Найти тему
Дневник оптимиста

Автомобили СССР. Седельный тягач с кабиной ГАЗ-66.

Тягач ГАЗ-53П.Фотография в качестве иллюстрации использована с разрешения Игоря Погодина. Адрес: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1964/gaz_53p_opytnyj/
Тягач ГАЗ-53П.Фотография в качестве иллюстрации использована с разрешения Игоря Погодина. Адрес: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1964/gaz_53p_opytnyj/

Здравствуйте, уважаемый читатель (уважаемая читательница) канала «Дневник оптимиста»!

В коллекции Горьковского автозавода есть опытный автомобиль с кабиной ГАЗ-66, носящий индекс ГАЗ-53П. Кратко о его создании, характеристиках и причинах остановки проекта описано в представленной публикации.

Тягач ГАЗ-52П 1956 года с переходной от ГАЗ-51 кабиной с полуприцепом ОдАЗ-856. Иллюстрация из: https://russkiymir.ru/upload/iblock/6b1/6b1e829e53f55a6067631252cad9bf95.jpg
Тягач ГАЗ-52П 1956 года с переходной от ГАЗ-51 кабиной с полуприцепом ОдАЗ-856. Иллюстрация из: https://russkiymir.ru/upload/iblock/6b1/6b1e829e53f55a6067631252cad9bf95.jpg

Зачем был создан ГАЗ-53П?

Конструкторы Горьковского автозавода неоднократно создавали тягачи. Достаточно вспомнить ГАЗ-52П 56-го года с кабиной переходной конструкции и ГАЗ-51П 57-го года, выпускавшийся малыми партиями в течение 18 лет и использовавшийся, в основном, на контейнерных перевозках. Позднее в 59-м году тягач 52-й модели получил «родную» кабину, но в серию не пошёл.

Тягач ГАЗ-51П с полуприцепом для перевозки контейнеров. Иллюстрация из: https://ic.pics.livejournal.com/aleksey_delfinn/18232813/43495/43495_1000.jpg
Тягач ГАЗ-51П с полуприцепом для перевозки контейнеров. Иллюстрация из: https://ic.pics.livejournal.com/aleksey_delfinn/18232813/43495/43495_1000.jpg

В 61-м году горьковчане решили создать тягач, способный буксировать полуприцепы средней грузоподъёмности по дорогам с покрытием, который бы продолжил дело контейнеровозов ГАЗ. Возможно, это была ещё одна попытка завода войти в нишу средних грузовиков, не имея двигателя нужной мощности, способная убедить правительство выделить финансирование на новое моторное производство.

Тягач ГАЗ-52 1959 года с кабиной первой серии остался экспериментальным. Иллюстрация из: https://a.d-cd.net/w0AAAgNGouA-1920.jpg
Тягач ГАЗ-52 1959 года с кабиной первой серии остался экспериментальным. Иллюстрация из: https://a.d-cd.net/w0AAAgNGouA-1920.jpg

За основу был взят ГАЗ-53, к изменённой его раме добавили кабину и некоторые узлы и детали полноприводного ГАЗ-66. Обеспечивая унификацию, специалисты ГАЗа применили освоенные в производстве компоненты для создания автомобиля не похожего ни на один из серийных вариантов грузовиков.

Тягач ГАЗ-52П был симбиозом ГАЗ-53 и ГАЗ-66. Фотография в качестве иллюстрации использована с разрешения Игоря Погодина. Адрес: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1964/gaz_53p_opytnyj/
Тягач ГАЗ-52П был симбиозом ГАЗ-53 и ГАЗ-66. Фотография в качестве иллюстрации использована с разрешения Игоря Погодина. Адрес: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1964/gaz_53p_opytnyj/

Особенности конструкции ГАЗ-53П.

  • Уменьшенная на 0,8 м колёсная база и установка кабины над двигателем способствовали снижению габаритов, укорачиванию рамы и должна была обеспечивать лучшую манёвренность тягача.
  • Двигатель, трансмиссия и мосты были применены от ГАЗ-53, Их характеристики полностью были сохранены, за исключением того, что рычаг переключения КПП был применён от вездехода. На КПП была установлена КОМ для обеспечения работы подъёмного механизма самосвальных полуприцепов.
  • Кронштейн вертикально расположенного запасного колеса и ящик для инструмента установили за кабиной, как у серийного ГАЗ-66. Между ними помещался аккумулятор.
  • Тягач комплектовался шинами ГАЗ-53 размером 8,25х20, сзади они были сдвоенными.

