Найти в Дзене

Что если все перестанут есть мясо?

Оглавление

Население Земли все увеличивается, и к 2050 году может достичь не менее 10 миллиардов человек. К тому же оно становится богаче, поэтому ожидаемо будет потреблять больше продуктов животноводства. Вместе с тем, экологические проблемы, связанные сельским хозяйством (особенно животноводством), огромные выбросы парниковых газов, локализованное загрязнение и большие расходы воды, вырубка лесов под пастбища, истощение земель и уменьшения биоразнообразия. Происходит и обратное влияние экологии на животноводство: дефицит воды, рост глобальных температур и экстремальные погодные явления имеют серьезные долгосрочные последствия для сельхозпроизводства.

Диета для человечества

Ученые работают над решением целого круга проблем, ведь речь идет и об изменении пищевого поведения человека, и о росте эффективности производства продуктов, и об уменьшении пищевых отходов. Профессор Тим Ланг (Великобритания), один из членов Комиссии EAT-Lancet, которая предоставляет рекомендации для здоровой диеты и систем устойчивого производства пищевых продуктов говорит: «нам нужна смена глобальной продовольственной системы в масштабе, который раньше даже не рассматривался, потому что у каждой страны свои обстоятельства и обычаи. Это территория неопределенности, но возможности для адаптации международной, местной и бизнес-политики существуют. Речь идет прежде всего о здоровой и устойчивой (sustainable) диете для человечества».

Всемирный институт ресурсов предоставляет несколько конкретных рекомендаций относительно такой диеты, в частности – сокращение потребления говядины. Например, чтобы была возможность прокормить мир с населением, которое постоянно растет, американцы должны есть на 40% меньше говядины, а европейцы – на 22%. То есть – полтора гамбургера в неделю на человека, и не более. Сейчас американцы потребляют эквивалент трех гамбургеров в неделю.

Этот Институт изучает использование природных ресурсов для поддержки населения Земли постоянно растет, а также принципы ведения сельского хозяйства в условиях климатического кризиса. Обеспечение здорового питания для населения в 10 миллиардов людей требует значительных изменений в ведении сельского хозяйства. Агросектор уже сейчас поглощает 90% всей воды, которую используют люди, и осуществляет четверть ежегодных глобальных выбросов, приводящих к глобальному потеплению.

Авторы доклада Мирового института ресурсов предполагают, что самый действенный способ сдержать климатический кризис и накормить мир – это сократить потребление мяса жвачных животных. Производство говядины, баранины и мяса козы требует много земли и ресурсов. Вместе с тем, производство сои, например, есть ресурсозатратные за производство морепродуктов.

А как же без мяса?

Мясо занимает особое место в рационе человека. Современные люди имеют естественную склонность к мясу, поскольку оно является одновременно энергоемким и богатым на белки, а мы развивались в среде, где энергия и белок были дефицитными. В культуре разных стран потребление определенных видов мяса является признаком высокого уровня достатка либо символизирует гостеприимство. Существует также длинная история воздержание от мяса в некоторых обществах, а также определенные табу. Эти сильные культурные и биологические триггеры имеют значительное влияние на эффективность кампаний в отношении общественного здоровья и содействия более здоровому питанию, говорится в исследовании Всемирного экономического форума о будущем мяса и альтернативные источники белков.

В некоторых странах небольшим доходом потребление мяса имеет важное значение для обеспечения полноценной и питательной диеты, и по крайней мере на сегодня не существует жизнеспособных альтернатив с сопоставимой энергией и плотностью питательных веществ. Часто производство продукции животноводства является также важным для экономической устойчивости общин. Примерно 3% мирового ВВП — это сельское хозяйство, из которых 40% составляет выращивания скота. Оно обеспечивает трудоустройство и минимальное благосостояние примерно миллиарда людей.

