Найти тему
190K подписчиков

При какой температуре замерзает электролит в АКБ в зависимости от плотности, и как это определить

6,1K прочитали

Низкие температуры окружающей среды оказывают значительное влияние почти на все узлы транспортного средства. Состояние аккумулятора сильно зависит от условий эксплуатации, поэтому зимой многие автовладельцы сталкиваются с проблемами в работе устройства. Один из наихудших сценариев – кристаллизация электролита в АКБ. Определить эту проблему можно самостоятельно, но устранить её последствия получается далеко не всегда.

Низкие температуры окружающей среды оказывают значительное влияние почти на все узлы транспортного средства.
Статья будет полезной? Не забудьте поставить "палец вверх" и подписаться на канал!

Ключевой признак замерзания электролита в аккумуляторе – полная неработоспособность электронных систем после стоянки автомобиля в мороз. При этой неисправности на приборной панели не должны загореться даже базовые сигналы, так как фактически батарея полностью вышла из строя. Убедиться в характере проблемы позволяет визуальный осмотр АКБ.

При замерзании электролита на корпусе батареи могут появиться трещины, вздутия и другие дефекты. Кристаллизация воды приводит к её расширению, поэтому в различных местах батареи образуются повреждения. Итоговые последствия зависят от целого ряда факторов, поэтому в некоторых случаях батарею получается восстановить, а иногда её единственный путь – пункт утилизации.

На аккумуляторах, где есть доступ к электролиту (обслуживаемых), стоит осмотреть состояние жидкости. Замёрзшая жидкость в одной из "банок" свидетельствует о коротком замыкании, которое привело к локальному падению плотности электролита. Кристаллизация во всех "банках" свидетельствует о неправильном обслуживании устройства.

Низкие температуры окружающей среды оказывают значительное влияние почти на все узлы транспортного средства.-2

Замёрзший аккумулятор заносят в тёплое помещение и отогревают при комнатной температуре. Настоятельно рекомендуется поместить батарею в какую-либо ёмкость, так как по мере отогрева могут проявиться микротрещины, через которые просочится едкий электролит. После отогрева АКБ заряжается малым током, а затем проверяется состояние жидкости в "банках". Если электролит чистый, то нужно довести его плотность до оптимальной, и аккумулятор можно эксплуатировать дальше.

Правильной плотностью электролита автомобильного аккумулятора считается значение 1,27 г/м3. При таких показателях температура полной кристаллизации составит -68°С. Однако, уже примерно при -60°С начнётся процесс замерзания воды, которого не стоит допускать.

Чем ниже плотность электролита, тем выше температура его кристаллизации. Уже при 1,26 г/см3 (снижение всего на 0,01 г/см3!) жидкость полностью замерзает при -58°С (разница 10°С). Для средних широт критическим является показатель 1,21 г/см3. В таком случае электролит замёрзнет при -34°С.

Интересный факт, что достижение плотности электролита выше оптимального тоже провоцирует снижение температуры его кристаллизации. Например, при 1,32 г/см3 она составляет -57°С, а при 1,40 г/см3 всего -37°С.

На обслуживаемых аккумуляторах старайтесь проверять плотность электролита перед каждой зимой и добиваться оптимальных показателей. При недостаточной плотности АКБ нужно зарядить, а при превышении рекомендуемого значения долить дистиллированную воду.