ОСЕТИНСКОЕ ПИВО.КТО НЕ ЗНАЕТ ЭТОТ ДРЕВНИЙ МОЛИТВЕННЫЙ НАПИТОК! Я ДУМАЮ ЧТО ЭТО ОДИН ИЗ ВАРИАНТОВ АРИЙСКОЙ ВЕДИЧЕСКОЙ ХОМЫ ИЛИ СОМЫ,ХОТЯ ГОВОРЯТ ЧТО ОНА СОДЕРЖАЛА ЭФЕДРИН.КСТАТИ,название ХАОМА происходит от протоиндоевропейского слова ВЫЖАТЬ и это прямо соответствует осетинскому слову ХУЫМ.ТАК ЧТО ВСЁ СХОДИТСЯ.СОМА — (др. инд. Soma, от su , «выжимать»), в древнеиндийской мифологии божественный напиток и божество этого напитка (позже и луны) Сома Павамана («очищающийся»). По числу упоминаний в «Ригведе» С. стоит среди богов на третьем месте (после Индры и...)
Русско-иронский словарь:
Выжать
I совер. (выдавить) нылл?марын, рал?марын II совер. (выкосить) ныккардын (хуым)
СОМА
(др.-инд. Soma, от su-, «выжимать»), в древнеиндийской мифологии божественный напиток и божество этого напитка (позже и луны) - Сома Павамана («очищающийся»). По числу упоминаний в «Ригведе» С. стоит среди богов на третьем месте (после Индры и Агни). Мифологический образ С., как и культ растения и напитка, индоиранского происхождения (ср. авест. haoma, см. Хаома).
В древнеиндийской религиозной практике приготовление сока С. составляло содержание особого ритуала. Стебли сомы (растение точно идентифицировать не удаётся) вымачивали в воде, выжимали с помощью давильных камней, процеживали через сито из овечьей шерсти, разбавляли водой, смешивали с молоком или ячменём и разливали по деревянным сосудам. Питьё С. (видимо, галлюциногенного напитка), в отличие от суры (хмельного напитка), вызывало экстатическое состояние; С. жертвовали богам, особенно Индре, полагая, что она даёт бессмертие и силу для подвигов. В «Ригведе» сообщается, что С. происходит с неба, но растёт на земле, на горах; его мать - Синдху; у него сочный, обильный молоком стебель; он называется ванаспати («господин леса»).
Сома (санскр. ???), от протоиндоиранского *sauma-) — важный ритуальный напиток у индоиранцев и в более поздних ведийской и древнеперсидской культурах, персонифицируемый как бог.
Слово «Сома» родственно иранскому Хаома.
Сома в Ведах
Сома часто упоминается в Ригведе, содержащей много гимнов, восхваляющих его бодрящие или опьяняющие качества. Несколько текстов в Атхарваведе превозносятся целебные свойства Сомы, он рассматривается как царь лекарственных растений.
В Ведах упоминается по меньшей мере три вида Сомы: Сома Павамана (Млечный Путь), Сома-Луна и растение Сома, содержащее сок-Сому. Сома-Луна, в свою очередь, имеет три ипостаси: Сома-светило, Сома — божество, владыка планеты и Сома — нектар, источаемый Луной.
В Ригведе, в гимне «К Соме и Пушану» (II, 40), в котором Сома и Пушан называются «породителями богатств», «пастухами мироздания», указывается, что один из них «породил все существа», а другой «движется, все озирая»[1].
Встречаются также упоминания Сомы в паре (или как часть имени) с другими божествами: Индра-Сома (VII, 104), Сома-Рудра (VI, 74). К Соме обращены гимны девятой мандалы Ригведы.
В «Свадебном гимне» Ригведы (X, 85) описывается свадебная церемония Сомы (который ассоциируется с луной) и Сурьи?и (дочери солярного божества Савитара).Вещества-кандидаты на роль Сомы
Есть более полная статья
В другом языковом разделе есть более полная статья Botanical identity of soma–haoma (англ.).
Вы можете помочь проекту, расширив текущую статью с помощью перевода.
При этом, для соблюдения правил атрибуции, следует установить шаблон {{переведённая статья}} на страницу обсуждения, либо указать ссылку на статью-источник в комментарии к правке.
Рецепт сомы точно не известен. Есть гипотезы, согласно которым сому выдавливали из грибов, эфедры или гармалы. Также в качестве вариантов предлагались Sarcostemma brevistigma, Cannabis sativa, Periploca aphylla[2].
