Постоянно сталкиваюсь с ситуацией, когда при обычном или даже посредственном обслуживании, с меня почему-то требуют чаевые. При этом, не только сами нерадивые работники обижаются на их отсутствие, но и мои друзья, с кем я ужинаю в ресторанах, живу в гостиницах или посещаю бар на отдыхе, обвиняют меня в "жадности". Давайте разберёмся, в чём моя жадность.
Огорчает не сам факт обвинений, а их мотивировка. Мне говорят, что у работников сферы услуг очень маленькая зарплата, и основной их заработок складывается именно из чаевых. Более нелепой причины давать людям деньги, я даже придумать не могу. Глупость полнейшая. Чаевые - это премия. Если ты заинтересован в ней, если она составляет большую часть твоего дохода, так заслужи её. Сделай так, чтобы посетитель был доволен и получил большее удовольствие от еды и обслуживания, чем ожидал. Тогда и получишь свою премию.
Нельзя давать чаевые просто за то, что всё устраивает. Это значит, что вы платите за обычную работу, за которую работник и так получает зарплату. А если даёте даже тогда, когда были недочёты, то вообще поощряете плохую работу, и это значит, что в следующий раз она будет ещё хуже. Зачем стремиться угодить клиенту, если от этого ничего не зависит, и свои 10-15% ты и так получишь?
Если у работника маленькая зарплата, разве это моя проблема? Не нравится, не работай. Почему я должен вместо работодателя повышать этому человеку зарплату и платить премию, особенно если он сам ничего для этого не делает?
Чаевые нужно платить за то, что сделано сверх ожидаемого. Например, официант не просто хорошо обслужил без замечаний, не просто ответил на все вопросы о блюдах и самом ресторане, а предугадывал ваши желания, появлялся в нужный момент, посоветовал что-то, что вам понравилось, а вы бы сами это не заказали, предупредил о размере блюда или гарнира, из чего вы сделали выводы и взяли нужный размер порции. Блюдо оказалось более вкусным, чем вы ожидали, а вино, которое посоветовал сомелье, более изысканным и тд.
Таксист не просто нормально и безопасно довезёт, а еще и молчал всю дорогу, и объехал все пробки. Горничная убралась и заправила кровать так хорошо, что вам даже страшно было испортить эту красоту. Работник отеля не выхватил у вас из рук чемодан, а вежливо спросил, может ли он помочь вам доставить ваши вещи в номер.
Вот за это я обязательно заплачу, причем больше, чем принято.
Хорошо устроились эти работодатели. Можно не платить и особо не следить за сотрудниками. Все равно им дадут чаевые, потому что так принято.
Резюмирую: Я никогда не стану платить за посредственную, и даже за просто хорошую работу, поощряя тем самым расслабленность и безалаберность. И мне без разницы то, как делают другие, и как принято делать в данной конкретной стране. И жадность тут совершенно не при чём. Хочешь чаевых - заработай!
А вы даёте чаевые просто потому, что положено?
Читайте также:
Сколько нужно денег, чтобы считать себя представителем среднего класса