Очень большое число автоспециалистов твердо убеждены в том, что приобретать надо автомобиль только импортного производства. Многие настроены еще более категорично: мол, в России легковой автопром отсутствует как таковой, а то, что выпускается на российских автозаводах (за исключением собираемых в России иномарок), автомобилем назвать никак нельзя. По крайней мере, ни одно даже самое современное детище того же «АвтоВАЗа» или «ГАЗа» по своим потребительским качествам и близко не может сравниться с какой-нибудь даже десятилетней иномаркой, являясь по сравнению с зарубежным «секонд-хендом» (не говоря уже о новых иномарках) неуклюжей пародией на современный автомобиль. К сожалению, российские автозаводы продолжают в большом количестве штамповать откровенный неликвид, который удается «втюхать» своим соотечественникам только благодаря мощнейшему административному ресурсу со стороны государства (попросту говоря, людей вынуждают покупать невзрачные российские авто, законодательно утвердив драконовские таможенные пошлины на ввоз импортных автомобилей).К тому же стоимость новых отечественных авто уже давно превысила все разумные пределы. За те же «Жигули» какой-нибудь из последних моделей («ВАЗовские» автомобили, пусть и различаются по внешнему виду, по сути являются обычными «Жигулями») вам придется выложить примерно 9 000-12 000 долларов и даже больше. Другими словами,неоправданно высокая цена — один из самых явных и очевидных недостатков новых отечественных машин.
Но, как это ни парадоксально, приверженцев российского автопрома тоже достаточно. Поэтому в этой книге мы постараемся придерживаться объективных позиций и расскажем о преимуществах и недостатках как российских, так и импортных автомобилей.
Как-то несколько лет назад довелось услышать спор двух людей: один — небедный человек предпенсионного возраста, другой — молодой человек средних лет. Первый, имея немалую сумму денег, собрался приобрести новую российскую машину. Да какую — Лада Калина! И это при том, что за имеющуюся сумму (ну или добавив не много) он запросто мог купить подержанную иномарку (например, «Ауди») в отличном состоянии. Когда молодой человек недоуменно спросил: «А почему, собственно, „Лада“, когда вы можете приобрести очень хорошую иномарку?», его оппонент уверенно ответил: «А меня такая машина устраивает. К тому же она новая». На логичное возражение:«Да ведь ни по комфорту, ни по экономичности, ни по безопасности, и по целому ряду других свойств она и сравниться не может даже с не первой свежести иномаркой!» последовал ответ в том духе, что, мол, мне вполне достаточно «ладовских» качеств, а чтобы привезти мешок картошки с дачи, не нужны ни «Мазды», ни «БМВ» и ни «Ауди». А последним аргументом в пользу «Лады» было то, что на российский автомобиль запчасти намного дешевле и найти их гораздо проще, чем на ту же Ауди, учитывая факторы, если живёшь в провинции, в каком нибудь посёлке.
В конечном итоге поклонник иномарок так и не смог доказать любителю «Лады» очевидное: иномарка надежней, комфортней, быстрей, безопасней и удобней любого российского автомобиля.
С другой стороны, стоимость подержанных отечественных авто вполне демократична. Ведь сегодня даже человек с небольшим достатком может позволить себе какую-нибудь «Ладу» 10-15-летнего возраста.Дешевизна подержанных российских автомобилей является их серьезным преимуществом по сравнению с иномарками. К тому же в цене отечественных автомобилей отсутствуют таможенные пошлины, и во многом благодаря именно этому на российских дорогах до сих пор полно автомобилей отечественного производства.
Еще одно преимущество российских машин состоит в том, что для них практически нет проблем с запчастями, причем их цена намного ниже, чем на запчасти для иномарок. Отметим, что многие российские «Кулибины» умеют своими силами изготавливать некоторые запчасти на отечественные машины в своих гаражах.
