Найти тему
TWOKARBURATORS

Почему кипит антифриз в расширительном бачке?

Оглавление
Что делать если закипел антифриз (тосол) в расширительном бачке системы охлаждения двигателя автомобиля
Что делать если закипел антифриз (тосол) в расширительном бачке системы охлаждения двигателя автомобиля

На примере системы охлаждения двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 установим причины неисправности: "кипит тосол (антифриз) в расширительном бачке".

Признаки неисправности: "кипит тосол (антифриз) в расширительном бачке"

Охлаждающая жидкость (ОЖ) бурлит в расширительном бачке системы охлаждения двигателя 21083 во время его работы. Бурление нарастает по мере прогрева двигателя автомобиля.

Все это сопровождается повышением уровня жидкости в расширительном бачке, течью ОЖ под его крышку. Возможен срыв крышки, растрескивание бачка, срыв шлангов системы.

Причины неисправности: "кипит антифриз (тосол) в расширительном бачке"

Перегрев двигателя

Чаще всего перегрев двигателя происходит по причине неисправности термостата системы охлаждения. Его подклинивающий в закрытом положении клапан не дает циркулировать антифризу (тосолу) по большому кругу и охлаждаться в радиаторе.

Другие неисправности приводящие к перегреву двигателя: засорение системы охлаждения двигателя, неисправность вентилятора на радиаторе или его цепи, неисправность пробки расширительного бачка, помпы и пр.

Помимо этого двигатель может перегреваться по причине слишком позднего угла опережения зажигания и смещенных фаз газораспределения. Топливная смесь при этом сгорает в цилиндрах двигателя при движении поршня вниз вызывая его перегрев и соответственно "кипение" антифриза.

"Пробита" прокладка головки блока двигателя

Обычно прогорает часть прокладки между каналом охлаждающей жидкости и камерой сгорания одного из цилиндров. Возможно в результате неправильной установки прокладки, недотянутых болтов головки блока либо прогорания в результате перегрева, детонации или усталостного износа. Газы начинают попадать в систему охлаждения двигателя вызывая кипение антифриза или тосола в расширительном бачке.

Как самостоятельно диагностировать и устранить неисправность

Потрогайте рукой нижнюю часть термостата на прогретом двигателе , если она холодная, то с термостатом проблемы.

Через несколько минут работы двигателя на холостом ходу нижняя часть термостата должна потеплеть, а потом стать горячей
Через несколько минут работы двигателя на холостом ходу нижняя часть термостата должна потеплеть, а потом стать горячей

Посмотрите на указатель температуры охлаждающей жидкости в щитке приборов, если стрелка в красной зоне, а вентилятор на радиаторе не включается, то следует проверить датчик включения вентилятора в правом бачке радиатора замкнув идущие к нему провода. Вентилятор включился - датчик неисправен, нет - неисправен электродвигатель вентилятора.

Датчик включения электровентилятора на радиаторе системы охлаждения двигателя
Датчик включения электровентилятора на радиаторе системы охлаждения двигателя

Снимите и промойте крышку расширительного бачка. Либо замените ее новой.

Убедиться в наличии газов в охлаждающей жидкости можно, надев тонкую резиновую перчатку или воздушный шарик на горловину расширительного бачка (крышка горловины снята) и запустив двигатель – выходящие из горловины газы будут надувать перчатку.

Так же в случае прорыва газов из камер сгорания в каналы системы охлаждения будет постоянно завоздушиваться печка, шланги системы на ощупь будут твердые как камень.

В случае если выявлена неисправность системы охлаждения двигателя проводим ее ремонт. Заменяем неисправный элемент:  термостат, крышку бачка, помпу. Промываем и прочищаем радиатор и саму систему.

Если угол опережения зажигания слишком поздний, проводим его проверку и регулировку.

Углы опережения зажигания для двигателей 2108, 21081, 21083 под 92-й бензин
Углы опережения зажигания для двигателей 2108, 21081, 21083 под 92-й бензин

Проверяем установочные метки ГРМ распределительного и коленчатого валов двигателя.

Установочные метки ГРМ на шкиву распределительного вала двигателя и задней крышке привода
Установочные метки ГРМ на шкиву распределительного вала двигателя и задней крышке привода

"Пробитую" прокладку головки блока придется заменить. Для этого необходимо не только снимать головку, но проверять ее на наличие деформации привалочной поверхности (вдруг ее "повело" при перегреве).

Примечания и дополнения

Если система охлаждения двигателя 21083 работает нормально, то по мере прогрева двигателя при температуре 80 гр клапан термостата начинает приоткрываться и к 95-100 гр он открыт полностью. ОЖ циркулирует по большому кругу, охлаждаясь в радиаторе. Нормальное давление в системе поддерживает крышка на расширительном бачке (она имеет для этого впускной и выпускной клапана). В случае превышения допустимой температуры срабатывает датчик включения вентилятора на радиаторе и температура антифриза (тосола) принудительно приводится в норму (температура включения в районе 99 гр). Охлаждающая жидкость в расширительном бачке при этом не "кипит".