«Дитя земли красного цвета без листьев, цветов и плодов, с головой, напоминающей глаз» — так в Ригведе описывается Сома.
Сома ритуальный напиток арийцев. Священные гимны Ригведы, восхваляют бодрящую и опьяняющую Сому.
Сома неоднократно величался господином мира, его царём, богом над всеми богами. Мифология Сомы, однако, весьма мало персонифицирована: известны сюжеты о похищении его орлом, его помощь Индре в победе над демоном Вритрой; в свадебном гимне Ригведы он выступает женихом Сурьи, дочери главного солнечного божества Савитара.
Приготовление Сомы составляло сложный обряд: Красный Гриб сорванный в полнолуние вымачивали в воде, затем отжимали давильными камнями, очищали через цедилку-сито из шерсти белой девственной овцы, разбавляли водой из священного источника, смешивали с молоком и мёдом, затем разливали в сосуды, сопровождая эти действия чтением хвалебных гимнов, которым придавалось особое значение.
Согласно ведической традиции, при последних звуках сакральных заклинаний в пенящийся напиток входило божество и он превращался в Сому.
Из опыта изучения вакхических культов индоевропейской древности в связи с ролью экстаза на ранних ступенях общественности Р. Г. Уоссон указывает, что мухомор употреблялся всеми народами севера и востока Сибири, поскольку был единственным известным хмельным средством. Действие красного мухомора сходно с сильным опьянением: чередуются приступы смеха и гнева, появляются галлюцинации с изменением очертаний и удвоением предметов, цветовые видения и слуховые галлюцинации. Затем следует потеря сознания и летаргический сон, сопровождающийся амнезией[источник не указан 286 дней].
Уоссон провёл также исследования, касающиеся Сомы. Всё это позволило ему сделать вывод, что сому готовили именно из красного мухомора[
Только вот определение осетинского пива ,как безалкогольный,слабенький,детский,чисто формально пьянящий по-моему неверно.Во-первых там есть сахар и присутствует брожение,а это уже не безобидно.На собственном примере могу сообщить вам,что когда моя жена делала пиво и оно стояло и созревало,я потихоньку-ради эксперимента-сыпанул туда ощутимое количество сахара-сверх того,что по рецепту положили.Так вот этот "нектар" свалил с копыт троих пробователей,когда брожение закончилось.Меня и моих брата и друга)))КАПИТАЛЬНО ТАК-КАК ОТ КРЕПЛЁНОГО ВИНА. А во-вторых,там есть ХМЕЛЬ.Для чего хмель вы спросите? А вот для чего.Хмель-это чтобы было ясно по ботанической науке растение-РОДНОЙ БРАТ КОНОПЛИ,того же рода Канабис.Ну теперь понятно надеюсь всем стало.И тут я прислушался к осетинскому названию пива- б?г?ны.А ГАЭН ЭТО КОНОПЛЯ! Ну а сочетание алкоголя и наркотика сами понимаете что делают.ВОТ ВАМ И СЛАДЕНЬКИЙ КОМПОТИК! Солод же нужен чтобы запустить процесс ферментации,которая перерабатывает крахмал в сахар,ну а дрожжи потом этот сахар-в алкоголь. Сыпани туда побольше хмеля,или но прямому осетинскому названию напитка-ГАЭН, а не хуымыл,и вот вам ганджубас-обязатеЛно авария!)) Так что на минимум измени способ приготовления-и можно добиться термоядерных результатов.А ещё заметьте,что и на русском,и на осетинском ,да и на латыни,эти арийские слова звучат одинаково и поныне Гаэн осет.-конопля,хуымаэл хмель,Cannabis(тот же гаэн)-род и хмеля и конопли на греческом и на лытыни.Хмель (лат. Humulus) — род цветковых растений семейства Коноплёвые.Конопля?
ж ? ????????, ?? ???????. А слово ГАНЖА как наркотик так же вошло в жаргонизмы.
ЕЩЁ ОДИН ШЕДЕВР МИРОВОГО ВКУСОВОГО НАСЛЕДИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ОКАЗАЛСЯ РОДОМ ИЗ ОСЕТИИ! АНГЛИЙСКИЙ ПОРТЕР.
