Начало "Картошка" как явление #1. Школа : "
https://zen.yandex.ru/media/mk_various/kartoshka-kak-iavlenie-1-shkola-5de63c4f5ba2b500adf0a31d
/Основано на личных впечатлениях и воспоминаниях. Фото для иллюстрации взято из Интернета/
Студенты
Студентов в моем институте в колхоз отправляли только до третьего курса. Первыми в начале сентября отправляли первокурсников. Второкурсники - им на смену, ближе к октябрю. Затем - третий курс.
Конечно, все студенты как будто бы были недовольны этими выездами, но это недовольство было каким-то… слегка неискренним, и я не знаю никого, кто бы потом, годы спустя, не вспоминал с теплом те две-три недели, проведенные на полях совхоза «Большевик». Это Серпуховской район Московской области.
Селили нас в опустевших к осени корпусах пионерлагеря «Курчатовец». Жили человек по десять в комнате, не меньше. Питались здесь же — в столовке пионерлагеря.
Чем мы там занимались? Студентов бросали в основном не на картошку, а всё больше на свёклу, морковь, капусту. Поля, засеянные этим овощами, располагались в плодородной пойме реки Пахры.
Погода к октябрю часто была не очень радостной — уже далеко не жарко, пасмурно. Нередко и дождик моросил. А вот солнце и хорошая осенняя погода были как раз редкими гостями.
Мы, «бедные студентики», вместо того, чтобы «грызть» Ланду-Лифшица и Кудрявцева с Никольским, в куртках, а большинство в фуфайках-ватниках горбатились в позе «зю» на длинных рядах буряка или морковки. Работа нудная, но когда рядом твои товарищи заняты тем же — это поддерживает, объединяет, и работа движется, и настроение вполне хорошее. По ходу дела — бесконечные разговоры о самом разном. Шуточки. Так что время проходит не утомительно.
А еще — забавы на свежем воздухе в перерывах.
«Всадники». Разбивались попарно. Правильная пара: один парень покрупнее — это «лошадь», второй полегче — это «всадник». Первый подсаживал второго на закорки (более серьезный вариант – на плечи верхом) и в бой! Сталкивались в схватке со второй такой же парой. Цель — свалить противника на землю. Или всю пару целиком, или стащить всадника, сбросить на землю. Такие бои вызывали живой интерес, и зрители, ставшие широким кругом вокруг бойцов, образовав арену, весело болели за своих.
Еще одна игра — в «слона». Парни разбивались на две команды человека по четыре-пять, а то и больше — зависело от числа желающих принять участие.
Одна команда становилась в линию друг за другом, наклонившись вперед, выставив спину вверх и покрепче обхватив руками впереди стоящего. Это «слон». Вторая команда по очереди запрыгивала с разбегу на спину этого «слона». Задача запрыгивающей команды, во-первых, удержаться всей командой на спине «слона», а во-вторых — по возможности «проломить» спину «слона», разрушить его. Задачей же «слона» было, во-первых, выдержать, не развалится, пока на него не запрыгнет вся команда соперников. Если это удалось, то «слону» надо еще пройти десяток метров, сохранив целостность, до намеченной заранее черты. Потом команды менялись ролями.
Вокруг грязь, холодно, моросит дождик, а у нас — азарт, распаленные, разгоряченные участники!
Конечно, приобщение будущей научной интеллигенции к нудному колхозному труду было сомнительным с точки зрения экономики мероприятием. Но, если подумать, то это, может быть, тот случай, когда побочные эффекты и сопутствующие результаты «полевого эксперимента» намного перевешивают результаты, полученные при достижении, казалось бы, основной заявленной цели – сбор урожая.
Что я имею в виду?
Для первокурсников первой очевидной целью (помимо помощи колхозу) было просто то, чтобы они, совершенно незнакомые друг с другом парни и девушки, собрались все вместе, перезнакомились и в условиях совместной работы сложились в маленькие студенческие коллективы, которым предстоит в ближайшем будущем очень нелегкая учёба. Сейчас бы это назвали на нашем новоязе «тимбилдинг».
Но были и другие, не столь явные цели.
Студенческий труд — учеба — это, как ни крути труд индивидуальный. В основном студент «грызёт гранит науки» сам, находясь один на один с учебником, с задачником, с преподавателем на экзамене. Да, его «ведут» преподаватели, да, его окружают братья-студиозусы, готовые помочь, поддержать, но только от его индивидуальных усилий зависит его собственная успешность.
Но он, студент — это ведь будущий инженер, научный сотрудник. Науку и технику сейчас делают большие коллективы. Скажите, где студентам — молодым парням и девушкам — получить первый опыт работы в коллективе, приобрести навыки общения и работы на общую цель, проявить в себе те качества, которые необходимы для работы в команде?
«Картошка», эти колхозно-совхозные работы — вот прекрасный полигон для этого. Там, в промозглую осеннюю погоду на тривиальной простой нудной работе отлетают в сторону «интеллигентские заморочки», «заумные капризы», «задранные носы» тех, кто считал себя «пупом земли». Там сразу виден ответ на вопрос «who is who», естественно и просто устанавливаются рабочие отношения в коллективе, завязываются приятельство, дружба, много всего…
Мы, студенты, конечно, ни о чем таком не думали. У нас жизнь была своя — молодая, студенческая. И для нас основная ее часть начиналась после работы, когда студентов привозили в лагерь.
С одной стороны, молодой студенческий народец расслаблялся: музыка, танцы. (Конечно, тайком, не афишируя, и допинг в виде согревающе-подогревающего горячительного, но в пределах разумного и приличного.)
