В наших продуктовых магазинах импортных товаров до перестройки почти не было - ну разве что компоты и фрукты из соцстран и братской Африки. Буржуазные диковинки привозили в СССР дипломаты, моряки и прочие счастливчики, бывавшие в «загранке». Нарядные упаковки тех съедобных сувениров поражали - ведь в гастрономах Союза та- кого праздника не встретишь. Но в 90-х в Россию пришел дикий капитализм. Рынок открыли для всего заграничного. И отечественные покупатели наконец могли вкусить «запретный плод». Hy если, конечно, денег хватало, времена-то стояли тяжелые. Это уже потом, привыкнув к импортной еде, мы начали понимать: не все то вкусно и полезно, что имеет красивый фантик с английскими буквами. А тогда эти диковинки казались невиданной роскошью и символом новой жизни - свободной и богатой!
Типичный ларек из 90-ых: от буйства красок заграничных упаковок, жвачек, шоколадок, соков в глазах рябило!
Советские натуральные соки в трехлитровых банках в 90-х совсем исчезли из наших магазинов. Их вытеснили импортные тетрапаки и сухие порошки в пакетиках. Последние казались потрясающей диковинкой: высыпал в стакан, развел водой и пей сок! Какой хочешь: клубничный, малиновый, виноградный! Эти напитки были так популярны, что про них шутили даже Илья Олейников и Юрий Стоянов в своем «Городке». Они ныряли в новогодний бассейн, не заметив, что тот сухой. И, «разбившись» об его дно, страдали, повторяя фразу из рекламы концентрированных соков: «Просто добавь воды!»
Американские шоколадные батончики «марсы» и «сникерсы» в капиталистических Европе и США появились в 30-х годах. Но россияне их увидели лишь после развала СССР в начале 90-х. И полюбили сразу! Такую шоколадку было незазорно вручить девушке на свидании и принести в подарок на день рождения. Детишки хотели найти сникерс «от Деда Мороза» под новогодней елкой. Но их мечта сбывалась редко. У мам и пап на такую «роскошь» не было денег. Один батончик в первой половине 90-х стоил 2500 неденоминированных рублей. Если они были в семье — их тратили на батон хлеба. Его цена была примерно такой же. Еще малыши тех лет мечтали о «киндер-сюрпризе» - удивительном шоколадном яйце с игрушкой внутри. Но цена - 3500 рублей останавливала многих.
Европа бульонный изобрела кубик XIX веке. Это спрессованный обезвоженный мясной бульон. И он предназначался для бедноты, которая не могла позволить себе мясо. В СССР в 50-60-х кубики тоже выпускали. Но так мало, что многие граждане даже не подозревали об их существовании. Другое дело - супы в пакетиках! Их в СССР покупали охотно. Ведь стоили они копейки, готовились быстро. Настоящие заграничные кубики у нас появились в 90-х! По телику крутили рекламу про «вкусен и скор», а в новомодных офисах брокеры и мерчандайзеры кидали в чашки с кипятком не чай, а кубик. Мол, готова чашка супа! Считалось, что это очень круто и вкусно. Впрочем, народ довольно быстро понял: настоящий домашний бульон всё же вкуснее.