Найти в Дзене
Строительный мир

Единственная в России железная дорога с левосторонним движением: как так получилось

Оглавление

В России есть уникальная железная дорога, где составы уже на протяжении более чем 150 лет курсируют по непривычной схеме — не так, как на остальных направлениях в стране. Дело в том, что эта 180-километровая стальная магистраль имеет левостороннее движение. Соответственно, здесь по-другому установлены светофоры, а пассажиры выходят на платформу из левых дверей вагонов.

© Sachast007 / CC BY-SA 4.0 (Электропоезд на станции Голутвин Рязанского направления Московской железной дороги, 2014 г.)
© Sachast007 / CC BY-SA 4.0 (Электропоезд на станции Голутвин Рязанского направления Московской железной дороги, 2014 г.)

Сделали как у себя

Речь идет о линии «Москва – Рязань». Объясняется такой феномен просто — строили ее в начале 1860-х при непосредственном участии англичан. А последние привыкли реализовывать подобные проекты именно таким образом, на свой манер. В Российской империи в ту пору достойных специалистов еще не хватало (они появятся чуть позднее и прославятся своими решениями на весь мир), поэтому властям приходилось договариваться на определенных условиях с европейцами.

Давняя идея

Построить стальную магистраль на данном направлении планировали еще в 1830-х, когда в стране не существовало ни одной железной дороги общего пользования (по маршруту «Санкт-Петербург – Царское Село» движение открылось в 1837-м).

© public domain (Царскосельская железная дорога от Санкт-Петербурга до Павловска – первая в Российской империи)
© public domain (Царскосельская железная дорога от Санкт-Петербурга до Павловска – первая в Российской империи)

Ф. А. Фон Герстнер. Третий отчет об успехах железной дороги от Санкт-Петербурга в Царское Село и Павловск. — СПб., 1837. — С. 20-21:

«Проект железной дороги из Москвы в Коломну возбуждает весьма живое участие... Его Превосходительство Г. Министр Внутренних дел, письмом от 7-го ноября 1836 №1215, известил меня, что Его Императорскому Величеству благоугодно было дозволить мне приступить к нивелировке для составления проекта сей дороги... Между Коломной и Москвой ежегодно перевозится по Москве-реке около 9 мил. пудов всяких припасов и товаров, и сверх того большое количество строевого и дровяного леса. Затруднительность этой перевозки водою столь велика, что барки часто идут 4 недели и даже 2 месяца, хотя расстояние по реке составляет только 160 верст; по сей причине и теперь уже несколько миллионов пудов перевозится ежегодно сухим путем, составляющим 95 верст... Если предпримется железная дорога из Москвы в Коломну, то вместе с тем надобно завести на Оке до Нижнего плоскодонные пароходы... Пассажиры и товары тогда будут легко доставляемы из Москвы в Новгород в 24 или 36 часов... Если в последствие соединятся железные дороги между Коломной и Москвой и между С. Петербургом и Ижорой, и заложится купеческая гавань в Ораниенбауме, где предполагал ее Петр Великий, то Россия будет обладать величайшим исполинским произведением нашего времени».

25 лет ожиданий

Известно, что в то время в империи немало приближенных к монарху людей являлись категорическими противниками развития железнодорожного транспорта, отдавая предпочтение судоходным каналам. Инициатива получила одобрение лишь при Александре II. К строительству участка от Москвы до Коломны (ст. Голутвин) приступили в июне 1860-го, и уже через год дорогу планировали сдать в эксплуатацию, однако комиссия после проверки, найдя расхождения с проектом, постановила устранить ряд недочетов.

© public domain (Рязанский вокзал, который стоял на месте совр. Казанского, 1888 г.)
© public domain (Рязанский вокзал, который стоял на месте совр. Казанского, 1888 г.)

В итоге, первый поезд прошел по этому направлению в январе 1862-го. Официальное же открытие дороги состоялось летом того же года. А в 1864-м составы начали курсировать и до Рязани. Еще через шесть лет на всем протяжении был построен второй путь.

С тех пор и до сегодняшнего дня от Казанского вокзала Москвы в юго-восточном направлении на протяжении около 180 км действует левостороннее движение (в стандартное для России оно переходит после развязки под Рязанью). Причем в этом отношении данная дорога была не первой в стране.

© Svetlov Artem / CC-BY-SA 2.0 (Линия «Москва – Рязань» на карте нач. XX в. И современная схема)
© Svetlov Artem / CC-BY-SA 2.0 (Линия «Москва – Рязань» на карте нач. XX в. И современная схема)

«Аномальная» железная дорога

Лево держи! // Костер. — М., 1940. — №1 (9 января). — С. 43:

«В целом ряде стран — во Франции, Англии, Италии — движение на рельсовом пути (в Англии и на улице) происходит по правилу «лево держи»... Ветка «Ленинград – Псков» Октябрьской дороги раньше являлась частью дороги Петербург – Варшава – Вена. Дорога эта таким образом соединялась с «левопутными» австрийскими дорогами. По этой причине ее тоже сделали «левопутной». Причина давно исчезла, но ее следствие осталось жить до сих пор. Впрочем в Советском Союзе есть и вторая столь же «аномальная» железная дорога: Москва – Рязань. Там движение тоже левопутное».

На направлении Ленинград – Псков, о котором упоминается в процитированном источнике, в конце 1940-х была проведена реконструкция и движение стало правосторонним. Поднимался и вопрос о переустройстве дороги «Москва – Рязань», однако после подсчетов решили, что это слишком затратно, хотя и не исключили возможности проведения соответствующих работ в будущем. Чего так и не случилось. До сих пор эта «железка» остается единственной в стране с левосторонним движением.