Начиная с 2013-го года, один из самых популярных вопросов в казанских ресторанах: "А у вас есть что-нибудь национальное?"
Почему с 2013-го? - год Универсиады, чётко поделивший эволюцию города на "до" и "после": Казань расцвела и прочее.
Почему национальное? - стало очень много туристов, и всем хочется съесть легендарный татарский эчпочмак (с татарского переводится как "треугольник"; бывает ещё дюртпочмак, "четырёхугольник", но он почти никому не известен).
Когда в Казань приезжают читать стихи молодые поэты типа Евгения Сои или Серафимы Ананасовой, все упоминают, что уже успели попробовать эчпочмак.
К слову, в татарском языке нет звука , обозначаемого буквой"ч". Она пишется, она есть в татарском алфавите, но произносится как "щ": пишут "эчпочмак", а говорят "эщпощмак". Когда человек говорит "эЧпэЧмак", сразу понимаешь - не местный, из России.
Для этих же туристов пишут так, как им будет понятнее, то есть именно "эчпочмак", что режет до крови глаза традиционным татарам, ибо правильно "өчпочмак", так привыкли с детства и всю жизнь было. До 2013-го, понятно.
Гости города полагают, что, коль скоро мы в Казани, столице процветающего Татарстана, то здесь искомый треугольник на каждом углу.
Ан фиг. Настоящий, приличный өчпочмак не найти в городе. То, что подают в нескольких заведениях и/или можно купить в сети магазинов "Бәхетле" - это просто смешно, это суррогат, это треугольник. Я собственными глазами видел, как турист отправил в рот целый такой треугольник, и он там п о м е с т и л с я , наружу только два уголка торчали, как в стихотворении Маяковского, "у меня изо рта шевелит ногами непрожёванный крик".
Настоящий өчпочмак, во-первых, не помещается в ладонь, его держат двумя руками: левой за левый угол, правой за правый угол, с третьего угла начинают есть. Во-вторых, если какой дурак вздумает его полностью в рот - не получится. Как только отпустит руки - өчпочмак упадёт, разломившись, потому что он очень плотно набит начинкой, он тяжёлый. Магазинный треугольник не весит ничего.
В-третьих, настоящий татарский өчпочмак состоит из мяса с картошкой приблизительно один к одному, плюс круто молотый чёрный перец и топлёное масло вовнутрь. Магазинный треугольник напоминает дурацкую песенку: "Знайте, что очень тому повезёт, кто в нас, кроме теста, мясо найдёт".
Чтобы попробовать настоящий өчпочмак, туристам надо ехать в татарскую деревню, где-нибудь под Альметьевском, зайти в обычный деревянный дом к татарской абике, "бабушке" то есть, и она для гостей испечёт гору настоящей, привычной и простой еды. По детству помню, одним өчпочмаком можно наесться до вечера, настолько сытный. На меня мои многочисленные бабушки всё детство по-татарски ругались, дескать, столько напекли, а ты съел только один. А когда ты в детстве слышишь татарские ругательства, тебе кажется, что призывают древнего восточного демона, шайтана.
Всё это касается не только өчпочмака, ровно то же самое можно сказать и о кыстыбый, и о казылыке, и о многом прочем.
Ситуация то ли смешная, то ли позорная, как посмотреть - в казанских заведениях не найти настоящей национальной кухни. В Италии, насколько я могу понять, итальянцы и для туристов готовят пасту и пиццу, и сами её едят. В Узбекистане плов готовят и для туристов, и сами его едят (в этом смысле мне больше всего понравился хивинский плов, там ещё и от региона к региону рецепт и технология меняется) (Хива - это вообще сказка, всем рекомендую не пожалеть времени на дорогу и обязательно там побывать, впечатление неизгладимое в самом хорошем смысле).
В Казани же дорогих гостей города, лохов-туристов, потчуют какой-то далее непечатное слово. Мне, как официанту, было бы крайне приятно подать гостям настоящий өчпочмак или кыстыбый.
Поэтому, когда мне задают вопрос "Есть ли что-то национальное?", я всегда отвечаю отрицательно. Пока нет.
Интересно было бы узнать, как обстоят дела с национальной едой в других регионах - скажем, в Карелии есть калитки, в Бурятии, как я слышал, есть некий хушуур.
Потенциал российского внутреннего туризма (и гастротуризма, в частности) - как по мне, огромен. Но с нынешними ценами - увы. Путешествовать по родной стране дорого, поэтому всё чаще в Европу.