Найти в Дзене

У Domino’s Pizza очередные проблемы с франшизой

Оглавление

Сеть заведений Domino’s Pizza прекратила свой бизнес в ЮАР. Южноафриканская компания Taste Holdings, обладающая правом на продажу франшизы Домино’с Пицца, а также Starbucks, заявила о закрытии всех ресторанов, принадлежащих управляющей компании.

Названа и причина закрытия:

  • низкий уровень рентабельности;
  • отсутствие предпринимателей, желающих купить франшизу пиццерии.

16 заведений Домино’с Пицца, которые были открыты по ранее купленным франшизам, продолжат работать до завершения срока действия соглашения. Информации о намерении франчайзи закрыть и их, пока нет.

-2

Domino`s Pizza явно «подгорает»

О том, что у масштабирующейся по франшизе американской сети пиццерий существуют проблемы, известно уже давно. Еще весной 2019-го появилась информация, что владельцы большинства заведений, расположенных вне столицы и Подмосковья, обвинили компанию «Пицца ресторантс», управляющей сетью в России, в нарушении условий франчайзингового соглашения.

Российские предприниматели, воспользовавшиеся франшизой для открытия своих пиццерий, указывали:

  • и завышение стоимости продуктов;
  • и отсутствие реально работающей в регионах маркетинговой поддержки;
  • и навязывании «дорогих», но «не обязательных» услуг.
-3

Более того, осенью франчайзи из Челябинска Евгений Хоронько направил в арбитраж иск с требованием о взыскании 27,1 миллиона руб. в качестве компенсации понесенных финансовых затрат. Событие было достаточно неожиданным для российского франчайзинга, поэтому портал Franshiza.community сразу же попытался выйти на связь с предпринимателем, чтобы взять интервью. Вот, что осенью по телефону рассказал Евгений, явно сожалея о том, что в свое время купил франшизу Домино’с Пицца:

«Открытая в Челябинске пиццерия проработала менее года. За все время работы выйти на точку безубыточности не удалось. «Непонятки» начались буквально сразу, после заключения франчайзиногового договора. Первоначально для открытия одной точки «требовалось» 13 миллионов рублей, а затем смета возросла еще на 1,3 миллиона.
В ходе подготовки к открытию – смета постоянно росла. Евгений уже не мог отказаться от начатого проекта, поскольку паушальный взнос был уплачен, а договор был подписан. Всего же размер инвестиций в открытие заведения составил почти 20 миллионов».

Наши эксперты все же попытались выяснить истинную причину столь явного недовольства покупкой франшизы. Ведь срок окупаемости Domino`s Pizza – 22 месяца. Дополнительные инвестиции потребовались для обустройства интерьера в фирменном стиле и покупки необходимого для работы оборудования. И тут франчайзи буквально «прорвало», Евгений «выплеснул» весь накопившийся негатив:

«А вы знаете, что все запускаемые маркетинговые акции совершенно не учитывают не только особенности региона, куда продана франшиза, но даже разницы во времени часовых поясов? Когда потенциальным посетителям пиццерии приходило СМС о новой акции в сети, была уже либо глубокая ночь, либо срок ее действия истекал. Ничего, кроме недовольства клиентов, подобная маркетинговая политика не давала…»

А что там с претензиями о дороговизне продуктов, поставляемых выбранными франчайзером поставщиками?

«Все так и было. Стоимость продуктов значительно превышала их цену в соседних магазинах. Кроме того, я (Евгений Хоронько) был обязан заключить договор на услуги связи и Интернет именно с определенным провайдером. Так у него цена в 4 раза выше, чем средняя в Челябинске. Но работать с другими операторами мне запрещали. И за всю эту маркетинговую поддержку с «нулевым» эффектом, я еще и роялти перечислял еженедельно (3,5% от оборота), оплачивал рекламные расходы (1% от выручки) и 2% за консультационные услуги. В общем, мне все это надоело».
-4

К сожалению, это далеко не единственный случай, подтверждающий наличие проблем у американской сети на российском рынке.