Прим. Клапрота: «Пиво (багани) осетин лучшее во всем Кавказе и напоминает, при условии хорошей варки, английский портер. Несколько бутылок его были посланы князю Потемкину в Петербург, который нашел его таким хорошим, что выписал осетинских пивоваров, но они не были в состоянии сварить его там так же хорошо, как у себя на родине. Они предполагали, что дело в воде. Потемкин приказал привезти воду из Осетии. Однако пиво продолжало оставаться плохим, и пивовары были, наконец, отпущены обратно. Точно так же хороший портер варится только в Лондоне».http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1800-1820/Klaproth/text5.htm .Думаю,осетины и не хотели,чтобы рецепт святого напитка оказался в руках иноверцев,поэтому сымитировали неудачу.Так же хранили в Осетии и рецепт КЭПИ-кефира,как сакральную тайну народа.
Добавлю ещё про АЛУТОН-ЭЛЬ. Эль (англ. ale) — традиционный английский вид пива. Производится верховым брожением, содержание спирта 5 %-6,5 %[1].Производится верховым брожением, содержание спирта 5 %-6,5 %[1].Слово «эль» этимологически восходит к праиндоевропейскому корню(именно осетинский язык-праиндоевропейский,А НИКАКОЙ НЕ ИРАНСКИЙ!), предположительно со значением «опьянение». Алутон не мог быть безалкогольным,потому что на всех арийских языках это корень АЛ который означает опьянение.Само слово греческое научное АЛ- коголь-имеет этот корень.Эль ,алут-он оттуда же.Индоевропейское происхождение корня убедительно доказывается в сравнении с современными датским и норвежским ol, а также исландским ol (германская группа языков, к которой принадлежал и древнеанглийский) и литовским и латышским alus — пиво (балтийская группа индоевропейской семьи), севернорусским ол (в значении хмельной напиток), а также эстонским olu и финским olut[источник не указан 1166 дней].А от того же пива- аэлутон осет.-английское слово ЭЛЬ-Эль (англ. ale) прямо от русского хмЕЛЬ и от осетинского хуымАЭЛ(ЭЛ-протоарийское слово- опьянение) — традиционный английский вид пива.Этими вещами напитками ронг,алутон,сома ,пиво,арака активно занимался Марзоев в университете СОГУ.
Кстати о воде.МОЁ МНЕНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ИМЕНИ НАРОДА АРИЕВ-ЛЮДИ ВОДЫ.А ДАРИАЛ-просто река Ариев-д"АРИЯ.На Кау-ка-Асе Стране Главных(Высших-КА)Асов известна как Терек-Алатырка-Алатерк.Ну и русское имя Д"арья и персидское Д"АРИЙ конечно оттуда-ВСЁ ЖИВОЕ ИЗ ВОДЫ.А ВСЕ СМЫСЛЫ-ИЗ АРИЙСКОГО НАРОДА И ЯЗЫКА.
Истинное Арийское название воды-АР,а ДОН-это скорее река в общем понимании,вместе с водой,ДНОМ(остаток слова из древнеарийского ),и всем остальным.Именно АРДОН-это полное,НО ОБЩЕЕ определение реки у Ариев -осетин.Отсюда слова ср-азиатск-АРЫК,Арака-ВОДка,напиток для моления вроде ХАОМЫ-СОМЫ,а так как осетины молились водой,то и назвали Аракой,вроде это вода просто.)Понятие Ар-вода взято Абаевым из скифского глоссария Геродота.Даже на Кавказе Ардон -река в Осетии,но древнее название Кубани-ВАРДАНА.И ещё много где известны названия рек -Ардон,например в Швейцарии,территории древнего Аварского Каганата и Хазарии,говорящих и писавших на осетинском языке и осетинскими рунами,которые расшифровал Мудрак в 2015 году есть город Ардон в наши дни,ну и конечно река одноимённая рядом.И в др местах,которые легко найти можно.Аракс -река в Арийских землях,Сыр-Дарья легко расшифровывается как САР-Главная ,головная,д" АРия-вода,ариев вода.Может и Дарьял-это вовсе не Ворота в Аланию,а просто д"Ария-река в комплексе-и ущелье,и поток ,и дно каменистое,ложе.Какие там ворота и КУДА были изначально??? Это потом всё появилось и наши мозги стали выдумывать всякую политическую ахинею,не говорю что неправильно,но это было уже вторичные смыслы.Очень подозреваю,что и имя нашего Арийского народа содержит св своей основе именно эту животворящую стихию,одну из священных основ Мироздания вместе с огнём,землёй,мечом и ветром.Которые нельзя осквернять даже своим дыханием(отсюда и башлык у черкАСски-одежды зороастрийского жреца,которым он прикрывал рот для ритуала с огнём в куш арте-трёхногой чаше Огня священного ) по Авестийским традициям,которым тысячелетия чтили осетины.
