Друзья, благодарю вас за восторженный приём темы сибирской художественной промышленности. И сегодня, по просьбе друзей из Русского музея в Петербурге, представляю вам знаменитый Богашёвский завод художественной керамики в Томской области.
Обязан сказать, что тема исчезновения сибирских заводов художественной промышленности – фарфора, фаянса, майолики и керамики, хрусталя и стекла, металла, дерева и соломки, кожи и кости, текстиля и войлока – и по сей день больной вопрос. Заводы были обанкрочены почти все в годы нефтяной сверхприбыли и режима «всеобщего благополучия», около 2010 года (плюс / минус 5 лет).
Сфера художественного творчества и производства всегда была дотационной, существование таких национальных центров искусства – гордость государства. Но по факту, главной причиной банкротства этой индустрии стали тарифы Государственных монополий энергоносителей – цены на электричество, газ, мазут для своих производств были в разы выше, нежели экспортные цены для братских стран…
Анна Наволоцкая: 1992 год – год перестроечного реформирования российской промышленности. Государство резко сокращает поддержку промысловых предприятий. Ликвидируется Минместпром, Научно-исследовательский институт художественной промышленности. Предприятия народно-художественных промыслов, достигнув апогея в своём развитии, как государственные предприятия, оказываются на рынке…
Татьяна Янцен, главный технолог: Я с завода ушла последней, это было 3 апреля 2006 года. С 1 марта всех сократили, а я продолжала готовить завод к закрытию. Это времена, когда всем выживать было сложно, а у нас ещё накладывались свои специфические проблемы. Первое, это более 60 процентов ручного труда, а это значит более высокая себестоимость. И огромные энергозатраты, потому что печи обжига (семь штук) все были электрическими, а стоимость электроэнергии была львиной долей во всей себестоимости. Ну, а так как наша художественная керамика – не продукция первой необходимости, естественно в тяжёлые времена спрос упал.
В качестве заработной платы родная продукция оказывалась в домах заводчан. Когда туго было с деньгами, зарплату выдавали керамическими изделиями и работникам завода самим приходилось их реализовывать, чтобы получить хоть какие-то наличные деньги. Сам завод торговал по бартеру, например, с Кузбассом, отправлял им художественную керамику, взамен получал посуду и эмалированные кастрюли. Меняли керамику на продукты и на ткани. Бартер несколько лет спасал завод от разорения…
Богашёвский экспериментальный завод художественной керамики
Год и место основания – 1969 год, СССР, РСФСР, Томская обл., с. Богашёво
Предприятие меняло название:
Источник: Путеводитель по архивным фондам Томского района. – Томск, 2008.
Богашёвский экспериментальный завод художественной керамики, пос. Богашево (сентябрь 1969 года – по 2008). Ф. 130, 326 ед. хр.
1959 – создан Цех метлахской плитки в посёлке Богашёво
1969, сентябрь –1978, апрель – Цех преобразован в Богашёвский экспериментальный завод художественной керамики Управления местной промышленности исполнительного комитета Томского облсовета.
1978, апрель – 1983, апрель – Томское экспериментально-производственное объединение художественных промыслов Управления местной промышленности исполнительного комитета Томского облсовета.
1983, апрель – 1988 – Богашёвский экспериментальный завод художественной керамики Управления местной промышленности исполнительного комитета Томского облсовета.
1988 – 1992, 22 января – Богашёвский экспериментальный завод художественной керамики территориального производственного объединения «Томскмест-пром».
1992, 22 января – 1993, февраль – Богашёвский экспериментальный завод художественной керамики администрации Томской области.
1993, февраль – 2000, 21 марта – Товарищество с ограниченной ответственностью «Майолика» (ТОО «Майолика»), пос. Богашево.
2005 – завод вместе с музейным собранием куплен предпринимателем Севаком Размиковичем Испиряном, 1967 г.р.
2006, март – закрытие завода.
По состоянию на 1999 года на заводе работало около 200 человек, 20 из которых занимались ручной росписью.