Договор франшизы пока еще защищает только интересы ее собственника

Практически аналогичный иск подал в арбитраж и предприниматель из Екатеринбурга. Эдуард Скоромных пытается отсудить у «Пицца Ресторантс» (управляющая компания Domino`s Pizza в России) понесенные им убытки на сумму 20,5 миллионов руб.

-5

Вот что выяснили наши специалисты в телефонном разговоре с очередным истцом к Домино’с Пицца:

«Я открыл пиццерию по купленной франшизе еще в декабре 2018. Перед этим подписал договор коммерческой концессии, заплатил по соглашению паушальный взнос (10 тысяч $). Мне тут же дали на руки бизнес-план, где выход на прибыль гарантировалась уже в первый месяц работы. Кто бы отказался от такого предложения? Тем более, что бренд известен».

- Эдуард, мы согласны с Вами, что условия франшизы выглядят идеально. А как на самом деле?

«За все время работы ресторан ни разу не вышел на прибыль. Я написал франчайзеру письмо. Попросил проконсультировать меня, чтобы выяснить, в чем же проблема. Ответа не было. Когда мои убытки выросли до 20 миллионов, я расторг договор».

- Эдуард, а почему было принято решение обратиться в суд? Насколько нам известно, подобных прецедентов еще нет.

«Я уверен, что работал в убыток лишь из-за недостоверных сведений, которые я получил от «Пицца ресторантс». Смета стала расти буквально на глазах, после того, как был уплачен паушальный взнос и подписан договор концессии. Бизнес-план предусматривал инвестиции в 13 миллионов, а полученная на руки смета фактических затрат – 14,8 миллионов. Я и звонил, и писал франчайзеру, пытаясь выяснить причину роста расходов. Ответа не было. Да и вообще, стоило мне подписать договор, как отношение ко мне со стороны менеджеров изменилось кардинально. Я стал для них уже отработанным материалом. Расходы на франшизу постоянно возрастали, изменения производились в одностороннем порядке».

- Получали ли вы какую-либо помощь со стороны продавца франшизы в ходе работы?

«Фактически никакой. У меня вообще сложилось впечатление, что разработанная для Москвы бизнес-модель просто «втюхивается» таким как я провинциалам. Явно, что никаких маркетинговых исследований рынка Екатеринбурга не проводилось. Хотя меня заверяли, что бизнес-план адаптирован для региона».

Судебные перспективы подобных исков франчайзи - туманны

Опрошенные порталом Franshiza.community эксперты, практически единодушны в своем мнении – судебных перспектив у таких исков в России пока нет. Законодательная база очень слабая.

Попытки убедить суд в своей правоте, представив себя не опытным в бизнесе и введенным в заблуждение презентацией франчайзера, суд не принимает во внимание.

-6

Позиция судейских простая – контрагент, в данном случае Domino`s Pizza, является лишь одним из многих игроков рынка, который предлагает к покупке свою франшизу. Предпринимателя никто не заставлял заключать договор именно с этим франчайзером. Он мог выбрать и иную бизнес-модель для запуска своего предприятия.

Не зря, еще в феврале 2020-го, Анна Рождественская, ведущий эксперт по франчайзингу в России, указывала на главную проблему этого направления развития экономики страны - отсутствие необходимой информации, которую не может получить предприниматель, покупая франшизу. Законодательство не обязывает это делать франшизодержателя, не контролирует этот процесс.

В то же время в США эта отрасль жестко регулируется на федеральном уровне. Законодательно определен порядок предоставления информации о франшизе. В ряде штатов разработаны дополнительные требования. Однако, даже это не всегда спасает от покупки «сырой» франшизы.

Сообщество франчайзеров «Бизнес маркет»

Еда
6,93 млн интересуются