Арака или Арак-это чисто арийский напиток.Ничего ни тюркского,ни арабского в этом слове нет.Ар вода по-авестийски или древне-осетински,отсюда ср.азиат.Арык-канал с водой.Поэтому именно Водка можно перевести.
Я думаю что учитывая корень АЛ ,как опьянение, арака раньше была АЛАКОЙ,и отсюда слово АЛКОголь,а также ЛАКАТЬ и АЛКАТЬ(алчущий) русские.Ну и АЛчный та же история.Хотя и родственный ему корень АР,АРРА,ЯР русск. тоже означает опьянение,сумасшествие,ярость.ЗНАМЕНИТЫЙ ВИСКИ БЕЛАЯ ЛОШАДЬ.
ВИСКИ-по -кельтски УИСКЕ БЕАХА.Английский whisky (whiskey) происходит от кельтских выражений ирл. uisce beatha и гэльск. uisge beatha (произносится примерно как «ишке бяха»). почти созвучно осетинскому термину УРС БАЭХ-БЕЛАЯ ЛОШАДЬ или УСГАЭ БАЭХ -качающаяся лошадь!!!А вот что правильнее по поводу происхождения слова виски.По-осетински УРС БАЭХ-это БЕЛАЯ ЛОШАДЬ,а УСГАЭ БАЭХ-качающаяся лошадь,что соответствует по названию бренду Белая лошадь ,а по смыслу-Качающаяся лошадь.Учитывая архаичность осетинского языка как самого древнего индоевропейского и присутствия АРИЕВ-сарматов,англов-аланов,Саксов-скифов-САГТАЭ мн. число от САКИ-скифы,и кельтов-ариев на Британских островах -вполне объяснимо.Ср. также: шотл., ирл. usquebaugh «виски».Тем более осетинская арака тоже делается из кукурузы и по вкусу с виски ОДНО И ТО ЖЕ.И производство одинаковое.Так что вывод ясен Виски кукурузное английское-кельтское-гэльское УИСКЕ БЕАХА-осетинское УСГАЭ БАЭХ-арака кукурузная-качающаяся лошадь,а скорее всего просто ПЬЯНАЯ ЛОШАДЬ!!! Что и видим на этикетке Белой лошади.Не удивительна языковая связь Алании с Шотландией,если учесть что Шотландия была раньше Албанией,что по древним авторам тождественно АЛАНИИ,и древнему названию Британии-Альбион.Там до сих пор главу рода скоттов называют АЛАН,как титул-приставка к основному имени.ПРО ЗНАМЕНИТЫЙ ВИСКИ БЕЛАЯ ЛОШАДЬ.
ВИСКИ-по -кельтски УИСКЕ БЕАХА.Английский whisky (whiskey) происходит от кельтских выражений ирл. uisce beatha и гэльск. uisge beatha (произносится примерно как «ишке бяха»). почти созвучно осетинскому термину УРС БАХ-БЕЛАЯ ЛОШАДЬ или УСГАЭ БАЭХ -качающаяся лошадь!!!А вот что правильнее по поводу происхождения слова виски.По-осетински УРС БАЭХ-это БЕЛАЯ ЛОШАДЬ,а УСГАЭ БАЭХ-качающаяся лошадь,что соответствует по названию тренду Белая лошадь ,а по смыслу-Качающаяся лошадь.Учитывая архаичность осетинского языка как самого древнего индоевропейского и присутствия АРИЕВ-сарматов,англов-канглов-аланов,Саксов-скифов-САГТАЭ мн. число от САКИ-скифы-САКС,и кельтов-ариев на Британских островах -вполне объяснимо.Ср. также: шотл., ирл. usquebaugh «виски».Тем более осетинская арака тоже делается из кукурузы и по вкусу с виски ОДНО И ТО ЖЕ.И производство одинаковое.Так что вывод ясен Виски кукурузное английское-кельтские УИСКЕ БЕАХА-осетинское УСГАЭ БАЭХ-арака кукурузная-качающаяся лошадь,а скорее всего просто ПЬЯНАЯ ЛОШАДЬ.Что и видим на этикетке Белой лошади.Не удивительна языковая связь Алании с Шотландией,если учесть что Шотландия была раньше Албанией,а по кельтски-ирландски и уэльсски и сейчас так называется,как и Англия Альбион-Албания,что по древним авторам тождественно АЛАНИИ,и древнему названию Британии-Альбион.Там до сих пор главу рода скоттов называюит АЛАН,как титул-приставка к основному имени.
