Найти тему

Правда о молоке

Алексеенкова Елена, руководитель пресс-службы Института развития сельского хозяйства

Нестабильность в стране, санкции, нехватка мощностей – молочная отрасль в России переживает не самые лучшие времена и нуждается в поддержке. Каковы основные тренды развития рынка молочной продукции в России сегодня нам рассказала Марина Дмитриевна Петрова, заместитель Председателя Комитета МТПП по развитию предпринимательства в АПК и генеральный директор «Petrova 5 Consulting».

– Марина Дмитриевна, насколько стабильна молочная отрасль в России сегодня, и какие меры поддержки оказывает государство?

– Молочная отрасль преобразовалась после введения продовольственного эмбарго в августе 2014 года. На тот момент наблюдалась существенная зависимость от зарубежных поставок, особенно среди молокоемких продуктов – сыра, сухой сыворотки, сливочного масла и сухого молока. После введения эмбарго зависимость от зарубежных поставок сыра снизилась с 50% до 25%, сливочного масла – с 35% до 18%, сухого молока – с 69% до 50%, а зависимость от сухой сыворотки осталась на уровне 50%. При этом нужно учитывать, что снижение импорта было сопряжено с падающими доходами населения, и запрет на ввоз спровоцировал резкий рост цен на молочную продукцию, особенно сыр. Таким образом, для части россиян сыры оказались недоступным продуктом.

Весомой заслугой эмбарго является рост объемов производства сырого молока с 15 млн тонн до 18 млн тонн. И важную роль здесь сыграла государственная поддержка в части увеличения товарного молока в России. Эффективными методами господдержки стали возврат CAPEX в размере 20%, субсидированная процентная ставка и субсидии на литр товарного молока. Все это в совокупности с эмбарго позволило молочной отрасли получить развитие базового аспекта – производства молока-сырья.

Молочная отрасль не является стабильной ни в одной стране мира. Один раз в 2-2,5 года появляются сложности, связанные с изменением мировой конъюнктуры рынка. Несмотря на эмбарго, Россия является частью мирового рынка молока и зависит от цен на биржевые продукты, особенно на сухое молоко, сухую сыворотку, сливочное масло и биржевые позиции сыра. Снижение цен на сухое молоко на мировом рынке приводит к тому, что цены на сырое молоко начинают снижаться. К сожалению, в России так и не внедрен механизм интервенций, который эффективно работает в других странах. На мой взгляд, подобная мера поддержки была бы крайне важна для российской молочной отрасли.

– Объем молока увеличился. Хватает ли теперь производственных мощностей, заводов для переработки сырья?

– До сих пор у части российских переработчиков недозагружены производственные мощности – на многих заводах загрузка достигает всего 30-40%. Ключевой проблемой остается недостаток молока-сырья, причем речь идет и о его количестве, и о качестве. Например, в части сыропригодного молока и молока для сыров пропионовой группы.

Кроме того, части молочных заводов требуется модернизация, а новое оборудование зачастую более мощное и направлено на существенное увеличение объемов выпуска молочной продукции.

При расчете нужно исходить из того, какие цели страна ставит перед собой – если говорить о медицинской норме, то россияне недопотребляют порядка 40% молока и молочной продукции. Только для того, чтобы потребление было на уровне медицинской нормы без учета экспортного потенциала, Россия должна производить 50 млн тонн сырого товарного молока. Стоит учитывать, что в 1991 году в РСФСР в границах современной России производилось 50 млн тонн молока, а ЛПХ в деревнях массово сдавали молоко на переработку. Сейчас такого, конечно, не происходит. Я считаю, что рост объемов товарного молока должен происходить за счет СХО и КФХ, потому что современным предприятиям требуется молоко с содержанием соматических клеток и бакобсемененности совершенно другого уровня, чем было 30 лет назад.

– И наболевший вопрос – санкции. Когда под действием эмбарго пропали сыры из Европы, российские производители ринулись их изготавливать сами. Насколько им удалось заменить импортную продукцию и можно ли ее считать полноценным аналогом зарубежных сыров?

– На качество сыра влияет множество факторов, в их числе: кормовая база, порода коров, технология производства и опыт производителя. За время эмбарго российские производители смогли нарастить объемы производства сыров, улучшить качество свежих и рассольных сыров, сыров группы Тильзитер. Но очевидно, что мы не можем полностью заместить европейские сыры – мы можем производить близкие к европейским, качественные и вкусные сыры, но они будут другими в силу того, что нет такого травостоя, как в Голландии или Альпах, и российский климат сильно отличается от итальянского.

Я считаю, что ставить задачу по полному импортозамещению перед производителями не стоит, вместо этого нужно производить сыр, который нравится потребителю, пусть он имеет какие-то отличительные качества. При этом отмечу, что некоторые фермеры начали выпускать интересные сорта сыра и дорабатывать их. Гибкий подход и общение с покупателями в последние три года позволили им сделать настоящий прорыв с точки зрения вкуса. А крупные производители не всегда реагируют на мнение и потребности покупателей, поэтому не могут гибко подстраиваться под своего покупателя.

– По данным Росстата в России существенно нарастили объемы производства масла и творога. С чем связан такой скачок и как вы можете прокомментировать уровень качества этой продукции на сегодняшний день?