Википедия: Богашёво – село в Томском районе Томской области, в 18 км от Томска. Центр Богашёвского сельского поселения. В 5 км от села расположен аэропорт Богашёво.
История: Ранее село называлось деревней Федосеево. 9 декабря 1916 года находившийся поблизости железнодорожный разъезд «59-я верста» был переименован в честь бывшего начальника Томской железной дороги Степана Богашова (1868–1918). Со временем это название перешло и на село Федосеево.
Экономика: «Завод художественной керамики „Богашёво“»
Источник: Богашёвский экспериментальный завод художественной керамики (БЭЗХК) был организован на базе плиточного цеха Томского завода стройматериалов на основании приказа Томского облисполкома за № 287 от 24.09.1969 года с целью организации нового промышленного производства майоликовых изделий художественной керамики. Его создание было обусловлено необходимостью насыщения рынка товарами народного потребления, так как в этот период ощущался дефицит в фарфорово-фаянсовой посуде, сувенирах и предметах домашнего обихода из керамики. БЭЗХК на тот период было единственным предприятием, представлявшим гончарный промысел в Томской области. Основу его производства составили залежи белой глины Вороновского месторождения в окрестностях г. Томска, проходящие через Томскую и Кемеровскую области. Со дня основания завода существовал вначале шкаф с образцами, ответственным лицом за сохранность образцов был контролёр ОТК.
В начале 1970 года на заводе выделили специальное помещение, в последующем названное музеем завода, ответственным за сохранность был главный художник завода. В разные годы ими были: В. Цивин, И. Лебедев, Н. Гамырина, Л. Лобанова и др. Последний, у кого был ключ от музея, директор завода Ли. В музее были представлены утверждённые образцы выпускаемой продукции. Самые первые изделия были выполнены по образцам самодеятельных авторов и носили в основном характер малороссийской керамики. Изделия изготавливали гончарным методом, обжигали и расписывали масляной краской. Вскоре на завод по распределению стали прибывать выпускники специальных художественных учебных заведений, которым поставили задачу создания ассортимента дешёвой серийной продукции для населения с «сибирской» тематикой. Так на заводе сформировали творческую лабораторию, состоящую из выпускников Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной, Абрамцевского художественно-промышленного училища, Иркутского училища искусств и др. Специфика вороновской глины определила основное направление поисков художников – освоение белого черепка. Постепенно у богашевских художников-керамистов сложились свой стиль и традиции росписи растительного и геометрического орнамента. В растительном орнаменте росписи преобладает сибирская тема – кедровые шишки, хвоя, разнообразные травы, ягоды, композиции с птицами на ветках. В росписи блюд, панно преобладает геометрический орнамент, динамичный, построенный по законам симметрии, но уравновешенный и полностью сочетающийся с формой. В декоре, выполненном ангобами, чувствовалось влияние урало-сибирской росписи. Первые образцы, выполненные творческой лабораторией, хранимые в музее, изготавливались полностью ручным способом: форма – на гончарном круге и методом нанесения декора. Художниками был разработан новый метод декорирования: по глухому двухили трехслойному покрытию ангобом (жидкая консистенция глины) методом процарапывания наносится тонкий, графический рисунок. В ручной росписи керамических изделий преобладали широкий тональный мазок и тонкая линия в сочетании коричневого, чёрного, зелёного и синего цветов на белом фоне. Для подчёркивания белого фона черепка использовалась подглазурная роспись с применением растворов солей металлов, но из-за высокой температуры обжига цветовая палитра была ограничена. Поэтому колористическое решение росписи было выдержано в сдержанной гамме. По территории завода регулярно, иногда по несколько раз в день, проводились обзорные экскурсии. Основной состав слушателей – это отдыхающие из близлежащего Дома отдыха, из городских и поселковых школ, иностранные гости. Они проводились либо контролерами из ОТК, либо в особых случаях – художниками лаборатории. В программе экскурсий показывали весь производственный процесс создания изделий: от замеса глины, формовки, обжига и нанесения декора до окончательного обжига глазурованных изделий. Завершалась экскурсия в заводском музее, где на кубах, на полках в шкафах находилась постоянная экспозиция. Ассортимент состоял из утилитарно-бытовых, декоративных, сувенирных изделий, в их числе наборы для различных напитков, вина, чая, кофе, соков, молока, пельменные, блинные, окрошечные наборы, горшочки под жаркое, миски, бокалы, декоративные кашпо, вазы для цветов, наборы для специй, настенные блюда, блюда для тортов и пирогов, мелкая сувенирная пластика, [всего около 130 наименований].
