Найти тему
Люди и деньги

Гречка подорожала почти вдвое по сравнению с прошлым годом

Оглавление

Гречка стала самым подорожавшим в этом году продуктом в России

Ростстат проанализировал цены на продукты и сравнил их с показателями прошлого года. Лидировала гречка.

Причины – ажиотаж из-за пандемии. Люди боялись инфляции, потери доходов или же перебоев с продуктами в магазинах и бросились запасаться. В середине марта спрос на продукты длительного хранения достигал 170-200%. Покупатели сметали с полок крупы, макаронные изделия, консервы, приобретали морозильные камеры, чтобы заполнить их мясом и фруктами.

Страсть к гречке в кризисы – росссийский феномен. Простые граждане могут не разбираться в ценах на нефть и не понимают, зачем за ними следить, зато из познания в стоимости гречки будет похлеще знаний биржевых трейдеров о ценах на нефть и на акции.

Это явление в российском обществе возникло несколько лет назад, и правительство включили даже гречневую крупу в список социально значимых продуктов. Это значит, что государство регулирует цены на гречку в розничных магазинах и регулярно их мониторит.

Несмотря на такой контроль предприниматели все равно неплохо на ней наживаются и объясняют постоянное подорожание нехваткой запасов, транспортными расходами, ростом цен на топливо, условиями, которые диктуют оптовые поставщики аграрии и розница, а розничные торговые сети - поставщикам.

На сколько подорожала гречка

-2

По данным госстатистики, в середине лета розничная цена гречки увеличилась в 1,7 раза, относительно июля 2019 года, - 87,1 рубля за килограмм в среднем по стране. Это самое большое подорожание по сравнению с другими продуктами.

Закупочная цена повысилась вдвое - 48 рублей за килограмм. Коммерсанты объясняют это тем, что раньше в стране было перепроизводство гречки, потому она и стоила дешево. Потом аграрии сократили посевные площади, и стоимость крупы стала стремительно расти.

На радость продавцам, грянул пандемический кризис. Люди бросились делать запасы, покупали вдвое больше обычного, а продавцы поспешили не упустить шанс хорошо заработать на ажиотаже.

В мае спрос стабилизировался, но коммерсанты, не желающие иного сценария, в конце весны стали понемногу повышать отпускные цены. Они говорят, что сырья мало, а спрос не снижается. Ждут обещанную вторую волну, новые ограничения и возможный новый продуктовый ажиотаж.

Почему люди скупают именно гречку

-3

Экономисты, социологи и психологи пытаются объяснить этот российский феномен – сметание с полок именно гречки, а не риса, например.

Одна из возможных причин – экономичность продукта даже при растущих на него ценах. Одна порция гречневой каши в день – это 80 граммов крупы, 1120 граммов на 14 дней карантина. Двухнедельный запас на одного человека будет стоить от 100 до 300 рублей, в зависимости от бренда и расфасовки.

Гречка может храниться два года, чем тоже привлекает потребителей. Чтобы она не испортилась, ее приобретают в герметичной упаковке или насыпают в банку с крышкой. Сваренную кашу можно хранить в морозилке.

Блюда из гречки разнообразны, следовательно, она не надоест. А если надоела, крупу легко превратить в муку и использовать для выпечки чего угодно. Кулинары придумали даже гречневые десерты – попкорн, козинаки, мороженое.

Следующее достоинство крупы – польза, в ней много клетчатки, витаминов группы В, других элементов. Над гречкой не проводились никакие генные эксперименты, как над пшеницей.

Гречка считается национальным российским продуктом, хотя родом это растение из Северной Индии, в Россию ее завезли из Греции, потому она и гречка - греческая крупа. Россия производит более миллиона тонн сырья в год, почти половина мирового объема.

Почем сейчас гречка в интернет-магазинах

-4

В интернете можно купить гречневую крупу за 72,79 рубля, это мелкий опт в торговой сети METRO.

Экзотические товары с пометкой «Био» и без глютена, а также зеленая гречка для проращивания стоят 200-300 рублей за килограмм. Сюда надо добавить еще доставку 250 рублей.

В магазинах цены примерно одинаковые, могут отличаться на 10 рублей, если товар акционный. Чтобы отвлечь внимание покупателей от подорожания, магазины играют с ценами, то у них акции, то скидки до 40%.

Другая хитрость продавцов - уменьшение веса. Сейчас все меньше на полках стандартных килограммовых пачек, и то, что видит покупатель, на самом деле стоимость не килограмма продукта, а 900, 700 и даже 250 граммов.