– Ключевой причиной роста объемов производства сливочного масла в России стал запрет на ввозиз стран ЕС. При этом технологии производства были наработаны и производимое отечественное масло всегда было высокого качества. Поэтому российские маслоделы вместе с белорусскими производителями заняли нишу, ранее представленную зарубежными компаниями.

Рост потребления творога связан не только с санкционным эффектом, а в большей степени с тем, что потребители, которые снизили потребление сыров начали больше потреблять творога.

– С 1 июля 2019 года на полках крупных супермаркетов мы видим четкое разделение продуктов без заменителя молочного жира и их бюджетных аналогов с добавлением растительных масел. Ассортимент последних значительно шире, дешевые молочные продукты более востребованы покупателями. Стоит бить тревогу, не забудем ли мы вкус натурального молока?

– Мера, которая была введена в середине прошлого года, отделила натуральные молочные продукты от продуктов с заменителем молочного жира. По итогам третьего квартала 2019 года ведущие розничные сетевые операторы констатировали, что потребление молокосодержащих продуктов не изменилось, то есть потребители не стали покупать больше натуральных продуктов. И это, в первую очередь, связано с тем, что доходы россиян сокращаются шестой год подряд. И даже если потребители понимают, что они приобретают ненатуральный продукт, располагаемые средства вынуждают их покупать молокосодержащий продукт, в котором сохранена белковая составляющая, а дорогая жировая заменена на растительную.

Да, действительно, ассортимент молокосодержащих продуктов широкий – закон рынка никто не отменял, и спрос рождает предложение, а не наоборот. Сейчас большинство россиян отдают предпочтение недорогим продуктам и молокосодержащие продукты соответствуют их ожиданиям. Кроме того, они имеют более длительный срок хранения и после открытия упаковки не теряют потребительских свойств.

Мы должны признать, что порядка 20 млн. россиян живут за чертой бедности и, исходя из этого, необходимо развивать социальные программы, которые позволят этим людям потреблять натуральные молочные продукты. А пока этого нет, нет смысла вводить дополнительные меры регулирования, которые, к сожалению, ни к чему не приведут.

– Всегда ли у покупателя есть возможность выбора качественной молочной продукции? Насколько остро стоит проблема фальсификации и как она решается?

– Давайте уточним, что именно является фальсификатом. Фальсификат – это продукт, который вводит потребителей в заблуждение. Например, когда под видом сыра продают сырный продукт или под видом творога – творожный продукт. При этом на этикетке написано «сыр» или «творог», а в составе не отражен заменитель молочного жира. Такой продукт называется фальсификатом и по данным Роспотребнадзора сегодня доля таких продуктов на молочном рынке составляет порядка 8%.

Но есть категория молочных продуктов, которая сделана по всем требованиям и законодательству РФ: на этикетке написано «сырный продукт» или «творожный десерт», в составе указаны все ингредиенты, например, сухое молоко или пальмовое масло. Но при этом этикетка выполнена в дизайне настоящих молочных продуктов и потребитель часто не может предположить, что это молокосодержащий продукт. Эту категорию продуктов нельзя назвать фальсификатом, несмотря на то, что они вводят потребителей в заблуждение.

К сожалению, немногие потребители внимательно читают упаковку, а также понимают, чем натуральный продукт отличается от более дешевого с заменителями молочного жира. Поэтому необходимо повышать грамотность наших потребителей – объяснять разницу и особенности каждого вида продукции.

Но самый важный и пока неразрешимый вопрос – это снижение покупательской способности. Это то, что часто упускается в понимании проблематики фальсификата и молокосодержащих продуктов. Нужно признать, что у россиян пока просто недостаточно средств для того, чтобы делать выбор в пользу 100% натуральных молочных продуктов.

– Не первый год мы слышим о перспективе полного импортозамещения молочной продукции. На ваш взгляд, что этому мешает и за какой период страна может стать самодостаточной в снабжении молочными продуктами?

– Здесь нужно разобраться, что мы понимаем под импортозамещением и под самообеспечением. На мой взгляд, самообеспечение – это потребление молока и молочных продуктов на уровне медицинской нормы, а под импортозамещением я понимаю полностью российское оборудование, сельхозтехнику, закваски, упаковочное оборудование и ветеринарные препараты, а в перспективе 15 лет и племенное животноводство.

Для того, чтобы россияне кормили себя сами, мы должны производить 50 млн тонн товарного молока. Все это станет возможным только тогда, когда стоимость молока будет доступной для населения и вырастут доходы. Для этого государство должно оказывать меры поддержки, сопоставимые со странами, которые совершили «молочное чудо» – по нашим оценкам, объем господдержки необходимо увеличить с нынешних 35 млрд рублей до 180 млрд рублей в год. И тогда за 7-10 лет мы сможем увеличить объем товарного молока на 10 млн тонн. А если господдержка останется на том же уровне, что и сейчас – темпы прироста молока будут составлять 2-4% в год, я думаю, что мое поколение не доживет до самообеспеченности.

– Благодарю вас за очень интересный и откровенный диалог. Будем надеяться, что «молочное чудо» произойдет и в России, причем, гораздо скорее, чем ожидается. Всего вам доброго!

– Да, очень бы этого хотелось. До свидания!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц

Еда
6,23 млн интересуются