Отечественную дешевую машину можно оставлять во дворе даже на ночь, снабдив ее на всякий случай обыкновенным выключателем массы. И даже если с нее кто-то украдет зеркало или дворник — вы всегда найдете их на ближайшем авторынке, причем за копейки.
Серьезным недостатком отечественных автомобилей (как старых, так и современных) является их слишком большая «прожорливость», что в условиях регулярного удорожания нефтепродуктов очень актуально. Достаточно сказать, что, например, «Форд-Эскорт» какого-нибудь 1997 года выпуска с объемом двигателя 1600 куб. см потребляет в среднем 6,5–7 литров бензина на 100 километров. В то же время какой-нибудь ВАЗ-2106 или ВАЗ-2107 с таким же объемом двигателя требуют около 10 литров на 100 километров пробега. Как говорится, почувствуйте разницу!
Правда, в последние годы ряд моделей отечественных авто оснащаются более экономичными моторами, но даже несмотря на это топливопотребление у российской и импортной машины сильно разнится, причем не в пользу отечественного производителя. Если же сравнивать любой новый российский автомобиль и любую новую иномарку (имеются в виду машины одного класса), то разница в потреблении топлива становится просто неприличной.
Немаловажным является и такой параметр, как комфортность для водителей и пассажиров. Ни один российский автомобиль (здесь не имеются в виду иномарки, собираемые в России) и близко не стоял рядом с любой иномаркой (пусть даже двадцатилетней). Тот, кто ездил и на отечественных, и на импортных автомобилях, наверняка согласится: в иномарках и сиденья удобнее, и все приборы находятся под рукой, в результате чего управлять автомобилем — одно удовольствие.
Если говорить о безопасности, то нужно отметить наличие у большинства иномарок подушек безопасности. Этим важнейшим атрибутом оснащены даже многие 10-15-летние импортные автомобили. В те времена российские автопроизводители, по всей вероятности, о такой «роскоши» даже не задумывались.
Нужно понимать, что у российских и зарубежных производителей совершенно разные понятия о гарантии на новый автомобиль: на импортный автомобиль гарантия действует на протяжении более продолжительного периода времени и пробега, нежели на отечественный. Ну а качество сборки российских машин уже стало притчей во языцех: никто не удивляется, если на новом авто у вас что-то поломается, потечет, застучит и т. п. А в импортных автомобилях такое практически исключено.В импортных автомобилях, помимо прочего, несоизмеримо лучше качество кузова. Трудно понять, по каким технологиям выполняются кузовные работы на российских заводах, но даже на новой российской машине уже через год-два эксплуатации появляются первые признаки коррозии. Стоит ли говорить, что на новой иномарке даже через несколько лет езды кузов выглядит как новый (если, конечно, на нем нет механических повреждений и 20 кг шпатлёвки)!
По сравнению с отечественными машинами, иномарки имеют только один серьезный недостаток: они являются более дорогими в ремонте и обслуживании.
Психологические аспекты покупки автомобиля
Для того чтобы успешно купить понравившийся автомобиль, полезно знать несколько несложных психологических приемов, о которых мы и расскажем в данном разделе.
В процессе осмотра машины все время спрашивайте продавца о самых разных вещах (причем некоторые вопросы можно задавать в шутливом тоне). Например: «Какой пробег у этого автомобиля по России или в СНГ?», «А супруга не возражает против продажи автомобиля?», «И давно вы продажей машин занимаетесь?», «Не жалко такой хороший автомобиль продавать?», «Каким образом с вами связаться, если появятся вопросы по машине?» и т. д., и т. п. При этом ваша главная задача — не только и не столько получение дополнительных сведений о приглянувшейся машине, сколько формирование психологического портрета ее хозяина. Желательно получить более-менее реальное представление о его личности: кто он, чем занимается, откуда приехал, есть ли семья и т. д. Рекомендуется узнать, почему он решил продать автомобиль (потребность в деньгах, лишение прав, желание купить более новый автомобиль и др.). Вообщем, стремитесь получить как можно больше сведений о владельце автомобиля.