В музее хранился весь ассортимент завода, что было очень удобно, так как продукция завода часто демонстрировалась на авторских, городских, областных, всероссийских и международных выставках. Часть предметов в музее представляла так называемый подарочный фонд, что часто вызывало, особенно у художников, негативное отношение, так как это были авторские работы. По этой причине никакой книги учёта в музее не велось, все сведения фиксировались на аннотации (на образцах-эталонах был прикреплен небольшой лист плотной бумаги, где были сведения об авторе, название предмета, год создания, техника, материал). Авторские образцы художник помнил и всю информацию представлял на память.
Хохлова Е. Н. Производство художественной керамики. – М.: Легкая индустрия, 1978. – 96 с., ил. – (Серия «Кем быть»). – С. 71-72.
Богашёвские керамисты также с большим вкусом используют красоту местного материала. Но здесь натуральный цвет черепка – светло-кремовый, и это вызвало желание применить в декоре цветные глазури, многокрасочную ангобную и солевую роспись. В Богашеве хороший коллектив художников и мастеров, и здесь очень быстро сложился свой ассортимент изделий: изящные чайные сервизы, питьевые наборы, добротные блинные и пельменные комплекты и др. (рис. 19).
Богашевские изделия выполнены в лучших традициях русской керамики, и в то же время они по-современному изящны, оригинальны. Самое главное – здесь царит творческая атмосфера, постоянные поиски нового, разнообразные эксперименты. Разрабатывая декор, художники шли от сплошных глазурных покрытий, от простых геометрических и условных растительных орнаментов к богатому цветочному узору, написанному солями. В производстве сохраняются разные виды росписи, применяемые в соответствии с ассортиментом. Так, одни вещи украшает теплая коричневато-рыжеватая гамма ангобного орнамента, другие, более нарядные — сложное сочетание сине-зелёной, серебристо-синей, светло-коричневой солевой росписи на кремовом фоне. Однако для одних и тех же форм разрабатывается очень много вариантов росписи, в результате изделия разнообразятся.
Источник: Архив Трунина Н.П. Письмо НИИХП № 25/521 от 23.03.1975.
21 марта 1975 года заместитель директора по научной работе НИИ художественной промышленности О.С. Попов сообщал директору БЭЗХК Н.В. Пугачеву, что на проходившей в декабре 1974 года в Софии выставке новых образцов художественных изделий предприятий народных художественных промыслов Министерства местной промышленности были представлено семь изделий завода. Специалисты НИИХП и научного центра бытовой эстетики Министерства внутренней торговли отметили: ликёро-водочный набор «Охота», чайный набор и чайную пару (автор Цивин В.А.), блинный набор (автор Кибальникова В.И.), штоф для крепких напитков и солонку декоративную (Суслова Н.В.), пельменный набор (Климутина Н.Р.).
В 1975 году томичи представляли местную продукцию на Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ) СССР в Москве. Главный комитет выставки постановил наградить дипломом третьей степени Богашевский экспериментальный завод художественной керамики за разработку и серийный выпуск художественных изделий из керамики с применением новых видов подглазурной росписи солями, создание оригинальной цветовой гаммы и орнаментального оформления цветочными композициями. Также было отмечено расширение новой технологии обжига, позволяющей значительно расширить цветовую палитру, увеличить ассортимент и улучшить качество, сохранив при этом национальные черты традиционных гончарных изделий.
Источник: Архив Трунина Н.П. Письмо ЦБНТИ ММП № 672 от 23.04.1976 года.
Бронзовой медалью и денежной премией в 50 рублей был поощрён главный художник завода Владимир Александрович Цивин за разработку авторского образца чайного набора на 6 персон, внедрение в производство поточной линии и за возрождение своеобразных приёмов художественного оформления гончарных изделий, основанных на вековых традициях.
23 апреля 1976 года Центральное бюро научно-технической информации ММП отправило директору БЭЗХК уведомление о награждении Почётным знаком и дипломом авторов Суслову Н.В. и Парфёнову Л.Н. за продемонстрированный на выставке «Научно-техническое творчество молодёжи» питьевой набор «Осенний».
Источник: Архив Трунина Н.П. Постановление № 329 – н от 21.05.1976.
Итогом выставки на ВДНХ стало награждение Главным комитетом ВДНХ ММП главного художника завода В.А. Цивина серебряной медалью и премией в размере 100 рублей. Он был поощрён за разработку нового по форме чайного набора из керамики с применением подглазурной росписи солями. Сервиз отличался новым орнаментальным и цветовым оформлением, выполненным на основе развития традиций народного искусства Томской области. Набор художника внедрён в производство, пользуется заслуженным успехом у потребителя, расширяет ассортимент товаров народного потребления. Экономический эффект от осуществления проекта в 1976 г. составит 9,6 тысяч рублей.
Библиография:
1. Бардина Рената Аркадьевна. Изделия народных художественных промыслов и сувениры (товароведение и организация торговли). Учебное издание. Учебник для ПТУ. Допущено Государственным комитетом СССР по народному образованию в качестве учебника для профессионально-технических училищ. Издательство М.: «Высшая школа», 1990.
2. Томские художники.1946-1996 : Альбом-справ.членов Союза художников Томска / [Авт.вступ.ст.,биогр.справ.,прил.Т.Н.Микуцкая,Отв.за вып.Э.И.Дюсьметов] .— Томск, 1997 .
3. Тюрина И.П. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ. – С. 882-883 / Энциклопедия Томской области: В 2 т. / Администрация Томской области, Том. гос. ун-т; Редкол.: Г. В. Майер (пред.), Н. М. Дмитриенко (науч. ред.) [и др.]. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2008 – 2009. Т. 2: Н–Я. – 2009. – С. XXVII-XXXII, 469–999, [4], [8] л. цв. ил.: ил. – Имен. указ.: С. 949–989. – 1200 экз. – ISBN 978-5-7511-1917-1 (в пер.).
4. Хохлова Е. Н. Производство художественной керамики. – М.: Легкая индустрия, 1978. – 96 с., ил. – (Серия «Кем быть»). – С. 71-72.
5. Богашёвская керамика. Томский период творчества В.А. Цивина / Томский областной художественный музей. Виртуальная выставка // http://artmuseumtomsk.ru/page/10/0/291?theme=tmpl#_ftn6
На предприятии работали:
Башкирова Любовь Николаевна, скульптор
Браневский Л.М., художник
Браневская Наталья Ильинична, художник с 1981 по 1984 год
Васильева Т.А., художник
Галактионова С.М., художник
Гамырина Н., главный художник
Данилов Олег Юрьевич (1961 г.р.), художник с 1985 по 1987 год
Дворникова Елена, художник с 1985 года
Дронжик И.А., скульптор
Иголкин И.Н., художник
Кальянова Наталья Михайловна, художник с 1976 по 1984 год
Кибальникова В.И., художник
Климутина Н.Р., художник
Кугаевская С.А., художник
Лебедев И., главный художник
Лобанова Любовь Константиновна, главный художник
Парфёнова Любовь Николаевна, художник
Постникова Ольга Ильинична, художник
Суслова Н.В., скульптор
Трунин Николай Петрович, художник
Тютикова С.И., художник
Цивин Владимир Александрович (1949 г.р.), главный художник с 1972 по 1976 год
Широкова О. И., художник
Янцен Татьяна, главный технолог с 1976 по 2006 год.
Яшигин Валерий Владимирович, художник
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту
#ясчастлив