Во время обсуждения заменителей мяса и необходимости снижения его мирового потребления очень важно учесть негативное влияние на здоровье и благосостояние некоторых уязвимых и беднейших в мире групп, которые зависят от мяса и скота. Существует также риск для людей в странах со средним и высоким уровнем доходов, которые не имеют других возможностей для трудоустройства. И эти затраты на переход должны быть рассмотрены и спланированы очень тщательно.

В развитых странах вегетарианство, отказ от мяса будут иметь ряд положительных последствий. А вот в менее развитых государствах влияние будет негативным из-за их бедность Может случиться так, что правительства не будут заинтересованы в сокращении животноводства до тех пор, пока социальные расходы на преодоление последствий этого шага будут преобладать выгоды. Предположим, что аргентинцам или, может, техасцам следует сказать, что они должны есть меньше говядины. Только очень храбрый политик решится на такое. Или в Кении, где в секторе животноводства сосредоточено 50% сельскохозяйственного труда. Как политический лидер может реагировать на предложения заменить кенийские хозяйства лабораториями для выращивания мяса?

У Артура Кларка есть роман «Большая глубина» про бывшего астронавта, который становится пастухом океанического стада китов. Хотя произведение художественное, в нем очень интересно показано, как перестраивается мировая экономика с изменением ресурсной базы и сопротивление вызывает каждое изменение, даже осуществляемая на благо человечества и всего живого.

То же касается и народов Севера, для которых охота и выращивания животных является частью не только рациона, но и их культурного кода. Вспомнить хотя бы о положении чукчей в России за недальновидную политику сначала СССР, а потом местной власти РФ в отношении оленеводства, которая привела к сокращению продолжительности жизни коренного народа. Все это – вызовы, которые встанут перед человечеством, когда оно откажется от продукции животноводства. Именно поэтому важно начинать размышлять и работать над ними уже сейчас.

Мясо и четвертая промышленная революция

Производство мяса в лаборатории без привлечения живых животных является огромным техническим прорывом, который стал возможным благодаря Четвертой промышленной революции. Технологии изготовления искусственных гамбургеров уже достаточно развиты и прогнозируемые, чтобы стать доступными для общественности в ближайшие несколько лет. Кроме того, благодаря фундаментальным исследованиям стволовых клеток и развития мышц, а также для их применения в таких процессах, как заживление ран, существует реальная перспектива быстрого развития технологий выращивания мяса для потребления уже в следующем десятилетии.

В конце 2017 года Китай уже начал инвестировать в эту технологию, подписав в Израиле соглашение на 300 миллионов долларов. Таким образом, Китай показывает, что намерен уменьшить свое негативное влияние на окружающую среду и одновременно увеличить собственную независимость от сторонних поставщиков, диверсифицируя источники продовольствия в будущем. Конечно, нельзя гарантировать, что китайцы охотно перейдут на искусственные белки. Но учитывая их придирчивое отношение к безопасности пищевых продуктов, аргументом в пользу культивируемого мяса может стать информация о контролируемой среде, где оно выращивается.

В США «точкой входа» на рынок для искусственного мяса может быть его «техно-научный» характер. Полезное высокотехнологичное «ультра» мясо может заинтересовать американского потребителя, как его интересуют новые «теслы» и «айфоны». Или еще один пример — американский стартап Beyond Meat, что производит альтернативное «мясо» из растительных продуктов — уже успешно вышел на рынок 20 стран. А в ближайшее время веганские бургеры, сосиски, котлеты и фарш появятся и у нас: сначала в фирменных ресторанах, а если продукт будет пользоваться спросом, то и в супермаркетах. В 2016 г. стартап по производству веганский «мяса» Beyond Meat уже продал 25000000 растительных бургеров через торговые сети и рестораны. Среди главных инвесторов компании — Билл Гейтс, соучредитель Twitter Биз Стоун, актер Леонардо Ди Каприо и бывший глава McDonald's Дон Томпсон.

Эти примеры иллюстрируют определенные нарративы, которые понадобятся, чтобы продвигать искусственное мясо в массовое производство.

Еда
6,93 млн интересуются