В фондах краеведческого музея хранятся очень интересные предметы на «чайную» тему. Среди них: упаковочные ящики для чая товарищества чайной торговли В. Перлова, В. Попова, подстаканники, самовары, чайники и другие «чайные» принадлежности.
Ящик для чая товарищества чайной торговли В. Перлова представляет собой прямоугольный параллелепипед с квадратным основанием и двумя откидными крышками, обклеен бумагой. На крышке и стенках цветные изображения с надписями: Поставщики двора его императорского высочества. 1899 г. Товарищество чайной торговли в Москве, с изображениями гербов. 1899 г. На узорном многоцветном фоне изображены китаец, сидящий на ковре у магазина на фоне Кремля и храма Василия Блаженного.
Хранится также упаковочный металлический чайный ящик В. Попова.
На нем надпись: чай, товарищество Попова. Москва. На внутренней крышке Прейс-курант. Чай черный от № 1 до № 8, ценой от 3 руб. до 1р. 40 к. Россия к. 19 - нач. 20 в..
В истории не зафиксированы точные сведения о том, как именно хранили и транспортировали чайный лист в древности. Предполагается, что первоначально чай хранили и перевозили в деревянных коробках, которые были специально обработаны изнутри и снаружи, чтобы не пропускать свет и влагу. Упаковка для чая и кофе в период массовой торговли претерпевала множество изменений. Традиционно высушенные листья транспортировались по водным и сухопутным путям в больших мешках, а позже чай продавался на развес. Мешки делали из кожи, бумаги, прочной ткани, чтобы ни один грамм драгоценного продукта не был утерян. Торговали не только рассыпчатым высушенным листом, но и чаем в брикетах, который было транспортировать легче и удобнее. Настоящим переворотом в истории чая является изобретение коробочки-упаковки из плотной бумаги, которая появилась в Англии в 1826 году. Ее автор – английский торговец Джон Хорниман, который, чтобы выделить свой товар и уберечь его от подделки, стал расфасовывать чай в коробки со своей торговой маркой. Позже такая форма упаковки стала привычной, и ею пользовались повсеместно. История пакетированного напитка начинается больше 100 лет назад. С 1919 года в Америке стали производить чай в индивидуальной упаковке (пакетике), предназначенной для заваривания в чашке или «заварнике». Это изобретение принадлежит Томасу Салливану, который впервые стал продавать заварку в мешочках из шелка.
Жестяная банка – второй по качеству вариант идеальной упаковки для чая после дерева. Пищевая жесть не должна окисляться, она не допускает контакта листа с внешними факторами окружающей среды, из-за чего он в неизменном виде может храниться до 2 лет. Элитные чаи чаще всего продают в фирменных жестяных банках, которые в Англии принято дарить в качестве подарка. Настоящий расцвет жестяной упаковки наступил в 80-х годах.
Тему чая отражают также подстаканники разного времени.
Интересен металлический подстаканник «Советский космос» из фондов музея. Подстаканник цилиндрической формы, с фигурным верхним краем и изогнутой тонкой ручкой. Декор рельефный; среди виноградных ветвей картуш: на фоне изображения Земного шара Спасская башня Кремля, над ней искусственные спутники Земли и ракеты, взмывающие к Луне, внизу - лавровая ветвь. По низу цилиндра ряд овальных перфораций. На дне выбито клеймо «глухарь» - «МНЦ». СССР, Владимирская обл., Кольчугинский завод. История подстаканников началась в Дореволюционной России, в тот период женщины пили чай из фарфоровых чашек, а вот мужчинам было позволительно пить этот популярный горячий напиток только из стеклянных стаканов. Соответственно чай был слишком горячим, стекло нагревалось, поэтому нужно было придумать некое устройство, дабы пить чай мужчины могли спокойно, не переживая о том, что смогут обжечь свои ладони. Кто-то верит, что именно по этой причине и в это время были изобретены подстаканники, а кто-то думает иначе, но в любом случае точной даты появления подстаканников никто не знает. Ко всему прочему в то время, когда появились первые подстаканники, их не принимали как что-то достойное и весьма полезное, ведь выглядели они уж очень нереспектабельно.
Во второй половине XIX века ювелиры начали изготавливать из серебра предметы сервировки. И серебряный подстаканник становится символом благополучия. Аристократы и купцы пьют чай из стакана в серебряном подстаканнике, украшенном вензелем. Подстаканники изготавливали в частных мастерских и на крупных заводах, часто и на заказ, в самых разных стилях (классицизм, ампир, модерн...) и в разной технике (штамповка, литье, чеканка, цветная ретушь). Их украшали цветы, фрукты, ангелы, виньетки, гирлянды, сюжеты — даже из мифов Древней Греции. У них появились ножки — например, в виде желудей или орнамента. После Великой Отечественной войны развивается металлургическая промышленность, и предметы сервировки начинают производить из нержавеющей стали, алюминия, мельхиора. Самым роскошным считался мельхиоровый подстаканник, который стоил недешево. Он рассказывал о целине, запуске спутников, стройках, съездах. Но были и более художественные сюжеты: например, парусники, картинки из басен, памятники выдающимся личностям – например, Суворову и Пушкину. Однако не стоит думать, что в советское время перестали выпускать подстаканники из серебра. Великоустюгский завод «Северная чернь» делал ювелирные украшения, ложки, вилки, ножи и подстаканники. Уникальная техника нанесения черни, появившаяся в XVIII веке и возродившаяся в 1933 году, делала такой подстаканник художественным произведением: на нем появились изображения городов, памятников, замысловатые узоры, сюжеты русских народных сказок и сказов А.С.Пушкина. Некоторые заводы — например, «Ленэмальер» — выпускают серебряные подстаканники, украшенные техникой горячей эмали. Стоит сказать, что в Советском Союзе подстаканники выпускались на 15 крупных предприятиях, а также в цехах военных заводов. В наши же дни производство подстаканников находится на совершенно другом уровне, их делают из мельхиора, латуни, серебра и меди. Для защитно-декоративного покрытия используют золото, серебро и никель. Подстаканники требуют ювелирной работы при нанесении рисунка, поверхность готового подстаканника полируется, что придает изобретению характерный блеск.
Гл. хранитель Соловьева Л.В.