Конструктивные особенности тягача позволяли ему воспринимать нагрузку на седло в 4 тонны, буксировать полуприцеп грузоподъёмностью до 8 тонн со скоростью до 80 км/час на расстояние свыше 800 км (два бака по 105 л).

Тягач ГАЗ-53П с полуприцепом ГАЗ-707. Фотография в качестве иллюстрации использована с разрешения Игоря Погодина. Адрес: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1964/gaz_53p_opytnyj/
Тягач ГАЗ-53П с полуприцепом ГАЗ-707. Фотография в качестве иллюстрации использована с разрешения Игоря Погодина. Адрес: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1964/gaz_53p_opytnyj/

С какими полуприцепами проходил испытания ГАЗ-53П?

В процессе опытной эксплуатации тягач применялся для буксировки бортового полуприцепа модели ГАЗ-707 грузоподъёмностью 4 тонны. Этот полуприцеп создавался для тягача ГАЗ-63Д и перевозки сельскохозяйственных грузов. Его особенностью было наличие двух реечных подъёмных механизмов, которые приводились в действие от тягача.

ГАЗ-53П с полуприцепом ТМЗ-879. Фотография в качестве иллюстрации использована с разрешения Игоря Погодина. Адрес: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1964/gaz_53p_opytnyj/
ГАЗ-53П с полуприцепом ТМЗ-879. Фотография в качестве иллюстрации использована с разрешения Игоря Погодина. Адрес: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1964/gaz_53p_opytnyj/

Вторым полуприцепом, буксируемым ГАЗ-53П, был полуприцеп объединения «Ташавтомаш» из столицы Узбекистана модели ТМЗ-879. Он имел два кузова, опрокидывающиеся набок гидроцилиндрами, способные перевезти 6 тонн груза.

ГАЗ-53П с полуприцепом ОдАЗ-826. Фотография в качестве иллюстрации использована с разрешения Игоря Погодина. Адрес: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1964/gaz_53p_opytnyj/
ГАЗ-53П с полуприцепом ОдАЗ-826. Фотография в качестве иллюстрации использована с разрешения Игоря Погодина. Адрес: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1964/gaz_53p_opytnyj/

Одесский полуприцеп рефрижератор модели ОдАЗ-826 мог перевозить 5 тонн скоропортящихся грузов, обеспечивая их сохранность в пути.

При опытной эксплуатации к ГАЗ-53П прицепляли полуприцепы-цистерны для перевозки и возможного хранения светлых нефтепродуктов.

Самую большую подготовку к будущему тягачу произвёл Саранский завод. Здесь разработали семь моделей полуприцепов грузоподъёмностью до 5,5 тонн для перевозки различных грузов, три из которых были самосвальными.

Тягач ГАЗ-52-06 пошл в серию вместо ГАЗ-53П. Иллюстрация из: http://fototruck.ru/photo/00/86/84/86845.jpg
Тягач ГАЗ-52-06 пошл в серию вместо ГАЗ-53П. Иллюстрация из: http://fototruck.ru/photo/00/86/84/86845.jpg

Почему проект не получил продолжения?

Об истинных причинах остановки проекта ГАЗ-53П сейчас можно только догадываться или предполагать. Возможно, одной из причин, помешавших ГАЗ-53П встать на конвейер, было неудобное место водителя. Молодого военного водителя, выполняющего перевозки на малом плече, кабина ГАЗ-66 не так утомляла, как водителя гражданского тягача, обеспечивающего межрегиональные маршруты.

Для постановки на конвейер нового тягача требовались финансовые вложения, а серийно выпускавшийся в это время ГАЗ-51П успешно справлялся с возложенным на него объёмом работ, что могло быть причиной отказа в финансировании. Кроме того, к этому времени в большей готовности к серийному производству был ГАЗ-52, на базе которого с 77-го года пошёл в серию ГАЗ-52-06, заменивший тягач 51-й модели.

Если вам понравилась публикация, пожалуйста, нажимайте «палец вверх», пишите комментарии и подписывайтесь на канал – это позволит стать ему лучше.

Возможно, Вас заинтересуют другие публикации канала «Дневник оптимиста». Читайте здесь.

Спасибо за внимание!

Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.

С уважением и благодарностью Олег Ейский.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц