Спрос на компактные автомобили в российских городах был, есть и будет. В прежние годы его покрывали автомобили «Ока», которые выпускались сразу на двух заводах суммарным тиражом около 40 тысяч штук в год. Однако уже больше десятка лет «Оку» не строят: она перестала быть рентабельной для заводов. А на замену ей так ничего и не сделали. Хотя, нет, это я говорю неправильно: сделать-то сделали, спроектировали, только на конвейер так и не поставили. А что именно сделали, я и предлагаю сейчас вспомнить.
Вопросом разработки «Оки» принципиально нового поколения на АВТОВАЗе озадачились еще в 1990-х. Первые шаги, сделанные в этом направлении, продемонстрировали публике в 1998 году на Московском международном автосалоне. Макет автомобиля веселенького зеленого цвета, выполненный в стиле биодизайна, получил обозначение «Ока-2».
Как и обычная «Ока», он был выполнен в виде 3-дверного хэтчбека, но имел немного увеличенные габариты. Но уж больно специфической получилась внешность машины. Биодизайн вышел из моды так же скоро, как когда-то внезапно стал популярным. Так что макет 98 года так и остался недоавтомобилем. Все работы над микролитражкой нового поколения пришлось вести далее с чистого листа. То, что получилось в итоге, показали на Московском международном автосалоне`2003.
Теперь это был не просто макет, а ходовой макет под тем же самым названием «Ока-2». По отношению к нему также применяли индекс ВАЗ-1121 или даже «Проект-1121», намекая на возможность производства на других заводах, вне Тольятти. В его современном кузове уже не было привычной угловатой внешности ВАЗ-1111: скорее, эта машина уже походила больше на «Ладу Калину». Что касается технической составляющей, то для «Проекта-1121» были проработаны варианты установки 4-цилиндрового двигателя ВАЗ-2111 или 2-цилиндрового мотора типа ВАЗ-11113, но с системой впрыска. При этом в люксовой комплектации «Ока-2» должна была получить все элементы комфорта, привычные для автомобилей более высокого класса (электрические стеклоподъемники, центральный замок, электропривод зеркал и т.д.).
Более просторный салон, совершенно новая панель приборов и более удобные сидения заметно отличали «Оку-2» от своей предшественницы. Не хватало только регулировки рулевой колонки.
Вскоре в Тольятти приступили к ходовым испытаниям сразу четырех опытных образцов ВАЗ-1121 с 2-цилиндровыми моторами. Один из них затем прошел фронтальный краш-тест. Со слов разработчиков, замечаний к автомобилю оказалось немного, и требуемые изменения в конструкции кузова были совсем незначительными. Кроме того, хорошие результаты автомобиль показал и по жесткости на кручение кузова.
Планы у создателей «Оки-2» были оптимистичные: в 2005 году должен был быть закончен весь комплекс испытаний, и следом автомобиль планировали ставить на конвейер. А возможные объемы продаж оценивались на уровне 150-200 тысяч штук в год. Однако даже полное отсутствие отечественных конкурентов класса «А» проект «Ока-2» не спасло. По знакомой традиции, всё в конце концов снова свернули.
А ведь жаль! Вполне годный автомобиль был бы у нас на рынке. И вдвойне печально, что альтернативы ему так и не появилось. Вообще.
Спасибо за внимание! Не забываем ПОДПИСЫВАТЬСЯ на канал, СТАВИТЬ ЛАЙК и ДЕЛИТЬСЯ материалом с друзьями!