Интервью с основателем компании ecoapple Людмилой.
- Людмила, расскажите как Вы начинали? Выгодно ли сегодня производить сухофрукты?
- Мне этот вопрос постоянно задают близкие и знакомые, значит это точно интересно многим. Выгодно ли продавать сушеные яблоки?😜
Я, конечно, утрирую про яблоки. Хотя, они по-прежнему лидеры в нашем растущем ассортименте✊. Скажу честно - всё не однозначно🤷🏻♀️ Люди малого бизнеса меня хорошо поймут🤝...
В самом начале, пока я полгода была многорукой Шивой - казалось было выгодно. Но! У меня не было зарплаты и я её не просчитывала. Я вообще ничего не просчитывала. Тогда на кухне мы заработали на полноценную реабилитацию ребенка. Вложения в проект были нулевые, изначально был сад и одна сушилка. Делали сами всё (этикетки, сайт, продукция). Вся реклама была по бартеру благодаря поддержке блогеров.
Но по своему физическому состоянию после полугода активных продаж я, да и муж тоже (он днём работал на основной работе, а вечер и полночи на проект ecoapple , были похожи на ту говорящую лошадь в белом фраке, подвешенную под купол цирка (надеюсь, анекдот все знают - публично не воспроизведу🙉).
Выход - создание производства (думаю, в нашей ситуации он был единственно верным) нашла друг нашей семьи Оксана.
- Логичное развитие любого бизнеса на дому?
- Нет, не любого - всё очень индивидуально. И у вас может быть по-другому. Важно представлять желаемую цель и чётко осознавать физические и психические ресурсы (будет тяжело как никогда!) и от этого отталкиваться.
- А в чем основные сложности?
- Ну что такое производство с штатом сотрудников? В первую очередь, это вложения и в десятки раз возросшие ежемесячные платежи. Необходимость постоянного контроля процесса, контроля работников. Тем более, если вы хотите соблюдать обязательные государственные и свои корпоративные стандарты, иметь "лицо".
- Так в итоге прибыль приносит?
- Только не пугайтесь. Нет. Пока)) Хотя, мы сами в первый год испугались😅 А потом поняли, что не бывает прибыли в пищевом производстве полезных продуктов‼️ (здесь важный акцент) с минимальными вложениями (второй акцент‼️) за пару лет (нашему производству два года).
Но! Есть и хорошие новости! Мы динамично растём и уверенно дошли до самоокупаемости. Опытные люди из бизнеса нам пророчили её через три-пять лет. И только следующая запланированная точка нашего пути - стабильный доход.
- Может вам стоит снижать затраты/себестоимость, или повышать цены, чтобы быстрее прийти к цели?
- Только сегодня от близкого человека пришло сообщение после нашего поста в инстаграмм про подарочный набор: "Зачем так дёшево продаёте?"
Амбассадор проекта - наш сын. Изначально он был причиной того, что мы начали заниматься проектом. Точнее его здоровье... На него отдельная статья расходов, исходя из возможностей✊. Но в ходе деятельности появилась еще одна цель. Как еще говорят - миссия.
Мы хотим производить и продавать действительно качественный продукт. Ведь это не просто товар. Это продукт питания. Он в первую очередь должен быть полезным. Люди, задумывающиеся о том, что они едят, меня поймут. Сегодня магазины завалены продукцией, но если задаться целью найти качество по разумной цене, то придется столкнуться с проблемами. Зачастую, даже то, что продается с приставкой "эко", не выдерживает никакой критики.
В нашем случае, можно снизить расходы на сад - обработать гербицидами, а не косить вручную (это существенная разница по затратам). К слову скажу, земля в нашем саду не была полита гербицидами ни разу за 30 с лишним лет.
Или не перерабатывать самостоятельно свежие фрукты, ягоды, а закупать пюре. Представьте только, это минус пару человек на кухне и минус морозильные шкафы с затратами на обслуживание и электроэнергию. Если ещё "закуп" пюре из всем известной страны - снижение себестоимости пастилы в разы! Такими темпами можно и на хороший опт выйти💪 А ещё можно вообще не производить, покупать дёшево готовое, складывать всё в коробочку, перевязать лентой и сделать 200% накрутки.
Да всё можно! Но, как я сказала, это напрямую противоречит нашим целям. Сегодня мы получаем удовлетворение от того, что и как делаем. И лучше, не будем этим заниматься, чем сойдем с намеченного пути.
- Так в чем ваша основная сила?
- Когда-то Оксана ушла из своего дела, променяв стройку на сушёные яблоки. Как думаете, что прибыльнее? Вы угадали - стройка. Но она руководствовалась в своём выборе вообще не этим.
Когда-то я приняла решение уйти со стабильной работы (да, мною двигало в первую очередь реабилитация ребенка, у нас нет рядом бабушек, но и проект ecoapple, в нём тоже моя душа). И опять здесь не про быстрый доход.
Поверьте, при этом, мы не смотрим на мир через розовое стёклышко, и понимаем: дело без прибыли - тупик! Мы очень хотим сохранить ценность нашей продукции и не зайти в угол! Поэтому, мы точно знаем в чём наша сила. В правде!
Но я слукавлю, если скажу, что всего этого мы добились исключительно командой . Нас не станет очень быстро, если рядом не будет тех, ради кого мы работаем - наши покупатели. Это не красивые слова, это чистая правда. Проект ecoapple существует благодаря вам, нашими читателям и клиентам - вы наши сила и поддержка.
Каждый выбор в нашу пользу отдаляет от пополнения рядов статистики "...в России 90% малых бизнесов закрывается на начальном этапе..."
- Спасибо!
- Вам, спасибо за проявленный интерес🤝💓