А вам придет в голову, находясь в Японии вместо храма или огромного универмага типа «Shibuya 109»* отправиться на фабрику? Нет! А напрасно. Хотя, может быть, просто у меня вкусы на достопримечательности изменились. Однако всегда хочется чего-то необыкновенного, куда не ступала нога туриста и где получаешь какие-то новые для себя ощущения и знания.
Поэтому сегодня я расскажу о старинном ремесленном роде Тамагава, чьё искусство по производству медных изделий не прекращается уже более 200 лет, а потомок 6-го поколения этого рода даже получил титул Живого Национального Сокровища Японии…
Посреди непрерывного звона молоточков я могла прикоснуться к сущности традиционного японского ремесла. Каждый удар ремесленного молота наполняет холодный металл жизнью и, взяв в руки медную посуду Gyokusendo, можно представить ее сияющую форму и через сто лет или даже двести.
Приехав на эту знаменитую фабрику с двухсотлетней историей, хотелось своими глазами увидеть, как создаётся эта уникальная посуда, увидеть мастеров, в чьих руках происходит волшебство перевоплощения куска меди в произведение искусства.
В конце периода Эдо (1603-1868) путешествующий ремесленник из Сэндай на севере Японии представил городку Цубаме медные изделия из цуйки/tsuiki (метод ручной ковки). В 1816 году Тамагава Какубей основал мастерскую Гёкусендо (Gyokusendo) в Цубаме в префектуре Ниигата. Тамагава был одним из немногих, кто успешно освоил этот сложный процесс, вписав своё имя в культурное наследие Японии.
Фирма Gyokusendō начала с производства повседневных принадлежностей, таких как кастрюли и чайники, а затем постепенно добавляя художественные элементы и более декоративные элементы. Когда Япония впервые приняла участие во Всемирной выставке в Вене в 1873 году, именно продукция Gyokusendō была выбрана для демонстрации. В 1910 на Японско-британской выставке в Лондоне работа Тамагавы Какухей, третьего поколения мастеров Гёкусендо (1853-1922), была удостоена серебряной премии.
Медная посуда Tsuiki изготавливается путем нанесения ударов по медной пластине металлическими молотками - процесс, который производит различные формы. Различные металлические молотки могут быть использованы для приготовления одного только чайника. Эти методы, передаваемые в течение семи поколений, были сертифицированы как нематериальное культурное наследие префектуры Ниигата в Японии.
Чтобы сделать один чайник, мастер должен произвести более 100 тысяч ударов разными молотками, которые он также самостоятельно изготавливает, как говорится, под свою руку. Говорят, что чайники Гёкусендо лучше всего подходят для заваривания чая сортов улун и пуэр благодаря свойствам металла (меди, серебра и золота), а также уникальной работе.
Tsuiki - это два иероглифа, которые обозначают кованую утварь, и японское звучание этих иероглифов обозначает метод художественной ковки. Суть в том, что мастер вырезает из большого листа меди овальный кусок, в котором он изначально видит конечное изделие целиком.
После он, подобно скульптору, отсекающему всё лишнее от куска мрамора, просто облекает пустоту в видимую только ему форму, выбивая её молотками по медному листу. Мастер во время работы с молотками не имеет никаких точных технических заданий или характеристик, он каждый раз создает новую форму художественного изделия. Потому нет ни одного чайника, чашки или вазы в точности похожих на другие.
После того, как формирование завершено, деталь индивидуально окрашивается с использованием методов окисления, разработанных в течение семи поколений.
Нанесение покрытия и выпекание олова на поверхность изделия также позволяет ремесленнику достичь цвета, невозможного при использовании только меди. После нанесения патины натуральный японский древесный воск расплавляется и распределяется по поверхности. При ежедневном использовании этот воск будет постепенно исчезать, но поможет создать свой уникальный блеск.
Благодаря уникальности процесса изготовления таких предметов искусства — сейчас это главным образом чайники, посуда для чая и сакэ, посуда для кухни — каждое изделие обладает неповторимым характером и очарованием. И самое главное, как всегда бывает с уникальными предметами, каждое изделие делится своими свойствами с теми продуктами, которые в нём готовят. То есть вода, которую кипятят в этих чайниках, чай, который в них заваривают, приобретают свои неповторимые свойства. Медь обладает дезинфицирующим свойством, уничтожая бактерии и загрязнения в воде, естественным образом очищает воду, придавая ей новые полезные для здоровья свойства. А воздействие ионов меди обогащает воду, делая её мягкой и сильной. Даже цветы в медной вазе стоят в два раза дольше, чем в обычной, сохраняя свежесть.
Простояв некоторое время рядом с рабочими, которые беспрерывно стучали своими молоточками по медным заготовкам, было непостижимо, что в наши дни еще сохранились фабрики с таким тяжелым ручным трудом
Слева направо против часовой стрелки показан процесс изготовления чеканного чайника. Обычно работают одновременно сразу с несколькими изделиями, но даже если заняться специально только одним, то до завершения пройдёт более двух недель.
В традиционной Японии ремёсла были высшим видом искусства и остаются таковыми в настоящее время. Не многие знают, что клинки, сделанные современными мастерами, не уступают древним по качеству и часто стоят существенно дороже древних мечей. То же самое можно сказать и о чайной посуде. Культ чая и чайной культуры в Японии хорошо известен во всем мире, и по сути чайная церемония стала символом японской культуры на Западе.
В небольшой комнате, где были выставлены образцы готовых изделий, я увидела работу Тамагава Норио – мастера шестого поколения Гёкусендо.
Именно он был признан Живым Национальным Сокровищем Японии за свою уникальную технику металлического удара.
А еще изумили чайнички. Даже те чайники, в которых носик прикреплялся отдельно, стоили более 50.000 йен (460 $), а если они были отчеканены из одного листа сразу с носиком, то цена составляла около 500.000 йен (4600 $ соответственно).
На фотке – два чайника, чеканенных из одного листа сразу с носиком.
Тот, что на втором заднем плане – новый, а тот, что ближе, использовали на протяжении пятидесяти лет. Cо временем чайники обретают ещё большую изысканность, люди часто просят продать тот, который старее, но компания не продаёт его ни за какие деньги, потому как это их гордость.
Если кто-то захочет добраться до этой фабрики:
Железнодорожный вокзал Ниигаты находится в 25 минутах езды на автобусе от аэропорта Ниигаты. Станция JR Tsubame-Sanjo находится в 12 минутах езды от Joetsu Shinkansen от станции JR Niigata. Gyokusendo находится в 5 минутах езды от железнодорожной станции Tsubame-Sanjo.
*Не удержусь от пары фраз от похода в универмаг Shibuya 109, куда заглянула на пару часиков, потому как когда жила в Токио он находился просто напротив моего отеля.
Ходила по этажам не скрывая улыбки, потому как вещички на вешалках висели во всех отделах как для гардеробчика Сейлормун. И вот только подойдешь к какой-нибудь шмотке с мыслями, примерить что-нибудь на себя этакое японское, как упираешься взглядом в бирку «Made in China». На ум сразу же приходит фраза, услышанная как-то в фильме о том, что «весь мир сделан в Китае» и так оно и есть на самом деле. И даже японская промышленность решила не выделяться, а просто шиться в Китае:)