В ту поезду на втором курсе вышел альбом Тухманова «По волнам моей памяти». Эта совершенно новая по стилистике для советской музыкальной жизни пластинка понравилась сразу всем. Теперь из колонок на танцах звучали не только Deep Purple, Beatles, Rolling Stones, Led Zepelin, но и Давид Тухманов.
Но главное в другом.
Такого взрыва творчества, как там, редко где еще можно встретить. Объяснить это можно просто: аномально большая концентрация в одном месте большого количества умных творческих молодых личностей не могло не породить чего-то в этом роде.
Гитары, песни (песенные конкурсы), студенческий театр (шутки, юмор, миниатюры). Кто-то что-то постоянно сочинял. Частенько впечатления от работы в поле находили задорное (ироничное и критичное) выражение в этом творчестве.
Вот один из примеров такого рода: рок-опера «Любимая овощ».
(Последующий абзац надо читать с пафосом и с проникновенным чувством.)
Это душераздирающая история о том, какая жестокая кара ожидает полевых вредителей (мышей и крыс), посягающих на народное достояние. Праведный гнев народа требует отмщения, но защитники животных (видимо, предшественники Гринписа) осуждают жестокие меры по отношению к беззащитным зверушкам. Опера пронизана гражданским пафосом, а во втором куплете слышатся нотки сатиры на студенческий быт — явно выраженная неравнодушная гражданская позиция.
Поётся на мотив одной из арий из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» (она была тогда очень популярна) — ну вы сами сразу сообразите:
Любимую овощ, родную до боли,
В полях саблезубые мыши грызут.
Грудастую овощ, кило 7 копеек,
Ползучие твари поганят вовсю!
Вот - чу! - показалось усатое ухо,
Вбуравился в мякоть разнузданный клык.
Хватайте, хватайте за серое брюхо,
Хватайте, хватайте за острый кадык!
Припев:
В петлю! Вздернуть скотину! /безжалостно/
Оставьте животное, дикий народ! /осуждающе/
По лбу! Испортим «витрину»! /кровожадно/
Она же живая, она же умрет! /жалостливо/
Пусть радует солнце зубастым оскалом,
Пускай-пускай морковку грызет. /жизнеутверждающе/
Вы — дети садистов, вы — внуки китайцев! /осуждающе/
Вспороть ей, вспороть ей, вспороть ей живот! /безжалостно/
Ползучая сволочь ползет к коммунизму,
Заразу с собою несет до Москвы.
За руки, за ноги, животиком книзу
И делаем трещинку вдоль головы.
Не надо побоев и лишней нам крови,
Пусть крыса почует, что значит тюрьма:
Возьмем ее в лагерь, до нашей столовой.
Понюхает ужин — загнется сама!
Припев.
<…>
Удивительно, но что-то я не припомню, чтобы там «на картошке» кто-то простужался, болел. Мы возвращались к учебе заряженные энергией, в отличном настроении (эта колхозно-совхозная обязаловка наконец-то закончилась!) и с новыми силами окунались в студенческие будни.
На работе
С предприятий, институтов на колхозно-совхозные работы тоже отправляли, но все же не часто. Если такое и бывало, то не везде, не поголовно. Это скорее было исключением, и туда старались запихнуть самых малоценных работников, типа «зеленых» молодых специалистов.
Помню, друзья, распределившиеся после института в аэрокосмическую фирму, рассказывали. Только устроились на работу, и каково же было их удивление! Почти сразу их отправили в тот же самый совхоз «Большевик». Чувство — словно снова стали студентами.
Кроме «ссылок» на колхозно-совхозные работы интеллигенцию бывало отправляли по разнорядке на овощные базы. Припоминаются такие случаи, когда в упаковках с картошкой в магазине находили визитки кандидатов и докторов наук, которые по какой-то причине не смогли отмазаться от сортировки гнилой картошки и её упаковки на овощебазе.
И всё же… Это скорее курьезные случаи, а не система. Над ними все втихаря подсмеивались с издевкой в сторону власти. Тем не менее, власть все же не была настолько глупа и примитивна, как ее порой рисуют. На предприятиях со сложившимися коллективами, с организованным процессом производства отвлекать основных работников на колхозно-совхозную активность не было ни экономического, ни какого-либо другого смысла. Так их и не отвлекали (исключения смотри выше).
Тимбилдинг
Еще одно попутное соображение.
С перестройкой в Советском Союзе традиция «картошки» постепенно умерла, как и многое другое. «Картошка» осталась в воспоминаниях, как атрибут того ушедшего времени, для кого-то доброго, для кого-то нет.
С 90-ых в России стало модным перенимать всё «самое лучшее, самое правильное и передовое» с Запада. В области HR (Human Resources — отдел кадров по-старому) новой «фишкой» в компаниях стали такие мероприятия, как тимбилдиг (от английского «team building» — построение команды), призванные сплотить коллектив. Как правило, это практиковалось в новых, недавно созданных или находящихся в процессе создания компаниях, подразделениях, рабочих группах, коллективах.
Проводится это следующим образом. Весь такой новый коллектив вывозился за город на день-два в специальное место (это мог быть какой-то дом отдыха, турбаза, или что-то в таком роде). Там с помощью аниматоров, специалистов в этом деле, организовывались коллективные игры-задания. Цель: в непринужденной игровой атмосфере дать людям возможность познакомиться друг с другом, установить личностные отношения, чтобы они попробовали себя, почувствовали себя и других в новом коллективе, когда общими усилиями в игре нужно достичь какую-то цель, чтобы понять «who is who».
Отличное мероприятие! Веселое, позитивное! Но это всё же игра, развлечение. Это не настоящее. И частенько мне думалось: вас бы на нашу «картошку», в совхоз «Большевик», в поле — дергать буряк под моросящим осенним дожем. Там бы сразу было понятно «who is who».