Когда я была маленькая (6 - 10 лет), родители часто брали меня в гости к разным своим знакомым. Иногда у этих знакомых были дети примерно моего возраста, и я с удовольствием играла с ними. Иногда детей не было или они были совсем другого возраста, и это было скучно.
Как правило, хозяева накрывали стол к приходу гостей. Мы садились за стол, а дальше мне приходилось претерпевать всевозможные муки.
Что же происходило за столом?
Дома у меня был свой ограниченный набор блюд, которые я ела, и все домашние знали об этом. Я ела картошку, гречку, макароны, курицу. Никаких соусов, специй я не признавала - питалась очень просто. В гостях же не всегда попадалось то, что я могла съесть. И из-за этого на меня обижались хозяева. Я честно пыталась съесть то, что они приготовили, но не всегда получалось.
Я не ела салаты с майонезом. Почему? Ну вот не ела, и всё. Не любила майонез. Я могла погрызть сырой огурец или морковку, но только не в салате. А хозяева, как правило, подавали салаты.
И вот я сижу за столом. Все едят, а я жую кусок хлеба. Я голодная, но съедобной для меня пищи на столе нет. Хозяйка смотрит на меня с беспокойством, потом начинает предлагать:
- Что тебе положить? Картошечки? Рыбки?
Мама говорит мне тихо:
- Возьми картошечку, она самая обычная, я очищу от соуса.
Хозяйка слышит наш разговор и удивляется:
- Так она не любит с соусом? А я не знала! Знала бы, не поливала! Может, сварить другую картошку?
Мама отвечает:
- Да не беспокойтесь вы.
Но я уже оказалась в центре внимания. Хозяйка переживает, бегает на кухню, приносит дополнительные варианты еды. Я отказываюсь и отказываюсь. Все гости отвлеклись от своих разговоров, смотрят на меня, начинают обсуждать мои вкусы, мой характер, пристают ко мне с вопросами и нравоучениями. Чувствую себя ужасно. И хозяйку обидеть не хочу, и быть в центре внимания мне совсем не нравится, но и есть из вежливости я не могу.
В конце вечера принесли большой, красивый торт, на вид очень вкусный.
- Ты будешь торт? - спрашивает хозяйка.
- Да, - отвечаю я.
Хозяйка обрадовалась, рот до ушей. Наконец-то она мне угодила! Она отрезает мне большой кусок торта.
Я начинаю есть ложкой торт, и тут понимаю, что он для меня несъедобный. Во-первых, огромный слой крема. Я не готова есть крем ложками. Во-вторых, в торте какие-то приторные пахучие вещества. Во-третьих, слои торта сделаны из разных веществ, но не из бисквита. А я-то предполагала, что торт бисквитный!
- Я сама пекла торт! - похвасталась хозяйка.
Ой, я оказалась в ужасной ситуации. Сейчас будет смертельная обида! Если бы я знала, что торт такой, я бы отказалась, но теперь я начала его есть. Значит, этот кусок хозяйке придётся выбрасывать! А ведь она старалась, душу вкладывала в этот торт! Что делать?
Озираюсь, куда бы мне деть этот проклятый кусок торта. Некуда!
Хозяйка пристально смотрит на меня.
- А чего ты так медленно ешь? - спрашивает.
Что я должна сказать? Отказываться уже поздно. Засовываю в рот кусок, пытаюсь прожевать. Не глотается. Положила за щёку.
- Растягиваю удовольствие! - говорю сквозь зубы.
Боже мой, долго ещё эта пытка будет продолжаться? Как избавиться от торта? В туалет ведь его с собой не возьмёшь! Ситуация безвыходная! Мама, может, и помогла бы, съела за меня, но она уже наелась. К тому же, она не может это сделать под внимательным взглядом хозяйки.
Начинаю ложной кромсать торт, размазывать его по тарелке. Пытаюсь воспользоваться последней возможностью: превратить весь торт в крошки. Якобы я ела, а это остатки.
Когда мы уходили домой, хозяева были опечалены.
- Ребёнок остался голодный, - с жалостью сказала хозяйка. - В следующий раз предупреждайте меня, что надо готовить!
Это звучало и как обида, и как упрёк.
Мы ушли с тяжёлым чувством. Я видела, что из-за меня отношения между родителями и хозяевами испортились. А что я могла сделать? Стошниться их тортом прямо на праздничный стол? Вроде бы и нет моей вины, но негативные последствия ощущаются. Получилось, что я поссорила родителей с их друзьями.
Прошло много лет. Теперь у меня самой есть двадцатилетняя дочь. И сегодня я рассказала ей эту историю.
- Это насилие, - не задумываясь, ответила дочь. - Хозяева виноваты, а ребёнок не виноват. Хозяева не должны были так себя вести. Надо было поставить еду на стол и всем дать пустые тарелки, как на шведском столе. Пусть гости сами выбирают, что будут есть, или не едят ничего. Это их право!
Кажется, дочь права. Когда ко мне приходят гости, я всегда так делаю: ставлю на стол разные блюда, а гостям даю пустые тарелки и вилки. Говорю: "Угощайтесь!" - и больше за ними не слежу.
А ещё в одной книге об этикете я прочитала такое правило: если человек отказывается есть какое-то блюдо, то нельзя спрашивать, почему. А если спросили, человек не обязан отвечать. Можно сказать: "Нет, спасибо!" - и всё.
Ещё статьи о моём детстве:
Мой первый день в школе. Как я промокла, почти надорвалась и потерялась
Советский Союз и мой первый пионерский рубль