На прошлой неделе мы рассказали о громком деле с сыром Адыгйский. Все было завязано вокруг Наименования места происхождения товара (НМПТ). Что же это такое?
Понятие
НМПТ — это обозначение, содержащее наименование страны, городского или сельского поселения, местности или географического объекта, ставшее известным в отношении товара, особые свойства которого определяются исключительно характерными для данного географического объекта природными условиями (например, минеральная вода Нарзан) или людскими факторами (например, наличие в селе Палех специалистов высокого класса по изготовлению знаменитой палехской лаковой миниатюры).
Если говорить простым языком — речь идет о товарах, имеющих уникальные свойства, обусловленные производством либо в определённой местности (ессентуки), либо людским фактором (народные промыслы).
Нужно учитывать, что обозначения, вошедшие в России во всеобщее употребление, которое не связано с каким-либо местом производства, не могут быть зарегистрированы как наименования места происхождения товара.
Основное отличие НМПТ от товарного знака
- связь качества товара с регионом, где выпускается товар;
- правом на одно и то же НМПТ могут обладать несколько предприятий данного географического региона, выпускающих одну и ту же продукцию, а не строго одно предприятие как в случае с товарными знаками;
- производитель должен иметь предприятие в границах охраняемого географического объекта;
- наименование места происхождение товара получает охрану только после государственной регистрации в Роспатенте. По итогам средство индивидуализации регистрируется в государственном реестре.
Во время регистрации выдаётся заключение уполномоченного гос органа о том, что товар производится в определённом районе и обладает уникальными свойствами: Минздрав (на воду), Минсельхоз, Рыбнадзор, Минпромторг.
- Также производится регистрация исключительного права производителя на НМПТ. По итогам производителю выдается свидетельство об исключительном праве. Свидетельство действительно в течение 10 лет с возможностью продления.
- Законодательство Российской Федерации запрещает правообладателю исключительного права на НМПТ распоряжаться им, в том числе отчуждать и передавать его.
И зачем оно надо?
НМПТ имеет не только экономическое, но и социальное значение, поскольку сопровождает традиционные, зачастую уникальные товары. Такие товары могут отражать историю России, являясь объектами ее материальной и духовной культуры. Важно также иметь в виду, что, исходя из существа объекта, он всегда гарантирует наличие в сопровождаемом товаре особых свойств, определяемых географической средой (природными и/или людскими факторами) места происхождения товара.
В настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано более 1620 НМПТ. В их числе «Башкирский мед», «Нарзан», «Вологодское масло», «Абрау-Дюрсо», «Адыгейский сыр».