Низкие температуры окружающей среды оказывают значительное влияние почти на все узлы транспортного средства. Состояние аккумулятора сильно зависит от условий эксплуатации, поэтому зимой многие автовладельцы сталкиваются с проблемами в работе устройства. Один из наихудших сценариев – кристаллизация электролита в АКБ. Определить эту проблему можно самостоятельно, но устранить её последствия получается далеко не всегда.
Статья будет полезной? Не забудьте поставить "палец вверх" и подписаться на канал!
Ключевой признак замерзания электролита в аккумуляторе – полная неработоспособность электронных систем после стоянки автомобиля в мороз. При этой неисправности на приборной панели не должны загореться даже базовые сигналы, так как фактически батарея полностью вышла из строя. Убедиться в характере проблемы позволяет визуальный осмотр АКБ.
При замерзании электролита на корпусе батареи могут появиться трещины, вздутия и другие дефекты. Кристаллизация воды приводит к её расширению, поэтому в различных местах батареи образуются повреждения. Итоговые последствия зависят от целого ряда факторов, поэтому в некоторых случаях батарею получается восстановить, а иногда её единственный путь – пункт утилизации.
На аккумуляторах, где есть доступ к электролиту (обслуживаемых), стоит осмотреть состояние жидкости. Замёрзшая жидкость в одной из "банок" свидетельствует о коротком замыкании, которое привело к локальному падению плотности электролита. Кристаллизация во всех "банках" свидетельствует о неправильном обслуживании устройства.
Замёрзший аккумулятор заносят в тёплое помещение и отогревают при комнатной температуре. Настоятельно рекомендуется поместить батарею в какую-либо ёмкость, так как по мере отогрева могут проявиться микротрещины, через которые просочится едкий электролит. После отогрева АКБ заряжается малым током, а затем проверяется состояние жидкости в "банках". Если электролит чистый, то нужно довести его плотность до оптимальной, и аккумулятор можно эксплуатировать дальше.
Правильной плотностью электролита автомобильного аккумулятора считается значение 1,27 г/м3. При таких показателях температура полной кристаллизации составит -68°С. Однако, уже примерно при -60°С начнётся процесс замерзания воды, которого не стоит допускать.
Чем ниже плотность электролита, тем выше температура его кристаллизации. Уже при 1,26 г/см3 (снижение всего на 0,01 г/см3!) жидкость полностью замерзает при -58°С (разница 10°С). Для средних широт критическим является показатель 1,21 г/см3. В таком случае электролит замёрзнет при -34°С.
Интересный факт, что достижение плотности электролита выше оптимального тоже провоцирует снижение температуры его кристаллизации. Например, при 1,32 г/см3 она составляет -57°С, а при 1,40 г/см3 всего -37°С.
На обслуживаемых аккумуляторах старайтесь проверять плотность электролита перед каждой зимой и добиваться оптимальных показателей. При недостаточной плотности АКБ нужно зарядить, а при превышении рекомендуемого значения долить дистиллированную воду.