Одно из интереснейших арабских блюд — фалафель — готовится из особого сорта бобов, фава. История блюда уходит корнями в глубокую древность, его употребляли в пищу жители Средиземноморья и Ближнего Востока.
Пифагор, его ученики и непристойные связи с фавизмом
Древнегреческий математик, философ, инженер, ну и просто человек с равносторонними штанами, настоятельно запрещал себе и своим ученикам есть фалафель. Эти бобы, возможно, были причиной фавизма, заболевания, из-за которого можно было и умереть.
Favismus, fabismus, от греческого слова faba, означающего боб. В течение одних-двух суток после употребления в пищу бобов эритроциты крови человека начинают разрушаться, высвобождая свободный гемоглобин, что приводит к анемии, желтухе, увеличению печени и селезенки.
Эти симптомы имеют генетическую природу, а именно кроются в дефиците фермента глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы. Дефицит этого фермента встречается у 400-500 млн человек по всему миру.
Биохимия
Когда глюкоза окисляется в пентозофосфатном пути, первую реакцию катализирует глюкозо-6-фосфатдегидрогеназа. На самом деле, это важный восстановительный фермент, который защищает клетки от многочисленных повреждений, таких как, например, дивицина, токсического вещества в бобах фава.
Казалось бы, при чем тут малярия?
Похожие симптомы наблюдаются при лечении противомалярийным препаратом примахином. Продукты его метаболизма тоже очень токсичны, и глюкозо-6-фосфатдегидрогеназа призвана ликвидировать их. Считается, что примахин вызывает окислительный стресс у возбудителя, но по иронии, может стать причиной болезни. Таким образом, употребление бобов фава у здоровых людей может стать хорошей профилактикой малярии.
Интересно, что распределение дефекта глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы неоднородно на Земле. Этот дефект встречается у 25% населения тропической Африки и Юго-Восточной Азии, это замедляет рост малярийного плазмодия в эритроцитах больных.