Здравствуйте, уважаемый читатель (уважаемая читательница) канала «Дневник оптимиста»!
В коллекции Горьковского автозавода есть опытный автомобиль с кабиной ГАЗ-66, носящий индекс ГАЗ-53П. Кратко о его создании, характеристиках и причинах остановки проекта описано в представленной публикации.
Зачем был создан ГАЗ-53П?
Конструкторы Горьковского автозавода неоднократно создавали тягачи. Достаточно вспомнить ГАЗ-52П 56-го года с кабиной переходной конструкции и ГАЗ-51П 57-го года, выпускавшийся малыми партиями в течение 18 лет и использовавшийся, в основном, на контейнерных перевозках. Позднее в 59-м году тягач 52-й модели получил «родную» кабину, но в серию не пошёл.
В 61-м году горьковчане решили создать тягач, способный буксировать полуприцепы средней грузоподъёмности по дорогам с покрытием, который бы продолжил дело контейнеровозов ГАЗ. Возможно, это была ещё одна попытка завода войти в нишу средних грузовиков, не имея двигателя нужной мощности, способная убедить правительство выделить финансирование на новое моторное производство.
За основу был взят ГАЗ-53, к изменённой его раме добавили кабину и некоторые узлы и детали полноприводного ГАЗ-66. Обеспечивая унификацию, специалисты ГАЗа применили освоенные в производстве компоненты для создания автомобиля не похожего ни на один из серийных вариантов грузовиков.
Особенности конструкции ГАЗ-53П.
- Уменьшенная на 0,8 м колёсная база и установка кабины над двигателем способствовали снижению габаритов, укорачиванию рамы и должна была обеспечивать лучшую манёвренность тягача.
- Двигатель, трансмиссия и мосты были применены от ГАЗ-53, Их характеристики полностью были сохранены, за исключением того, что рычаг переключения КПП был применён от вездехода. На КПП была установлена КОМ для обеспечения работы подъёмного механизма самосвальных полуприцепов.
- Кронштейн вертикально расположенного запасного колеса и ящик для инструмента установили за кабиной, как у серийного ГАЗ-66. Между ними помещался аккумулятор.
- Тягач комплектовался шинами ГАЗ-53 размером 8,25х20, сзади они были сдвоенными.
Конструктивные особенности тягача позволяли ему воспринимать нагрузку на седло в 4 тонны, буксировать полуприцеп грузоподъёмностью до 8 тонн со скоростью до 80 км/час на расстояние свыше 800 км (два бака по 105 л).
С какими полуприцепами проходил испытания ГАЗ-53П?
В процессе опытной эксплуатации тягач применялся для буксировки бортового полуприцепа модели ГАЗ-707 грузоподъёмностью 4 тонны. Этот полуприцеп создавался для тягача ГАЗ-63Д и перевозки сельскохозяйственных грузов. Его особенностью было наличие двух реечных подъёмных механизмов, которые приводились в действие от тягача.
Вторым полуприцепом, буксируемым ГАЗ-53П, был полуприцеп объединения «Ташавтомаш» из столицы Узбекистана модели ТМЗ-879. Он имел два кузова, опрокидывающиеся набок гидроцилиндрами, способные перевезти 6 тонн груза.
Одесский полуприцеп рефрижератор модели ОдАЗ-826 мог перевозить 5 тонн скоропортящихся грузов, обеспечивая их сохранность в пути.
При опытной эксплуатации к ГАЗ-53П прицепляли полуприцепы-цистерны для перевозки и возможного хранения светлых нефтепродуктов.
Самую большую подготовку к будущему тягачу произвёл Саранский завод. Здесь разработали семь моделей полуприцепов грузоподъёмностью до 5,5 тонн для перевозки различных грузов, три из которых были самосвальными.
Почему проект не получил продолжения?
Об истинных причинах остановки проекта ГАЗ-53П сейчас можно только догадываться или предполагать. Возможно, одной из причин, помешавших ГАЗ-53П встать на конвейер, было неудобное место водителя. Молодого военного водителя, выполняющего перевозки на малом плече, кабина ГАЗ-66 не так утомляла, как водителя гражданского тягача, обеспечивающего межрегиональные маршруты.
Для постановки на конвейер нового тягача требовались финансовые вложения, а серийно выпускавшийся в это время ГАЗ-51П успешно справлялся с возложенным на него объёмом работ, что могло быть причиной отказа в финансировании. Кроме того, к этому времени в большей готовности к серийному производству был ГАЗ-52, на базе которого с 77-го года пошёл в серию ГАЗ-52-06, заменивший тягач 51-й модели.
Если вам понравилась публикация, пожалуйста, нажимайте «палец вверх», пишите комментарии и подписывайтесь на канал – это позволит стать ему лучше.
Возможно, Вас заинтересуют другие публикации канала «Дневник оптимиста». Читайте здесь.
Спасибо за внимание!
Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.
С уважением и благодарностью Олег Ейский.