Жареная картошка! почему мы ее так любим?!
Картофель – любимый русский овощ и обязательный компонент множества блюд, без которых трудно представить застолье россиян в будни и праздники. Полезные клубни, росшие в Южной Америке и появившиеся в России благодаря Петру I, с удовольствием едят и взрослые, и дети. В чем секрет популярности этого овоща, впервые прибывшего в Европу из-за океана 3 декабря 1586 года, и ставшего нам таким родным?
Картофель как пища
Картофель – одна из важнейших составляющих потребительской корзины, где он стоит особняком от других овощей. В действующем варианте такой «корзины», то есть минимально необходимого набора продуктов, предусмотрено 100,4 кг картофеля на человека в год, в то время как все остальные овощи вместе взятые набрали только 114,6 кг. А ведь до появления в России картофеля жители страны прекрасно обходились без него – ели репу, брюкву и редьку, но сейчас их даже в сельской местности удастся найти с трудом, да и много рецептов с использованием этих овощей вряд ли держит в уме хоть одна хозяйка.
Почему же россияне променяли репу на американского интервента – картофель? Исполнительный директор «Картофельного союза России» Алексей Красильников связывает статус кулинарной суперзвезды, приобретенный картофелем, с его пищевыми свойствами.
«Картофель – очень сбалансированный продукт питания, практически уникальный по своим свойствам. Он богат углеводами, белками, сахарами, витаминами, минералами и антиоксидантами. Около года назад один австралиец решил похудеть, питаясь исключительно картофелем. Примерно полгода он питался только этим продуктом и пришел в идеальную физическую форму, причем, по словам врачей, такая диета не нанесла никакого ущерба его организму»
Еще одна истина состоит в том, что россияне, как и жители других стран, начинают активно есть картофель в периоды кризисов, когда необходима сравнительно дешевая, но питательная и доступная пища. Например, последний всплеск популярности картофеля пришелся на 1991 год, когда распался Советский Союз. Многие люди, оставшись без средств к существованию, вернулись к посадкам картошки и прочего «борщевого набора» на своих приусадебных участках.
«В последние годы вновь наметилась тенденция по снижению количества картофеля, ежегодно съедаемого россиянами. По предварительным данным всероссийской сельхозпереписи, мы ежегодно производим не 32-33 млн тонн картофеля в год, как было 3-4 года назад, а около 19-20 млн тонн. По нашим подсчетам, эти цифры еще меньше – 15-16 млн тонн. Из них только 7 млн тонн поступает в открытую продажу.
В городах, особенно крупных, едят существенно меньше картофеля, чем в сельской местности – около 58-60 кг в год», — говорит исполнительный директор Картофельного союза.
Картофель как загородный клуб
В советский период картофель был не менее важным продуктом, чем до свержения монархии или после распада самого Союза. Более того, в период СССР картошка являлась не только сельскохозяйственной культурой, по объемам выращивания которой страна занимала лидирующие позиции в мире, но и своеобразным «загородным клубом» для молодежи. Романтика осенних поездок в колхоз вдохновила многих их участников на написание песен и стихов, а понятие вояжа «на картошку» стало нарицательным.
На самом деле причины, по которым советских граждан отправляли в сельскую местность для сбора урожая или другой помощи труженикам колхозов, были чисто экономическими. Уборка урожая многих сельскохозяйственных культур отнимает львиную долю трудозатрат (до 75% годового объема), при этом выполнить работы нужно за весьма ограниченный период времени. Решения у этой проблемы две – привлечение сезонной рабочей силы или полная механизация труда. Разумеется, было проще направить «на картошку» старших школьников, студентов или военнослужащих, чем перевооружать передовой техникой все хозяйства.
Интересно, что в СССР такая практика отправки горожан в «летние лагеря труда и отдыха» вошла в историю именно как поездки «на картошку», хотя зачастую с полей приходилось собирать вовсе не ее, а, например, свеклу. Всенародная любимица картошка опять превзошла другие овощи.
Картофель как бизнес
Если рассматривать выращивание картофеля как бизнес, то это – занятие с высокой рентабельностью, которое, однако, требует высоких затрат для успешного развития. Причем, как отмечает Алексей Красильников, рентабельность фермерских хозяйств в этой отрасли выше, чем у крупных сельхозпредприятий.
«При использовании современных технологий ежегодные затраты на гектар составляют от 150 до 200 тысяч рублей, и это достаточно большие вложения. Для того, чтобы освоить около 100 гектаров картофеля нужно вложить около $1 млн. С увеличением площадей затраты сокращаются, но, тем не менее, рентабельность до последнего момента варьировалась от 30 до 100% (в последнем случае речь идет о 2010-2011 годах, когда картофель был просто «золотым», и те сельхозпроизводители, которые были в этой нише, заработали большие деньги). К сожалению, на протяжении последних 3-4 лет уровень рентабельности в этом секторе существенно снизился, и по данным Росстата в 2017 году составлял всего 10%, а у фермерских хозяйств – порядка 15%», — поделился цифрами эксперт.
Cтартап и покоритель Марса
Количество блюд, которые можно приготовить из картофеля, с трудом поддается подсчетам – вспомните хотя бы кулинарные изыски, которые перечисляла Тося, героиня знаменитого советского фильма «Девчата». Но дело в том, что картошка – это не только вкусная пища, но и источник сырья.
«Картофель имеет массу вариантов использования – в качестве пищи для человека, корма для скота и сырья для производства крахмала. Если остановиться на крахмале, то он применяется в бумажной промышленности, при производстве промышленных клеящих составов, в текстильной промышленности, добыче нефти и газа, пищевых производствах, фармацевтике и так далее», — рассказал исполнительный директор Картофельного союза.
И это еще не все! Оказалось, что картошка может стать прекрасной основой для стартапа, достаточно придумать этому корнеплоду необычное применение. Так, в 2015 году молодой американец Алекс Крейг запустил сервис отправки коротких сообщений и поздравлений на клубнях картошки, назвав свой проект Potato Parcel. Его девушка назвала этот стартап «глупейшей идеей в мире», но, вероятно, она изменила свое мнение, когда картофельные послания стали приносить Алексу Крейгу по $20 000 в месяц.
Возможно, впереди картошку ждут и более героические свершения – например, в книге американского писателя Энди Вейра «Марсианин» именно картофель помогает главному герою выжить на негостеприимной «красной планете». И это вовсе не фантастика — в марте 2017 года ученые НАСА объявили об успешном завершении экспериментов по выращиванию картофеля в условиях, максимально приближенных к марсианским.