«Темные воды» отличает от других юридических триллеров то, что сценаристы не забыли рассказать историю людей, показать их переживания и боль. В фильме не так важны бумаги и протоколы, как сам факт ущерба и безнаказанность богатых корпораций, которые покупают правду на всех уровнях власти.
Этот жанр, смесь триллера с юриспруденцией, не новый, уже исследованный вдоль и поперек. Подобный юридический триллер впервые был создан с Джоном Траволтой «Гражданский иск». Но все же фильм режиссера Тодда Хейнса «Темные воды», снятый по сценарию Марио Корреа, Мэттью Майкла Карнахана и Натаниэля Рича, в некоторых ключевых отношениях отличается от предыдущих картин. Самый важный аспект, который отличает «Темные воды» от других правдивых историй, связанных с юридической системой, заключается в том, что кино не забывает рассказать ту самую человеческую историю, которая вдохновила действовать других людей — юристов, адвокатов и судей.
Основываясь на правдивой истории Роберта Билотта (Марк Руффало), корпоративного адвоката, который наткнулся на предполагаемые экологические нарушения корпорации DuPont, «Темные воды» теперь навсегда запечатлели это ужасное дело. Билотт начинает судиться с фирмой, но по сути он работает в той компании, где такие фирмы — химические предприятия, — напротив, зачищают. После длительной борьбы единственное, что оставалось сделать адвокату — раскрытие правды в надежде, что кому-то это принесет пользу.
Фильм — отнюдь не драма, как может показаться сначала, ведь главный герой обнаруживает один факт за другим, и все сопровождается нагнетающей музыкой, — этим сейчас мало кого удивишь. Прибавить к этому постоянные ссоры героя Руффало и его жена, сыгранная Энн Хэтэуэй, что точно уж вырисовывает пресловутую драму. Но нет. Суть всех семейных сцен лишь в том, чтобы показать, как герой меняется, ведь он сам работал на зло, защищал тех, кто так легко проводил испытания на людях. Роберт меняется вместе с фильмом.
«Темные воды» — это не только юридическая, бумажная волокита. Хотя судебный процесс в самом центре «Темных вод» сосредотачивает на себе значительную долю драматического веса фильма, Тодд Хейнс изображает судебные разбирательства более реалистично, чем в большинстве проектов, созданных ранее. Темп рассказа всегда держит аудиторию в курсе того, как долго длится путь Роберта Билотта к какому-то правосудию, и хотя эта медлительность надоедает, но в конце осознаешь, что время — это реальность. А реальность — это правда, и здесь она горькая настолько, что невозможно не сопереживать адвокату.
Сцены, где Марк Руффало интервьюирует людей, связанных с делом, а также визуально серая, тусклая съемка его фирмы, кабинета и архива, показывают тяжелую работу, которую Билотт проделал в ходе реальной юридической битвы. Все эти годы он тратил свое здоровье и почти потерял семью: скандалы, напряжение, одиночество. Он продолжает бороться за то, во что действительно верит, — за справедливость.
В этих схватках Марк Руффало изображает не только тихого, замкнутого Роберта Билотта, но и демонстрирует работу с актерами второго плана, которые придают делу весомости, значимости не только лично для них, но для всей страны. Например, Уилбур Теннант (Билл Кэмп), фермер, который подает жалобу, которая заставляет шестеренки «Темных вод» крутиться, Том Терп (Тим Роббинс) — босс и наставник Билотта, который рискнул пойти против такого зверя, у которого денег хватит, чтобы купить всю эту юридическую фирму, которую он возглавляет.
Даже короткие выступления характерных актеров, таких как Виктор Гарбер и Билл Пуллман, помогают поддерживать движение, поскольку их ключевые действующие лица играют решающую роль в истории. Но отношения между Марком Руффало и Энн Хэтэуэй на экране — это то, что могло бы быть немного сокращено, ведь фильм не о браке, не о семейных проблемах. Да, Роберт переживает, что оставил семью, по сути, без отца, но экранного времени уделили слишком много его жене, и история от этого ничего не выиграла. Если бы режиссер соблюдал баланс между драмой и триллером, тогда бы мы получили реального претендента на Оскар, достойный фильм, чем-то похожий на «В центре внимания», где Руффало также принял участие.
«Темные воды» — картина, содержащая послание о корпоративной ответственности. Фильм, как воплощение политики защиты не только людей, но экологии. Гибнут животные, гибнут растения, гибнем мы. Если мировое сообщество не может этого понять, то хотя бы через такие фильмы мы должны манипулировать им, как-то донести посыл, открыть глаза. История рассказана, призыв к действию озвучен. Как долго ждать? Когда деньги перестанут запускать заводы и фабрики, отравляющие Землю?
«Темные воды» — дань титанической работе таких людей, как Роберт. В фильме приняли участие реальные люди, в титрах перечисляют их имена, они — свидетели тех событий, что еще больше приближает нас к правде. Некоторые могут видеть в «Темные воды» отсутствие яркой драмы как недостаток, но на самом деле это помогает истории быть ярче, мрачнее, центрированней. Фильм позволяет зрителям углубиться в рассказ, сочувствовать героям, отчего удары, наносимые ложью и несправедливостью, почувствует каждый, кто увидит фильм Тодда Хейнса.
У правды есть свой инсайдер
P.S.
В основе сюжета лежит статья Натаниэля Рича «Адвокат, ставший наихудшим кошмаром DuPont», которая была опубликована в The New Your Times в 2016 году.
Саундтреки к фильму «Темные воды»