продукт и бренд, а человек вкладывает собственные средства и сам управляет своим объектом. Проблема в том, что часто приходят люди без предпринимательского опыта и без опыта работы в ресторанной сфере, поэтому очень многому приходится учить, в том числе, и маркетингу.

-4

Сейчас сеть насчитывает 73 автокофейни в 28 городах. Во многом это стало возможным благодаря статусу резидента свободный порт Владивосток, который позволяет получить льготы (обнуление налогов на прибыль, землю, имущество, пониженная ставка единого социального налога с 30 до 7,6%).

24 часа в сутки, семь дней в неделю, без перерывов и выходных — в таком режиме стартовала первая кофейня под брендом Coffee Machine в Мурманске. Дмитрий Лутченко признается, что он патриот Приморского края. Поэтому его компания оказала максимальное содействие своему мурманскому франчайзи, чтобы тот стал резидентом Арктической зоны РФ (АЗРФ) и мог претендовать на административные и налоговые льготы. С помощью Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики были урегулированы все вопросы по получению техусловий на подведение коммуникаций, согласованию примыкания к дороге, размещение рекламных конструкций — и всё получилось!

-5

В кофейне кроме классических эспрессо, американо или капучино можно найти и напитки с местным колоритом. Например, дальневосточное какао с кедровым молочком и шишковым вареньем. К кофе предлагаются “завертоны” (лепешки с разнообразной начинкой), кесадилья и панини. Есть в меню и авторские напитки: американо пряная малина, латте-ваниль на основе фермерского молока и кофе, заваренного по авторской технологии.

-6

«От Арктики до Дальнего Востока»

В сентябре во Владивостоке прошло уникальное событие — город принимал уличный гастрономический фестиваль «От Арктики до Дальнего Востока». В течение трёх дней более 100 шеф-поваров угощали участников блюдами региональной кухни, которая, при географии от Камчатки до Мурманска, очень разнообразна и колоритна! Владивостокский «фастфуд» тоже порадовал: местные «завертоны» с гребешками и чуккой, с кальмаром и творожным соусом, дальневосточный какао, кедровый латте, апельсиново-сосновый раф и освежающий берёзовый эспрессо-тоник — гостям было, чем угоститься.

— Это было настолько круто, что даже странно: почему раньше такие фестивали не проводились? Было очень много людей! С Арктики приехали крутые, харизматичные ребята. Надеюсь, мы тоже приедем к ним с ответным дальневосточным визитом.

Подобные мероприятия здорово помогают в реализации туристического потенциала и Дальнего Востока, и Арктической зоны, считает Дмитрий. Эта же тема туристического потенциала поднималась и на PIR EXPО — выставке, собирающей лидеров туриндустрии России и стран СНГ вот уже четверть века.

-8

— Мы говорили про продвижение туризма, локальных традиций, культур, региональных специалитетов. Развивать это направление очень помогал Ростуризм (прим.ред. — сейчас его функции исполняет Минэкономики). Тем, кто работает в ресторанном бизнесе, нужно чаще участвовать в различных гастрофестивалях — без частичного субсидирования делать это сложнее. В целом государство занимает очень большую долю экономики, и так или иначе диалог между бизнесом и государством должен быть.

Хотим в ТОР!

Производством заготовок-полуфабрикатов для сети Coffee Machine компания занимается самостоятельно. В ближайших планах расширение производства с переходом его в ТОР.

— Очень большой интерес у нас вызывает ТОР и мы рассматриваем возможность перемещения туда своего производства, — говорит Дмитрий Лутченко. — Я изучал этот вопрос, предлагаются очень интересные условия: и налоговые льготы, и участок, и подведение коммуникаций. Сейчас мы поставляем продукцию в кофейни по всему Дальнему Востоку, но стремимся к тому, чтобы работать в ритейл, заводить свою продукцию в супермаркеты. По мере расширения проекта нам придется расширять производство.

-9

Напомним, что резиденты ТОР пользуются огромными преференциями — нулевой налог на прибыль в течение пяти лет, пятилетние налоговые каникулы на землю и имущество, помощь с землей и коммуникациями, полное отсутствие административных барьеров и многое другое! Подробнее о территориях опережающего развития, режиме СПВ и АЗРФ, а также о том, как стать их резидентом, читайте на сайте Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики.

Еда
6,93 млн интересуются