ТАК ЧТО ЕСЛИ РОССИЯ С ПОМОЩЬЮ УЧЁНОГО ПОХЛЁБКИНА АБСОЛЮТНО И БЕССОМНЕННО ДОКАЗАЛА В СПОРЕ С ПОЛЯКАМИ, ЧТО ВОДКА-ЧИСТО РОССИЙСКАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ,ТО МЫ С ПАВЛОМ ТАДТАЕВЫМ ДОКАЗАЛИ ЧТО ВИСКИ-ЭТО ОСЕТИНСКАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ЕЩЁ ОДИН МИРОВОЙ ДРЕВНИЙ БРЕНД,СОЗДАННЫЙ ОСЕТИНСКИМ НАРОДОМ В ДОБАВОК К ОСЕТИНСКОМУ СЫРУ,СЛИВКАМ-СЫЛЫ,СЫРУ СУЛУГУНИ-Название сулугуни этимологизируется как осетинское (дигорский диалект) «сулугун» (с приращением грузинского форманта номинатива «-и»), в котором «сулу» обозначает сыворотку[1], а формант «-гун», как подчёркивает доктор филологических наук Т. А. Гуриев, указывает на корень слова как на материал, из которого приготовлен продукт или блюдо (сравни: картофгун (ирон. картофджын) — «пирог с картошкой», фидгун (ирон. фыдджын) — «пирог с мясом», къабускагун (ирон. къабускаджын) — «пирог с капустой» и т. д.). Таким образом, дословный перевод слова «сулугун» — «созданный из сыворотки»[2].,ОСЕТИНСКИМ ПИРОГАМ,ОСЕТИНСКОМУ ПИВУ-ЭЛЮ-АЛУТОН-РОНГ,ШАШЛЫКУ НА ШАМПУРЕ-ФИЗОНАЭГ И ОСЕТИНСКОЙ КУЛЬТУРЕ КЕФИРА(кейф-ир-наслаждение из Осетии-ира) И НАРЗАНУ(НАРТ-ШАН-НАРТСКОЕ ИЛИ СОЛНЕЧНОЕ ПИТЬЁ,ВИНО)
С принятием христианства ряд слов, относящихся к язычеству, перешел в разряд если не неприличных, то, во всяком случае, и не очень позитивных. Поганый от pagan – языческий. Паганалии – собирательное название языческих римских праздников для простого народа.. Что пили во время паганалий? Правильно – пиво-баэгаэны! Что такое ''аэ-дыл-ы''? Это и-дол. А дурак? Дур-ыг, каменный идол. А мизинец? Маленький ребенок, который еще писается (мизы) в постели – мизы-н-ец. И тд и тп. Русский и осетинский языки разделились не так давно, как думает большинство.
В Англии напиток под названием «эль» известен по крайней мере с XII века[2].
В тему книга-Дмитрий Гаврилов «Священное опьянение. Языческие таинства Хмеля»
Серия: "Языческая Русь"
«Руси веселье пити. Не можем без того быти!» – если верить легендам, именно этот довод предопределил выбор князя Владимира в пользу христианства, которое в отличие от ислама не запрещало употребление хмельных напитков. Однако стоит ли сводить поворотный момент русской судьбы к историческому анекдоту? Ведь в славянской традиции священное опьянение не имело ничего общего с бытовым пьянством – это был сакральный ритуал, священнодействие, допустимое лишь в праздники и на поминках, но жестко ограниченное в обыденной жизни. Будучи даром богов – сродни небесному огню, живой и мертвой воде русских сказок, – «царь яр-буен Хмель» возвышал человека вровень с Бессмертными, приобщал к высшим истинам, открывал врата в иной мир, дабы узреть сокровенное и запретное. Не случайно Церковь осуждала «бражничество» («Пьяницы да не наследуют Царства Небесного»), подозревая в нем не просто способ «напиться и забыться», а жертвоприношение исконным богам…Прослеживая корни этого обряда от древних арьев, эллинов и скифов до германцев и славян, новая книга ведущих историков Языческой Руси не только реконструирует один из ключевых русских мифов, но и восстанавливает ритуалы священного опьянения и подлинные рецепты хмельных напитков наших предков.https://ok.ru/video/1087989616897