Тема «Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления» достаточно актуальна на современном этапе. Актуальность данной темы обусловлена тем, что техническое состояние рулевого управления автомобиля непосредственно влияет на безопасность движения. Поэтому к его состоянию предъявляются повышенные требования. Чувствительность к управлению рабочей системы рулевого управления должна позволять квалифицированному оператору уверенно вести машину по заданной траектории при выполнении всех операций, для которых предназначена данная машина
Основными задачами являются:
- изучить устройство рулевого управления;
- ознакомиться с перечнем выполняемых работ в объеме технического обслуживания рулевого управления;
- ознакомиться с основными нормативами безопасности;
- организация диагностических и регулировочных работ;
Червячно-роликовый рулевой механизм
В этом рулевом механизме для передачи движения от червяка вместо зубчатого сектора используется ролик. Червяк в этом рулевом механизме сводится на конус в направлении к центру и принимает форму, напоминающую песочные часы (глобоидную). Преимущество этой формы червяка в том, что она позволяет ролику поворачиваться относительно своего центра, и это уменьшает размер рулевого механизма.
Червячно-секторный рулевой механизм
В рулевом механизме этого типа на конце рулевого вала предусмотрен цилиндрический червяк, который перемещает зубчатый сектор. Преимущество червячного рулевого механизма заключается в том, что можно легко добиться высокого передаточного числа – до 22:1. Зубчатый сектор находится в постоянном зацеплении с червяком, любой поворот рулевого вала вызывает поворот зубчатого сектора. Рулевая сошка закреплена на зубчатом секторе и может поворачиваться на 70°. Износ рулевого механизма этого типа относительно высокий из-за трения скольжения рабочих элементов. Недостаток червячно-секторного рулевого механизма состоит в том, что водителю требуется прикладывать к рулевому колесу значительное усилие.
Шарико-винтовой рулевой механизм
Передаточное число в этом рулевом механизме постоянное. Шарики снижают трение между подвижными элементами, поэтому рулевой механизм этого типа практически не подвержен износу. Повышенный люфт в рулевом механизме, как правило, можно устранить путем регулировки положения рулевого вала.
На автомобили Ford Focus 3 устанавливают рулевое управление с рулевым механизмом типа шестерня-рейка. Рулевое управление автомобиля состоит из рулевого колеса, рулевой колонки, рулевого механизма и двух рулевых тяг, соединенных шаровыми шарнирами с поворотными кулаками передней подвески.
В рулевом механизме с электроусилителем электродвигатель 4 потребляет энергию только при повороте рулевого колеса. Благодаря этому расход топлива снижается по сравнению с автомобилями, оснащенными гидроусилителем рулевого управления, у которых насос работает постоянно. Все элементы электроусилителя рулевого управления расположены на картере 5 рулевого механизма.
Рулевой привод состоит из двух рулевых тяг 2 и 9, соединенных шаровыми шарнирами 1 и 10 с поворотными кулаками.
Электроусилитель отслеживает, все управляющие воздействия на рулевое управление и производит увеличение крутящего момента, передаваемого через рулевое колесо, по определенному, специально подобранному для автомобиля алгоритму в зависимости от скорости движения автомобиля.
Электроусилитель активно поддерживает возврат управляемых колес в среднее положение. Эта функция называется «активной самоустановкой» колес. Благодаря ее действию водитель лучше чувствует среднее положение рулевого управления, она облегчает также вождение автомобиля по прямой при воздействии на него различных внешних сил.
При отказе электрического усилителя рулевого управления возможность управления автомобилем сохраняется, но усилие на рулевом колесе возрастает.
Регулярно проверяйте состояние рулевого управления, так как от него зависит безопасность движения. Проверки нужно проводить снизу автомобиля, установленного на смотровой канаве или опорах.
1.Проверьте положение руля. Спицы руля при прямолинейном положении передних колес должны располагаться симметрично относительно вертикальной оси.
2.Пустите двигатель. Поверните руль в обе стороны от упора до упора. Убедитесь в отсутствии стуков, заеданий и помех, препятствующих повороту руля.
3.Проверьте состояние защитных чехлов наконечников рулевых тяг. Замените порванные, потрескавшиеся или потерявшие эластичность чехлы.
4.Резко поворачивая руль в обоих направлениях (это должен делать помощник), проверьте крепление рулевого механизма.
5.Рулевой механизм расположен на подрамнике передней подвески. Перемещение и стуки в механизме не допускаются.
6.При необходимости проверьте затяжку болтов крепления рулевого механизма к подрамнику передней подвески.
7.Проверьте наличие люфтов в шаровых шарнирах наконечников рулевых тяг. Наличие люфта не допускается.
8.Проверьте надежность затяжки гаек пальцев шаровых шарниров наконечников рулевых тяг.
9.Проверьте состояние защитных чехлов рулевых тяг. Поврежденные чехлы надо обязательно заменить.